На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические аспекты формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга
Теоретические аспекты формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

1. Понятие «арт-терапевтический тренинг» и его сущностные характеристики


Научному обоснованию тренинга как совокупности групповых методов формирования умений и навыков посвящены руды С.И. Макшанова, Б.Д. Парыгина, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова и др.
Тренинг как группу активных методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности определяет Ю.Н. Емельянов
К методам группового консультирования относит тренинг Б.Д. Парыгин, определяя его как средство активного группового обучения навыкам общения в обществе, как средство воздействия с целью коррекции Я- концепции и самооценки личности, с целью адаптации к новой социальной роли.


Тренинг как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, определяет Л.А. Петровская.
Как многофункциональный метод преднамеренных изменений феноменов человека или группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека понимает тренинг С.И. Макшанов [21], используя в своем определении вместо понятия «воздействие» термин «изменение». На его взгляд, понятие «воздействие», являясь процессуальной характеристикой, не отражает цель и результат процесса, а с помощью категории «изменение» их можно определить.
Анализ литературы показывает, что тренинг понимается весьма разнообразно и говорить об общепринятом определении данного понятия не приходится. Многообразие определений тренинга приводит к тому, что данным термином обозначается различные приемы, формы, способы и средства, используемые специалистом в психологической практике и не только.
Тренинг рассматривается как:
- многофункциональный метод преднамеренных изменений различных психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека;
- своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается необходимое поведение участников;
- тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
- форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
- метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Обобщая всю совокупность определений целесообразно говорить о следующих значениях данного термина: «обучение», «тренировка», «воспитание», «воздействие» с целью изменения.
В научной литературе представлена классификация видов тренинга. В контексте данной монографии мы делаем акцент на арт- терапевтическом тренинге и, несмотря на то, что в научной литературе отсутствует трактовка данного вида тренинга, на наш взгляд использование данного метода в контексте арт-терапии завоевывает всё большую популярность среди специалистов психологов.
Под арт-терапевтическим тренингом мы понимаем - метод формирования преднамеренных изменений личности (личностных характеристик, свойств, реакций, моделей поведения, установок, ценностей, смыслов и др.) с целью её развития и гармонизации в процессе творческой (изобразительной) деятельности.
Ведущим средством воздействия в арт-терапевтическом тренинге является арт-терапия. Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством, наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия, использующими творческую активность клиентов как фактор лечебно-профилактического воздействия.
Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений [21].
Арт-терапевтический тренинг может применяться с целью развития личности, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.
В арт-терапевтическом тренинге участники группы творчески выражают себя посредством изобразительного искусства (изобразительной экспрессии). В этом контексте использование искусства выступает не как фактор самолечения или форма занятости, а как средство личностно-ориентированного, психотерапевтического взаимодействия специалиста (психолога) с клиентами с разными психологическими запросами.
Использование развивающего потенциала искусства в арт- терапевтическом тренинге возможно профессиональными арт-терапевтами или психологами, врачами-психотерапевтами и иными специалистами, прошедшими соответствующую дополнительную подготовку в области арт-терапии.
В арт-терапевтическом тренинге в первую очередь используется язык визуальной, пластической, аудиальной экспрессии. Данный вид тренинга является наиболее важным, где вербальный способ коммуникации мало невозможен или нежелателен. Так, например, часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния и в этом случае творчество становится единственным способом связи между человеком и обществом.
Использование арт-терапевтических техник в этом процессе позволяет участникам тренинга материализовать какой-либо феномен (рисунок, изо-продукт) и теперь с ним можно работать, его можно исследовать, детализировать, изменять. Эта картинка (представление, образ) теперь не только в голове у участника, он его наглядно изобразил, нарисовал, вылепил, склеил, вырезал и др. Подобно тому, как на сеансе психотерапии клиент материализует свою проблему (неуверенность в себе, зависимость от оценки окружающих, агрессивность) или свои чувства (страх, гнев, обиду, тревогу, стыд, раздражение), также и участник тренинга предъявляет свое
видение ситуации, предмета или явления.
В процессе выполнения творческих заданий у участников происходит большая внутренняя работа, связанная с поиском не только художественных средств изображения своего представления о рассматриваемом предмете или явлении, но также и с его исследованием, определением своего отношения к нему, своего места в нем. Изобразив что-то, связанное с проблемным полем, участники получают как пользу от полученного результата, так и удовольствие от самого процесса выполнения задания. Детальный анализ работ позволяет участникам увидеть ранее скрытые от них области, вывести на уровень осознания важные концептуальные моменты, оценить имеющиеся ресурсы, получить вербальную обратную связь от ведущего и других участников группы.
