На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические основы формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга
Теоретические основы формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

1. Анализ подходов к понятию «самоотношение» в трудах отечественных и зарубежных исследователей и его специфика в юношеском возрасте

Проблеме самоотношения посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей, среди которых Р. Бернс, У. Джеймс, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др. Рассмотрим подходы зарубежных и отечественных исследователей к феномену самоотношения. На протяжении истории психологической науки, термин самоотношение использовался в разных психологических школах в разных интерпретациях, таких как «Я- концепция», «образ Я», «глобальная самооценка», «самоуважение» и др. В некоторых работах «самоотношение» представляется как самостоятельное понятие, в других - как одно из составляющих основного понятия (самосознания).


В рамках классической психологии впервые проблему самоотношения поднимал У. Джеймс, выделяя Глобальное «Я», включающее в себя две составляющие: «Я-сознающее» (процесс, при котором индивид приобретает некоторый опыт) и «Я-как объект» (представляет содержание процесса), которое в то же время включает в себя духовное, материальное, социальное, физическое «Я». Автор отмечает, что эти компоненты неделимы, образуют целостное интегральное образование - Глобальное «Я».
Определенный интерес представляют исследования в области социологии, проводимые в начале XX века в рамках символического интеракционизма, представителями которого являются Ч. Кули и Д. Мид. В 1912 году Ч. Кули ввел понятие «зеркальное Я», согласно которому самоотношение человека определяет социальное окружение (первичные и вторичные социальные группы, членом которых является индивид). Представление индивида о том, каким его видят другие влияет на формирование его представления о самом себе, это происходит путем субъективно интерпретируемои обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я». С позиций символического интерак- ционизма самоотношение в целом можно определить, как представление человека о самом себе, полученное путем восприятия отношения и оценки значимого окружения.
С позиций феноменалистического направления в психологии, самоотношение зависит от восприятия индивидом собственного опыта, индивид интерпретирует ситуацию, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем. Согласно К. Роджерсу в результате взаимодействия со средой, формируется структура самости как организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я». В дальнейшем, термин «структура самости» употребляется им как «Я- концепция». По мнению Р. Бернса [2], «Я-концепция» представляет собой совокупность представлений о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения. В этой связи её можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Автором отмечается, что Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Термин «самоотношение» впервые был введен в 1974 году Н.И. Сарджвеладзе [28], который определил самоотношение как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя. Автор отмечал, что отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность - социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности (предрасположенность к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности).
Проблема самоотношения рассматривалась в рамках теории личности Д.А. Леонтьевым, который выделял в структуре личности инстанцию «Я», определяя ее как форму переживания человеком своей личности, форму, в которой личность открывается сама себе. По мнению автора «Я» имеет несколько граней, крайней из которых является самоотношение или «смысл Я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения по его мнению выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Автором подчеркивается сложность описания категории самоотношения, в которой следует различать самоуважение - как отношение к себе со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками; и самопринятие - как эмоциональное отношение к себе. В самоотношении Д.А. Леонтьев выделил такие существенные признаки, как положительно-негативный модус самовосприятия, самоуважения, обусловленное социокультурной оценкой внутренних качеств личности и самопринятие - независимое от внешней оценки эмоциональное отношение.
Понятие самоотношения некоторые исследователи описывают как структурный компонент самосознания. Так, И. Чеснокова подчеркивала, что самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через их интеграцию в целостное образование - в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других. Сложный процесс самопознания сопряжен с переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности.
