На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические аспекты изучения агрессивного и аутоагрессивного поведения у девиантных подростков
Теоретические аспекты изучения агрессивного и аутоагрессивного поведения у девиантных подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е.Г. Петрова
канд. филол. наук, доц. ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог
О.А. Новиков
студент
ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Подростковый возраст - это одновременные и негативный период для старых, уходящих психологических структур, но и позитивный период перестройки организма, создания будущего взрослого самостоятельного человека, возникновения новообразований, проявления общей направленности в формировании нравственных представлений и социальных установок. При этом в кризисный период из-за нестабильности и уязвимости личности высок риск развития видов отклоняющегося поведения, агрессивного аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте. Рост числа общественных и государственных конфликтов во всем мире, тенденция решать возникающие проблемы силовыми методами, популярность молодежных неформальных группировок, культивирующих нетерпимость в обществе, еще сильнее усугубляют ситуацию.

В настоящее время на фоне повышающегося интереса к проблеме агрессивного и аутоагрессивного поведения растет число исследований, стремящихся всесторонне изучить феномен агрессивного поведения. В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации, импульсивности, предвзятая атрибуция враждебности, гендерные различия.

Все концепции агрессии условно можно разделить на две группы: теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида, необходимое ему для выживания (Лоренц К., Фрейд З., К. Лоренц, и другие); и подходы, которые утверждают, что агрессивность не присуща человеку с рождения, это выученное поведение, приобретенное посредством социального научения (Бандура А. и другие).
Отечественные исследования агрессии немногочисленны: Румянцева Т.Г., Фурманов И.А., Истратова О.Н. и другие. Так, например, Румянцева Т.Г. при историческом анализе различных концепций и моделей агрессивности в зарубежной и отечественной науке, отмечает, что сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к отсутствию однозначной трактовки и точного определения данного понятия [17].
Это приводит к тому, что различные авторы, рассматривая агрессию и агрессивное поведения с точки зрения разных теорий, интерпретируют данный психологический феномен по-разному, употребляя при этом идентичные термины.
При этом и сами термины «агрессия» и «агрессивность» понимаются неоднозначно. Все это приводит нас к пониманию необходимости комплексного, междисциплинарного изучения всех сторон такого явления, как агрессивность и аутоагрессивность.
Особое место в исследованиях агрессивного поведения занимает подростковая агрессивность. Как известно, период подросткового возраста чрезвычайно сложен и неоднороден по своим кризисным проявлениям. У ребенка на этом этапе онтогенетического развития появляется ряд специфических переживаний и новообразований: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального и идеального образа «Я». Кроме того, это период взросления, гормональной перестройки, крушения старых отношений, связей и идеалов, символическая смерть человека в качестве дитя и рождение взрослого человека с развитой системой личностных качеств и отношений [8].
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
1. Половое созревание, гормональная перестройка, резкие и неожиданные физические изменения, перегрузка центральной нервной системы, недостаточность развития регулятивных механизмов.
2. Органические поражения головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.
3. Взаимоотношения со взрослыми.


Конфликт со взрослыми зарождается прежде всего в семье, где идет борьба за новый статус подростка, новые отношения, а родители все еще используют устаревший арсенал воспитательных воздействий. Конфликтуя с родителями, дети подросткового возраста легко переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов.
Значимым направлением в исследованиях агрессии и агрессивного поведения у отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики подростковой девиации, которая неразрывно связана с агрессивным и аутоагрессивным поведением и во многом его обуславливает.
Девиантным принято считать поведение, отклоняющееся от общественных норм, от принятой на данном историческом этапе развития общества морали, влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в нарушении функционировании психических процессов, дезадаптации, нарушении волевой регуляции и формировании негативных моральнонравственных установок.
Педагогический аспект девиантного поведения школьников довольно широко отражен в научной литературе (Белкин А.С., Алемаскин М.А., Верцинская Н.Н., Кочетов А.И. и другие). Белкин А.С. раскрывает взаимосвязь проявлений агрессивного поведения и педагогической запущенности, что выражается в искажении процесса усвоения нравственных норм, связанном с возрастными особенностями подростков. Социально-психологический аспект анализа девиантного поведения детей подросткового возраста представлен в исследованиях Бадмаева С.А. и Беличевой С.А., которые понимают девиантное поведение как разновидность социальной дезадаптации индивида [5, 6, 8].
Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения учащихся разрабатывается правоведами, педагогами и психологами, что усиливает его научно-методическую и практическую значимость (Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н., Иванов Н.Г., Долгова А.И., Фельдштейн Д. и другие). В данных исследованиях дается классификация типов девиантного поведения на основе учета степени антиобщественной направленности личности школьника: правонарушители с устойчивыми общественно
отрицательными потребностями; дети с деформированными потребностями; дети с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; дети со слабо деформированными потребностями, безвольные; дети, случайно вставшие на путь правонарушений [6, 12].
Исследования связи девиантного и агрессивного поведения берут начало в трудах зарубежных ученых практически всех психологических школ и
направлений (Фрэйд З., Бассе А., Лоренц К., Берковиц Л., Селман Р., Доллард Д., Ричардсон Д., Эриксон Э. и другие). Наиболее продуктивными считаются исследования в рамках социологического подхода (Бандура А., Броннер В., Шоу К., Хили К., Маккей Г. и другие), содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие
устойчивых стандартов поведения [9, 11, 15, 19].
Для отечественной науки и практики характерны следующие направления исследования аутоагрессии:
Шевырина Л.С., Салова М.Н. рассматривают аутоагрессию как синоним суицидального поведения, крайнюю степень проявления поведения
аутоагрессивной направленности и как проявление аутодеструкции. Признаком аутодеструктивного поведения они признают привычки подростков и их образ жизни [1, 76].
Автономава Т.П., Чеснова Е.Н. изучают аутоагрессию как разновидность поведенческой дезадаптации. Особое внимание они уделяют исследованию причин аутоагрессии, считая ее ответной реакцией на невыносимый уровень фрустрации, стресса из-за неблагоприятных жизненных ситуаций и обстоятельств [1, 81].
Дворникова И.Н., Куренкова Е.В. в структуру аутоагрессивного поведения включают различного рода аддикции, считая их разнообразными формами саморазрушающего поведения (наркомания, токсикомания, наркотизация, курение, занятие рискованными видами хобби и спорта, суицид) [3, 87].
Герасимова В.В. под аутоагрессией понимает действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, которые проявляются, как вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают [13].
Никитина Ю.В., Семкова Н.П. аутоагрессией считают такое агрессивное поведение, которое по каким-либо причинам не может быть направлено на враждебный объект, поэтому для снятия напряжения и разрядки невыносимого эмоционального напряжения направляется на самого себя.
Лукашук А.В., Меринов А.В. особое внимание уделяют рассмотрению внутрисемейного фона как причинного фактора закрепления аутоагрессивных паттернов у детей и подростков [7].
Ениколопов С.Н. в своем исследовании установил, что большинство аутоагрессоров являются людьми без выраженных аномалий и не страдают никакими психическими заболеваниями [19, 167-169].
Попов Ю.В. и Бруг А.В., изучая причины аутоагрессивного поведения, отмечают решающую роль для совершения аутоагрессивного решения соответствующее решение актуального смыслового конфликта. При этом ни тяжесть реальной ситуации, ни ее продолжительность не оказывают серьезного влияния на аутоагрессивное поведение. Даже в случае психотического состояния индивида, "псевдореальный" конфликт преломляется через "базальные установки личности", что и обуславливает выбор формы последующего поведения [6, 4-6].
Шустрова Д.И. в согласии с отечественной традицией рассматривает аутоагрессивный акт поведения в качестве основного социально-дезадаптивного способа решения проблем, который призван сохранить подвергающуюся угрозе целостность индивида, противостоять враждебной окружающей среде, отстоять чувство собственной самоценности, свою индивидуальность. При этом физический страх разрушения и смерти оказывается слабее психологического страха небытия. Нарушения в системе бессмертия могут наступать и хронически, когда в результате "несмертельных" видов аутоагрессии человек теряет ощущение ценности своего тела. Шустрова делает особый акцент на отсутствие или потерю страха смерти, которое в дальнейшем вызывает различные аутоагрессивные тенденции [9, 19-23].