Как отмечает Т.Ю. Колошина [8], тренеру для грамотной реализации арт-терапевтических методик в своих программах очень важно знать, что арт-терапия обладает тремя специфическими особенностями, которые могут быть эффективно использованы: метафоричность; триадичность; ресурсность.
Метафоричность означает тренинговую работу на уровне метафоры. Используя метафору, мы движемся через непонимание к чему-то общему, в одном направлении. Когда у участников не хватает слов, чтобы выразить свое видение, представление, понимание, арт-тренер предлагает это сделать, используя художественные образы, то есть метафорически. Метафора, работающая больше через бессознательные структуры, нежели через разум, дает возможность участникам сделать шаг навстречу изменениям важных реалий.
Автор книги, которую вы держите сейчас в руках, в своих тренингах часто применяет приём метафорического описания своего настроения. Я прошу участников тренинга охарактеризовать своё эмоциональное состояние в данный момент задействуя образы («у меня сейчас состояние выжатого лимона» или «сдувшегося воздушного шарика» и др.)
Мы видим окружающий мир, ощущаем его, воспринимаем как метафору. Изменив метафору, мы можем изменить мир. Можно сказать: «Я попал в безвыходную ситуацию», это метафорическое описание жизненной ситуации. Но при таком описании человек и не будет искать выход, так как это совершенно бессмысленное занятие. А что произойдет, если изменить фразу на следующую: «Я попал в ситуацию, из которой пока не вижу выхода»? Все изменилось, надо как следует все рассмотреть и «увидеть» выход. И человек активно его ищет. Подобные речевые самокодирования многим хорошо известны. Метафора представляет собой способ реконструкции «картины» мира.
Триадичность в тренинге, означает наличие трех составляющих: тренер/группа - участник - изо-продукт.
Рисунок или любой творческий продукт в арт-терапевтическом тренинге выступает важным составляющим процесса, к которому апеллирует тренер с группой при рассмотрении содержательных моментов тренинга и который «говорит» что-то принципиально новое для всех. Кроме того, нечто, получившее плоть («воплощенное»), становится психологической реальностью, с которой уже можно нечто сделать (изменить, уничтожить, улучшить и т. п.). Именно по этой причине крайне нежелательно давать участникам уничтожать свои рисунки, даже когда они символизируют нечто драматичное.
Ресурсность. Творческая деятельность (в частности изобразительная) это мощный ресурс личности, доставляющий, как правило, удовольствие и от процесса, и от результата.
Характеризуя арт-терапевтический тренинг важно коснуться аспекта
групповой динамики, как совокупности внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (тренинговой группы).
Термин «групповая динамика» был введен К. Левиным. В целом групповая динамика - это процесс, происходящий с участниками тренинга в результате объединения их в группу. Задача тренера, сделать так, чтобы групповая динамика не мешала вести тренинг, а помогала решать различные задачи.
Этапами групповой динамики являются: образование группы, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад.
При возникновении любого напряжения в группе, начинается поиск способа его снижения. Группа обычно находится в более спокойном состоянии, когда участники заняты творческим процессом. Агрессия является естественной эмоцией на определенном этапе жизни группы, в этой связи желательно предусмотреть эту стадию групповой динамики и дать агрессии конструктивный выход (например, через конкретные техники).
Существуют тренинговые методы, позволяющие управлять групповой динамикой на каждом этапе тренинга.
Вводная часть тренинга - это период установления контакта с группой, знакомства. На данном этапе чрезвычайно важным является обсуждение мотивации участия и ожиданий участников в тренинге, т.к. среди таких ожиданий могут быть то, что не предполагается программой тренинга. Это период выдвижения и принятия правил группы, обсуждения организационных моментов. На этом этапе важным является создание безопасного пространства, именно оно залог доверия и эффективной работы группы. Соблюдение принципов групповой работы дает возможность формированию доверительной атмосферы, совместной работы и использования феномена группы.
Если в группе не удается создать атмосферу взаимопонимания, а уровень доверия друг к другу достаточно низок, то и эффект воздействия такой группы на ее участников бывает невысоким.
Правила работы группы позволяет создать управляемое групповое поле. Обычно мы пишем правила на листе флипчарта, совместно выдвигая то или иное правило и принимаем их.
Правилами арт-терапевтического тренинга могут быть следующие
[27]:
- конфиденциальность (информация, обсуждаемая в группе, не выносится за пределы группы);
- безоценочный подход к творческим работам участников и их комментариям;
- активность (не принуждение к выполнению изо-продукта);
- искренность (говорим о том, что думаем и чувствуем, а не то, что от нас ждут другие, при этом меру доверия каждый участник определяет самостоятельно);
- «здесь и сейчас» (обсуждение актуального, а не того, что произошло в прошлом);
- «я»-высказывания (каждый участник говорит от первого лица, «я чувствую/считаю/думаю и т.д.»);
- фотоэтика (фото творческого продукта только с разрешения автора);
- уважение чувств другого человека, уважение к участникам группы (не перебивать, не нарушать тишину пока творческую работу не закончат остальные участники группы);
- бережное отношение к изо-материалам и изо-продукции и др.
Технология реализации арт-терапевтического тренинга включает в себя несколько этапов. Каждое занятие состоит из вводной части (обозначения каждым участником состояния «здесь и сейчас», обозначения ведущим группы темы занятия и возможно ее краткого обсуждения с участниками, а также разминки или «разогрев» с целью настройки на работу по теме); основной части, включающей, как правило, выполнение одного упражнения с последующим обсуждением процесса работы и его результатов, и заключительной части (обозначение каждым участником своего состояния в конце занятия, «с чем уходим домой»).