Согласно В.В. Столину [30], самосознание - это процесс, который происходит в ходе переживания конфликтных смыслов, в результате чего личность осознает себя, качества, черты, ценности, вырабатывает определенное самоотношение. Знание о себе и самоотношение - это следствие общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, и лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом как способные порождать его истинное отношение к себе. Самоотношение - непосредственнофеноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта.
В основе самоотношения (по В.В. Столину) лежит процесс оценивания личностью своих качеств относительно собственных мотивов, отражающих стремление к самореализации, который может протекать в виде внутреннего диалога. Макроструктуру самоотношения образуют три измерения, характеризующихся эмоциональной спецификой: самоуважение (оценочный компонент отношения, сравнение или внутреннее обоснование); аутосимпатия (безоценочная положительная или отрицательная эмоция расположенности либо нерасположенности); близость-самоинтерес (субъективная близость к объекту отношения).
Опираясь на научные исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеев [23] рассматривал самоотношение как динамическую иерархическую систему, в которой та или иная особенная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения, и фактически определяя содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения. Тем самым в структуре самоотношения им выделяется две основные подсистемы: система самооценок и система эмоциональноценностных отношений. Феноменологически эти системы лежат в одной плоскости, однако, это системы разных уровней, находящиеся в различных отношениях к смыслу «Я». В случае оценки самоотношение представляет собой самоуважение, чувство компетентности или чувство эффективности. В качестве эмоции самоотношение предстает как симпатия, чувство собственного достоинства, ценности, самопринятия. Оценочный компонент самоотношения основан на оценке собственной эффективности в достижении цели. В отличие от самоотношения на основе самооценки, самоотношение на основе симпатии меньше зависит от успехов или неудач.
В психологической науке выделяется несколько видов самоотношения: позитивное, негативное, амбивалентное (конфликтное) самоотношение.
Позитивное самоотношение рассматривается Т.Н. Кочетковой [17] с позиций интегрированного принятия своей личности, проявляется в виде чувства собственного достоинства, уважения к себе; в низкой эмоциональности на фоне средней и высокой активности, адекватной самооценке, интернальном локусе контроля, низкой и средней выраженности рефлексивности, широком спектре межличностных стилей взаимодействия. Личность высоко оценивает принадлежащие ей качества, отличается согласованностью представлений о себе, предполагает, что отношение окружающих является тождественным ее представлениям.
Негативное самоотношение характеризуется осознанием собственной малоценности, отрицанием значимости собственной личности и глубокой неудовлетворенностью собой, что проявляется в высоком уровне эмоциональности, низком уровне активности, экстернальности в сфере личных достижений, двойственных стилях межличностного взаимодействия, росте рефлексивности при открытой позиции личности.
Конфликтное (амбивалентное) самоотношение построено на противоречивой основе, выражается в возрастании уровня эмоциональности, активности и рефлексивности, неадекватной самооценке, общем экстернальном локусе контроля, полярных характеристиках стилей межличностного общения [17].
Таким образом, анализ подходов к понятию «самоотношение», позволил сформулировать следующие выводы:
- самоотношение занимает особое место в структуре личности, выступая условием ее социальной активности, продуктивности деятельности (Л.Н. Корнеева, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, А.А. Федяев), мотивом саморегуляции поведения (А.Н. Алексеева, О.М. Анисимова, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), влияет на успешность развития межличностных отношений (А.Н. Алексеева, А.М. Ахмедханов), постановку и достижение целей (Д.Б. Бутаков, Е.В. Козиевская), определяет поступки индивида и его деятельность в целом, играет первостепенную роль во всех сферах жизнедеятельности человека, таких как волевая общение, саморегуляция, адаптация в обществе, а также выполняет функцию самоподдержания в сравнительно размеренном состоянии при помощи психологических защит.
- самоотношение рассматривается в психологии как эмоциональное (Р. Берне, К. Роджерс), когнитивное (И.С. Кон, А.И. Лисина, В.Ф. Сафин, Л. Уэллс и др.), эмоционально-ценностное образование (С.Р. Пантелеев, И.И. Чеснокова) или как система аутоустановок (Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.);
- структура самоотношения образована эмоциональными и когнитивными компонентами. При включении в структуру самоотношения поведенческой составляющей, самоотношение теряет различия с Я-концепцией и самосознанием.
- большинство авторов отмечают неразрывную связь самоотношения личности с окружающей культурной и социальной средой, с ее деятельностью, многокомпонентность самоотношения, динамичность ее содержания, а также интеграцию разных ее составляющих в единое образование «Я».


