На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Социально-психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа
Структура личности
Личностно – ориентированный подход в образовании
Перспективные цели образования
Статус воспитанников детских домов и школ-интернатов и их психологические особенности
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и коллективов воспитанников
Диагностические методы изучения психологического климата коллектива
Все страницы

Материалы областного постоянно действующего семинара

24-25 января 2007 г.
Анкета 1 участника постоянно действующего семинара «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждении интернатного типа»

Уважаемый(ая) коллега!

  1. Отметьте, пожалуйста, пользуясь 10-балльной шкалой, степень Вашего интереса к проблеме семинара (шкала I), уровень Ваших знаний по ней (шкала II), владение личностно-развивающими технологиями, современными формами и методами социально-педагогической и психологической работы, применение их на практике (шкала III).

I
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
II
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Какой (какими) концепцией личности Вы пользуетесь, проектируя и организуя свою деятельность ______________________________________

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

  1. Продолжите, пожалуйста, предложение.

Личность – это ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Укажите, пожалуйста, какие закономерности и механизмы развития личности Вы учитываете в своей работе

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее распространенные особенности (проблемы) социально-психологического статуса воспитанника интернатного учреждения

а) дошкольного возраста__________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) младшего школьного возраста___________________________________
__________________________________________________________________
в) подростка ____________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Перечислите принципы и основные требования к реализации личностно ориентированного подхода в деятельности педколлективов интернатных учреждений_____________________________________________________

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

  1. Отметьте, пожалуйста, какими социально-психологическими проблемами развития личности Вы занимаетесь чаще всего и какие из них стремитесь решать целенаправленно (имеете программы, проводите диагностические исследования и др.):

Проблема (задача)

Решаю

Решаю целенаправленно

1

2

3

Адаптация детей (подростков) к условиям жизнедеятельности в учреждении образования и к новым коллективам

Формирование (восстановление) базового доверия к миру, создание у воспитанника субъективного чувства защищенности, безопасности

Готовность к школе, развитие мотивационных и инструментальных предпосылок учебной деятельности

Построение содержательных форм общения (в соответствии с «возрастной нормой») со сверстниками и взрослыми

Воспитание толерантности, умений ненасильственного решения проблем, конструктивного разрешения конфликтов

Коллективообразование (создание коллективов классов, групп)

Развитие самооценки и самоотношения, формирование чувства уверенности в себе

Поиск воспитанником (подростком) места в различных системах межличностных отношений (дружба, коллективизм, отношения мальчики-девочки)

Развитие эмоционально-волевой сферы личности, овладение способами регуляции эмоциональных состояний

Участие воспитанников в совместной общественно-значимой деятельности (милосердие, труд, самоуправление, «доверенные ученики» и т.д.)

Становление полоролевого самосознания и поведения воспитанников, готовность к семейной жизни, профилактика воспроизводства семейного неблагополучия

Здоровый образ жизни, профилактика социальных «вредностей»

Развитие нравственного самосознания воспитанников

Организация предпрофессиональной подготовки, развитие профессиональных интересов и профессиональное самоопределение воспитанников

Воспитание лидеров демократического типа

Становление субъективных представлений о своем будущем, развитие образов Я-идеальное, Я-будущее

Постинтернатная адаптация

Другие (укажите)

  1. Что в Вашей деятельности Вы считаете своим достижением?

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Опытом решения каких социально-педагогических и психологических проблем (задач) образования Вы могли бы поделиться с коллегами?______________________________________________________________________________________________________________________
  1. Предложите темы, которые наиболее интересуют Вас, для рассмотрения на постоянно-действующем семинаре «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждении интернатного типа»

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

  1. Сообщите, пожалуйста, сведения о себе:
  2. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
  3. Должность, и место работы______________________________________

________________________________________________________________

  1. Методическая тема (тема самообразования), над которой Вы работаете в текущем учебном году________________________________________

________________________________________________________________

Благодарим за ответы !

Вопросы к обсуждению на заседании «Круглого стола» по проблеме:
«Социально – психологическое сопровождение развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа: проблемы, находки, перспективы»

  1. Реализация принципа педагогической активности в деятельности социально-педагогической и психологической служб. Повышение компетентности педагогов в решении задач социально-педагогического и психологического сопровождения личностного развития воспитанников, предупреждение и преодоление эмоционального выгорания и профессионально-личностных деформаций.
  1. Практика мониторинга качества обучения, воспитания, личностного развития учащихся и воспитанников: критерии, показатели, диагностический инструментарий.
  1. Обеспечение благоприятных условий для проживания, обучения и воспитания детей и подростков. Деятельность коллективов детских домов и школ-интернатов по обогащению предметно-развивающей среды и организации содержательной жизнедеятельности воспитанников.
  1. Адаптация воспитанников в интернатном учреждении и в социуме. Предупреждение, выявление и преодоление дезадаптации. Организация и содержание деятельности по постинтернатной адаптации.
  1. Самоуправление и соуправление жизнедеятельностью коллективов детей и взрослых: структуры и содержание деятельности.
  1. Работа по преодолению и профилактике социального сиротства. Подготовка к семейной жизни, поло-ролевое воспитание учащихся и воспитанников.
  1. Современные личностно-развивающие технологии социально-педагогической, психологической и педагогической деятельности в условиях детского дома и школы-интерната.

Основные понятия содержания семинара

Индивид – 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
2)отдельный представитель человеческой общности, рассматриваемый со стороны природных свойств, телесное бытие человека.
Субъект – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
Личность –1) человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других.
2)определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Индивидуальность – человек как уникальная самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самореализации, самосовершенствовании.
Я – концепция (самосознание личности) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Рефлексия – 1)родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности;
2)процесс и результат осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Общение – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние, восприятие и понимание «Другого»;
2)осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Д.Б.Эльконин определил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность.
Деятельность педагогическая (социально-педагогическая, психолого-педагогическая) – в самом общем виде это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора им возможностей свободного и творческого самовыражения.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
Коллектив (от лат.collectivus – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством к., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования (СППС) - представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.