Методы, используемые в арт-терапевтическом тренинге:
1. Арт-терапевтическое упражнение (основанное на изобразительной деятельности).
2. Групповая дискуссия (совместное обсуждение темы с различных сторон).
3. Мини-лекция (устное повестование ведущего на ту или иную тему).
4. Метафорическая игра (использование сказок, притч, легенд, метафорических карт).
5. Медитативная техника (упражнения, направленные на снятие напряжения, релаксацию).
6. Мультимодальные приемы (использование музыки, танца, элементов драмы, работа с куклами и т.д.).


Следут выделить особенности ведущего арт-терапевтического тренинга, которые делают тренинг менее эффективным:
1. Неразрешенные личностные проблемы ведущего, которые он может переносить на группу. Так, согласно К. Роджерсу, стремление ведущего использовать группу в собственных интересах, избыток интерпретации происходящего в группе со стороны тренера может свидетельствовать о том, что у него имеются неразрешенные личные проблемы.
2. Отстраненность от группы и участников, группового процесса в целом. Не вмешательство в групповой процесс при возникновении ситуаций, травматичных для конкретных участников.
3. Излишняя увлеченность групповым процессом и отношениями в группе и группы с тренером в ущерб целям тренинга. В данном случае может происходить подмена критериев эффективностинасыщенностью и драматичностью групповых проявлений; тенденция к сохраненю позитивных отношений участников к тренингу и ведущему в ущерб поставленным целям.
4. Избыточная директивность, консервативность, экспертность, закрытость. Это может выражаться в виде неконструктивных ограничениях проявлений активности членов группы, постановка их в жесткое рамки, жесткое следование одной стратегии, ограничение в изо-материалах.