Таким же образом Пилягина Г.Я. рассматривает аутоагрессию в структуре модели дезадаптивного поведения, возникающей как результат фрустрации. Люди, которые не могут изменяться под воздействием среды, не обладают толерантностью к негативным проявлениям внешней среды, не имеют достаточно развитых адаптивных механизмов, на психотравмирующую ситуацию могут реагировать следующим образом:
- агрессивное поведение, физическое воздействие, нанесение ущерба враждебному объекту;
- инфантилизация поведения, уход от решения проблемы на соответствующем возрастном уровне, отсутствие критического и рационального подхода;
- ригидность поведения как защитная реакция;
- аутоагрессивная реакция, пассивность в поиске решения проблемы [5,2-24].
Анцыферова Л.И. рассматривает аутоагрессию как дезадаптивную психологическую копинг-стратегию, возникающие у личности в трудных или экстремальных жизненных условиях, ввиду неспособности к адекватному переосмыслению, переоценке изменившейся социальной ситуации [2, с. 322 - 324].
Визель Т.Г. предлагает интегративный нейропсихологический и личностно-типологический подход к проблемам аутоагрессии. Она считает, что дезадаптация субъекта определяется акцентуациями характерами и спецификой мозговой деятельности, что в совокупности и определяет подобный тип реакции на внешние и внутренние трудности [4, 227].
В исследованиях Масагутова Р.М. изучались гендерные различия в распространенности, возрастной динамике, факторах риска, условиях появления и характере аутоагрессивных действий. Факторы, ассоциированные с суицидальными попытками у подростков обоего пола, имели больше сходств, чем различий. Суицидальное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Суицидальные попытки девочек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере [5, 8-11].
В ряде ранних исследований аутоагрессивного поведения было замечено, что аутоагрессоры склонны иметь специфические нарушения сексуальности (беспорядочность половой жизни, склонность к инцесту, отвержение сексуальных отношений). Этот факт объяснялся пережитым опытом насилия в детстве и неспособность в силу этого сформировать приемлемую для данного общества форму сексуальности. Существуют гипотезы, согласно которым пережитое насилие связывается с изменениями физических и эмоциональных ответов на болевое восприятие.
Феномен аутоагрессивного поведения в подростковом и юношеском возрасте связан со спецификой возрастного развития в этих периодах и частотностью и силой возрастных кризисов: физиологические изменения (гормональные перемены, половое созревание), особый статус подростков в мире взрослых (недоверие, отвержение привычных ценностей, ориентация на сверстников), личностный кризис самоидентичности (крушение старых идеалов и убеждений, ощущение внутренней пустоты, одиночества, ненужности и забытости, повышенная эмоциональность, юношеский максимализм).
В различных отечественных и зарубежных концепциях объяснение феномена аутоагрессии имеет функциональный характер. Они рассматривают аутоагрессивное поведение как попытку индивида справиться с ситуацией или эмоциями. Исследователи приписывают каждому типу самоповреждающего поведения особую функциональную ценность.
Пилягина Г.Я. отмечает, что для запуска аутоагрессивного поведения нужна необходимая совокупность компонентов [8]:
1. Человек с возникшей фрустрацией, со сформировавшимся внутренним конфликтом, вынужденный подавлять свои агрессивные намерения;
2. Психотравмирующая ситуация, запускающая психологические защитные механизмы личности, обусловленные актуальным внутренним конфликтом;
3. Отрицательные эмоциональные переживания по поводу нарастающей фрустрации, увеличивающаяся напряженность ситуации, повышенная агрессивность субъекта.
В психологической теории «аутоагрессивного паттерна личности» (Реан А.А.) аутоагрессия рассматривается в качестве сложного поведенческого комплекса, в структуре которого выделяется четыре составляющих: характерологическая, самооценочная, интерактивная и социально-перцептивная [16].
Терп М. рассматривает аутоагрессивное поведение, связанное с самоповреждением и как прямую агрессию, направленную на собственное «Я», и как скрытое от самого субъекта неявное нанесение самоповреждений. При этом регуляция этих актов самоповреждения основана на бессознательных процессах и связана с недостаточной заботой о себе и собственном теле.
