Страница 1 из 8 Материалы областного постоянно действующего семинара
24-25 января 2007 г. Анкета 1 участника постоянно действующего семинара «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждении интернатного типа»
Уважаемый(ая) коллега!
- Отметьте, пожалуйста, пользуясь 10-балльной шкалой, степень Вашего интереса к проблеме семинара (шкала I), уровень Ваших знаний по ней (шкала II), владение личностно-развивающими технологиями, современными формами и методами социально-педагогической и психологической работы, применение их на практике (шкала III).
I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Какой (какими) концепцией личности Вы пользуетесь, проектируя и организуя свою деятельность ______________________________________
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________
- Продолжите, пожалуйста, предложение.
Личность – это ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Укажите, пожалуйста, какие закономерности и механизмы развития личности Вы учитываете в своей работе
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее распространенные особенности (проблемы) социально-психологического статуса воспитанника интернатного учреждения
а) дошкольного возраста__________________________________________ _____________________________________________________________________________ б) младшего школьного возраста___________________________________ __________________________________________________________________ в) подростка ____________________________________________________ __________________________________________________________________
- Перечислите принципы и основные требования к реализации личностно ориентированного подхода в деятельности педколлективов интернатных учреждений_____________________________________________________
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________
- Отметьте, пожалуйста, какими социально-психологическими проблемами развития личности Вы занимаетесь чаще всего и какие из них стремитесь решать целенаправленно (имеете программы, проводите диагностические исследования и др.):
Проблема (задача)
|
Решаю
|
Решаю целенаправленно
|
1
|
2
|
3
|
Адаптация детей (подростков) к условиям жизнедеятельности в учреждении образования и к новым коллективам
|
|
|
Формирование (восстановление) базового доверия к миру, создание у воспитанника субъективного чувства защищенности, безопасности
|
|
|
Готовность к школе, развитие мотивационных и инструментальных предпосылок учебной деятельности
|
|
|
Построение содержательных форм общения (в соответствии с «возрастной нормой») со сверстниками и взрослыми
|
|
|
Воспитание толерантности, умений ненасильственного решения проблем, конструктивного разрешения конфликтов
|
|
|
Коллективообразование (создание коллективов классов, групп)
|
|
|
Развитие самооценки и самоотношения, формирование чувства уверенности в себе
|
|
|
Поиск воспитанником (подростком) места в различных системах межличностных отношений (дружба, коллективизм, отношения мальчики-девочки)
|
|
|
Развитие эмоционально-волевой сферы личности, овладение способами регуляции эмоциональных состояний
|
|
|
Участие воспитанников в совместной общественно-значимой деятельности (милосердие, труд, самоуправление, «доверенные ученики» и т.д.)
|
|
|
Становление полоролевого самосознания и поведения воспитанников, готовность к семейной жизни, профилактика воспроизводства семейного неблагополучия
|
|
|
Здоровый образ жизни, профилактика социальных «вредностей»
|
|
|
Развитие нравственного самосознания воспитанников
|
|
|
Организация предпрофессиональной подготовки, развитие профессиональных интересов и профессиональное самоопределение воспитанников
|
|
|
Воспитание лидеров демократического типа
|
|
|
Становление субъективных представлений о своем будущем, развитие образов Я-идеальное, Я-будущее
|
|
|
Постинтернатная адаптация
|
|
|
Другие (укажите)
|
|
|
- Что в Вашей деятельности Вы считаете своим достижением?
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
- Опытом решения каких социально-педагогических и психологических проблем (задач) образования Вы могли бы поделиться с коллегами?______________________________________________________________________________________________________________________
- Предложите темы, которые наиболее интересуют Вас, для рассмотрения на постоянно-действующем семинаре «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанника в учреждении интернатного типа»
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
- Сообщите, пожалуйста, сведения о себе:
- Фамилия, имя, отчество_________________________________________
- Должность, и место работы______________________________________
________________________________________________________________
- Методическая тема (тема самообразования), над которой Вы работаете в текущем учебном году________________________________________
________________________________________________________________
Благодарим за ответы !
Вопросы к обсуждению на заседании «Круглого стола» по проблеме: «Социально – психологическое сопровождение развития личности воспитанника в учреждениях интернатного типа: проблемы, находки, перспективы»
- Реализация принципа педагогической активности в деятельности социально-педагогической и психологической служб. Повышение компетентности педагогов в решении задач социально-педагогического и психологического сопровождения личностного развития воспитанников, предупреждение и преодоление эмоционального выгорания и профессионально-личностных деформаций.
- Практика мониторинга качества обучения, воспитания, личностного развития учащихся и воспитанников: критерии, показатели, диагностический инструментарий.
- Обеспечение благоприятных условий для проживания, обучения и воспитания детей и подростков. Деятельность коллективов детских домов и школ-интернатов по обогащению предметно-развивающей среды и организации содержательной жизнедеятельности воспитанников.
- Адаптация воспитанников в интернатном учреждении и в социуме. Предупреждение, выявление и преодоление дезадаптации. Организация и содержание деятельности по постинтернатной адаптации.
- Самоуправление и соуправление жизнедеятельностью коллективов детей и взрослых: структуры и содержание деятельности.
- Работа по преодолению и профилактике социального сиротства. Подготовка к семейной жизни, поло-ролевое воспитание учащихся и воспитанников.
- Современные личностно-развивающие технологии социально-педагогической, психологической и педагогической деятельности в условиях детского дома и школы-интерната.
Основные понятия содержания семинара
Индивид – 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. 2)отдельный представитель человеческой общности, рассматриваемый со стороны природных свойств, телесное бытие человека. Субъект – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями. Личность –1) человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других. 2)определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Индивидуальность – человек как уникальная самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самореализации, самосовершенствовании. Я – концепция (самосознание личности) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Рефлексия – 1)родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; 2)процесс и результат осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Общение – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние, восприятие и понимание «Другого»; 2)осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров. Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Д.Б.Эльконин определил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельность педагогическая (социально-педагогическая, психолого-педагогическая) – в самом общем виде это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора им возможностей свободного и творческого самовыражения. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей Коллектив (от лат.collectivus – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством к., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования (СППС) - представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.
|