2. Специфика самоотношения в юношеском возрасте


Проблемы юности рассматривали такие психологи и педагоги, как И.С. Кон, Д.И. Фельдман, А.А. Реан, И.В. Дубровина, А.В. Толстых и другие.
Юность представляет собой чрезвычайно значимый период в жизни человека, в процессе которого происходит формирование и осмысление многих жизненно важных вопросов. Это период формирования внутренней позиции по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?», «Чего я хочу»), позиции по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям; период осмысления жизненных ценностей; период поиска смысла жизни и своего места в мире. В этот период жизни молодой человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Важнейшую роль в этом возрастном периоде приобретает процесс самопознания, самообразования, установки по отношению к самому себе. Эти установки по отношению к собственному «Я» включают в себя следующие элементы: познавательный (открытия своего «Я»), понятийный (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой
(самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни, возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и существования, планирует свое место среди людей, свою деятельность и свой образ жизни.
В период перехода от подросткового к юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания наблюдается упрочение отдельных проявлений отношения к себе, их интеграция и оформление в виде устойчивой структуры самоотношения. Юношеский возраст - это период когда умственная деятельность приобретает особое значение, становится более устойчивой и эффективной, расширяются возможности познания (учебные дисциплины), появляется интерес к различным образам деятельности.
Многоплановость и неоднозначность задач социальнопсихологического взросления в период студенчества, насыщенность жизни ситуациями выбора и самоопределения вызывают у молодых людей интенсивные эмоциональные реакции по отношению к самому себе. Система самоотношения претерпевает существенные изменения, источники её формирования перемещаются из сферы взаимоотношений с родителями в сферу контактов со сверстниками, сферу успешной собственной деятельности и овладения своим поведением [15].
Проблема формирования самоотношения в студенческом возрасте связана со спецификой выстраивания индивидуальной среды развития, поиском и наполнением ее личностными смыслами (профессионально-учебная деятельность, развитие интимно-близких отношений, расширение социальных контактов (переживание чувства сотрудничества, дружбы, включенности в социальный контекст). Самоотношение студента формируется под влиянием множества мотивов ведущих деятельностей, личностных смыслов, которыми наделяется «Я-образ». Ведущим способом изучения собственного внутреннего мира в юности становятся сложные формы самоанализа, в частности, анализ мотивов собственного поведения [20].
Источником эмоционально-оценочного отношения к себе в юности служит сопоставление «Я-реального» и «Я-идеального», самооценка результатов своих действий. В свою очередь, ее результатом становится формирование самоуважения, ценностного отношения к себе. Эмоциональные переживания в отношении своего «Я» приобретают характер осознанных и наряду с когнитивным самовосприятием выступают значимыми коррелятами поведения.
Согласно С.Р. Пантелееву [23], самоотношение в юношеском возрасте имеет двойственный характер: определяется внутренними интимными критериями собственной ценности, уникальности, способности вызывать интерес и положительные чувства окружающих. С другой стороны, это самооценка по внешним критериям и эталонам, которые еще недостаточно интериоризированы, и в определенной степени навязаны социумом в лице значимых взрослых, от которых исходят требования социальной приспособленности и успешности.
Литературные данные в психологической науке свидетельствуют о «размытости» структуры самоотношения в возрасте 17-18 лет, его неустойчивости и незрелости. В этот период самоотношение еще неопределенно, расплывчато, отсутствует синхронность в развитии эмоционально-ценностного отношения. В этом возрасте прослеживается амбивалентный характер отношения к себе, но при этом оно становится более общим, начинает носить целостный характер, меняются критерии, основания для оценки себя.
Характеризуя процесс развития самоотношения, С.Л. Рубинштейн проводит его через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство особенности, непохожести на других.
Как указывает А.М. Прихожан, в период 19-20 лет происходит «перелом» в строении самоотношения, возникновение во всей его целостности. Именно в юности на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. Тенденция к стабилизации происходит к 21-22 годам, в этот период наблюдается устойчивость самоотношения. Данный возраст характеризуется сбалансированностью развития когнитивного и эмоционального компонентов самоотношения, что приводит к складыванию относительно устойчивого представления о себе как о целостной личности, отличной от других людей [28].
Многолетний опыт работы в высшем учебном заведении в качестве преподавателя различных учебных дисциплин психологического факультета позволяет автору монографии отметить, что большое количество студентов юношеского возраста имеет противоречивое отношение к себе, малая доля студентов относится к себе, безусловно, положительно и есть отдельная группа студентов, относящаяся к себе с ненавистью, что не зависит от курса обучения. Трудности формирования позитивного самоотношения идут в неразрывной связи со спецификой построения индивидуальной среды развития, поиском и наполнением ее личными смыслами. Важным условием поддержания позитивного самоотношения в студенческом возрасте является не только переживание внутренней силы и устойчивости, но и готовность к установлению связей со своей социальной группой, переживание чувства близости, единства, сотрудничества. Различия в конечной ориентации самоотношения студентов зависят от индивидуальной приоритетности задач взросления, удовлетворенности самореализацией в значимых сферах социальной жизни.
Таким образом, анализ специфики в юношеском возрасте, позволил сформулировать следующие выводы:
- в юношеском возрасте происходит переструктурирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности; специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания в этом возрасте характеризуется стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути; в возрасте 17-18 лет отмечается «размытость» структуры самоотношения, ее неустойчивость и незрелость; 19-20 лет - период возникновения самоотношения в его целостности; 21-22 года - стабилизация самоотношения.
- для формирования позитивного самоотношения особое значение в студенческом возрасте имеет внедрение в образовательный процесс вуза личностно-развивающих технологий, направленных на формирование навыков саморефлексии, эмоциональной саморегуляции, умений самостоятельно конструировать свои представления о собственных внутренних ресурсах.

Далее  Теоретические аспекты формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга

Источник: Новикова, К. В. Арт-терапевтический тренинг как средство формирования позитивного самоотношения студентов : [монография] / К. В. Новикова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. унта, 2019. - 196 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.