Ясперс К.Т. также считает ведущими причинами аутоагрессивного поведения неспособность личности аутоагрессора эффективно адаптироваться к социуму и отсутствие самоценного отношения к собственному телу.
Фарбероу отмечает важность исследования таких неявных форм аутоагрессивного поведения, как склонность к риску, равнодушие, намеренное игнорирование депрессивных состояний [10].
Главным действующим механизмом самоповреждающего поведения является уменьшение или временная нейтрализация нежелательных, невыносимых эмоциональных переживаний или, наоборот, способ справиться с «эмоциональным отупением».
Таким образом, теоретические исследования аутоагрессивного поведения опираются на то, что аутоагрессия никогда не совершается бесцельно, ее совершение всегда видится субъектом как выход из создавшегося кризисного положения, как способ разрешения жизненной проблемы, обязательства, затруднения или невыносимой ситуации.
Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований аутоагрессивного поведения, его причин, механизмов, видов, взаимосвязи с психическими состояниями личности, с разного рода девиациями и аддикциями, многие вопросы еще остаются без ответа [16, 20]. Мы считаем, что наше исследование особенностей аутоагрессивного поведения у девиантных подростков внесет определенный вклад в изучение этого сложного и неоднозначного феномена.


Библиографический список
1. Автономова Т.П., Чеснова Е.Н. Проблема аутоагрессии человека в современной массовой культуре [Текст]: теоретический и практический аспекты в исследовании // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2014. - № 2(10). - С. 81.
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности [Текст]// Вопросы психологии. - М.: 2000. -- № 6.
3. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений [Текст]. - М.: Просвещение, 1999. - 202 с.
4. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия [Текст]. - М.: 1999. - 512 с.
5. Герасимова В. В. Психологические аспекты профилактики аутоагрессивного поведения у обучающихся образовательных организаций [Текст]: методическое пособие // Казань: ИРО РТ, 2015. - 56 с.
6. Гончарова Т.Н. Проявления гендерных особенностей в агрессивности девиантных подростков// Психология, социология и педагогика. 2012. — № 6
7. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном мире [Текст]// Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 86-88.
8. Ефремов А. Г. Системы субъективных значений улиц юношеского возраста с аутоагрессивными попытками [Текст]. Автореферат диссертации/ А. Г. Ефремов. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. - с. 5-9.
9. Змановская Е. В. Девиантология [Текст]. - М.: Академия, 2003. - С. 34.
10. Лалаянц И. Энергия агрессивности [Текст]// Семья и школа. - М.: 2000, № 6. - С. 20 -21.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]. - К.: 2000. - 152 с.
12. Лоренц К. Агрессия [Текст]. - М.: 2013. - 269 с.
13. Маркова C.B. Исследование тендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков [Текст]// Всероссийская конференция Коченовские чтения «Психология и право в современной России». - М: МГППУ, 2010. - 0,1 п.л.;
14. Николаева К.В. Теоретические предпосылки исследования подростковой аутоагрессии [Электронный ресурс]// Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44).
15. Психологические тесты [Текст]: В 2 т./Под ред. А. А. Карелина. - М.: Владос.-Т. 1. - 2016. - 312 с.
16. Петрова, Е.Г., Холина, О.А. Проблема суицидального поведения в молодежной среде / Е.Г. Петрова, О.А. Холина // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 155-159.
17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]// Психологический журнал. - М.: 1999, № 5. - С.3-18.
18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст]// Вопросы психологии. - 1991, № 1. - С. 45-52.
19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции [Текст]. - М.: 2000. - 254 с.
20. Сергеева, А.И., Петрова, Е.Г. Изучение проблемы психологических особенностей преступности несовершеннолетних / А.И. Сергеева, Е.Г. Петрова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2018. - № 1. - С. 89-95.
21. Хекхаузен Хайнц Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология", "Клиническая психология" [Текст]/ Хекхаузен Хайнц; Хайнц Хекхаузен; науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. - 2-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2003; Смысл. - 859 с.

Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.