2. Возможности арт-терапевтического тренинга в формировании позитивного самоотношения студентов


Эффективность влияния творческих методов на самоотношение в терапии обсуждалась такими исследователями, как К. Юнг, А. Хилл, М. Наумбург, Э. Крамер, А.И. Копытин. Эти научные сведения говорят о том, что арт-терапия оказывает позитивное влияние, способствует увеличению осознанности собственных чувств, выраженности безоценочного аспекта самоотношения - аутосимпатии. Согласно литературным данным, использование арт-средств в терапии может способствовать снижению внутренней конфликтности и самообвинения, повышать уверенность в себе и самопринятие, причем эти показатели самоотношения могут выходить за верхнюю или нижнюю границы нормы.
Использование арт-средств облегчает работу с внутренними плохо
осознаваемыми конфликтами, так как первичные мысли и чувства переживаются в форме образов и символов, а не вербально. Творческие средства самовыражения помогают выразить свои внутренние конфликты, облегчают их осознавание и разрешение, дают возможность для выражения различных чувств в социально приемлемой форме, что снижает внутреннюю напряженность личности, усиливает ощущение собственной личностной ценности.
Изменению в самоотношении также может способствовать расширение осознания, развитие самоподдержки и достижение психологической зрелости. Расширение осознания приводит к большему пониманию себя, расширяет знания о себе, открывает для индивида богатство внутреннего мира и пробуждает интерес к нему, а также способствует чувству управляемости и предсказуемости собственного «Я». Самоподдержка - это способность поддерживать себя, находить в себе опоры и ресурсы. Развитие самоподдержки в арт-терапевтической группе может снижать выраженность самообвинения.
Арт-терапия позволяет найти в себе «внутренний стержень», опоры, ресурсы для преодоления фрустрирующих ситуаций, принять на себя ответственность за свою жизнь, что сходно с описанием такого аспекта самоотношения, как «саморуководство», так как этот аспект «отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам [1].
Арт-терапевтический тренинг оперирует различными техниками и методами воздействия, которые могут позитивно влиять на динамику самоотношения. Так, например, фактор вербальной обратной связи, используемый в арт-терапии, позволяет посмотреть на себя со стороны, способствует переоценке неадекватных представлений о себе. Поддержка и принятие участника группой и арт-терапевтом может повысить его самопринятие и снизить уровень самообвинения. Как отмечает Д. Хломов, рисунок в терапии - это язык, обогащающий отношения, позволяющий заглянуть туда, где нет вербальных эквивалентов; это инструмент, с помощью которого клиент может встретиться со своими болезненными местами, и найти свою «новую форму». Арт-терапевтическая атмосфера - это атмосфера принятия, безопасности, безоценочности, в которой ведущий (арт-терапевт) поддерживает в участниках стремление к самовыражению, самоисследованию, таким образом, отношение к себе становится более позитивным [19].
По К. Рудестаму, применение творческих методов самовыражения, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Поддержка и принятие участника группой и терапевтом также может повысить его самопринятие и снизить самообвинение. Изменяется форма отношения к себе в сторону субъектности, так как участники группы находятся в атмосфере принятия и безоценочности, исследуют собственное «Я» исходя из самоинтереса.
В работах А.И. Копытина [10, 11, 12, 13] показаны существенные эффекты модели клинической системной арт-терапии не только для системы психиатрического обслуживания, но и в широком аспекте её применения, в том числе для формирования позитивного самоотношения личности. Так, автором отмечаются положительные изменения в сфере личностного функционирования, которые связаны с ростом самоуважения, самопринятия, креативности, контактности, улучшением понимания клиентом своих переживаний, положительными изменениями в сфере ценностных ориентаций, а также с улучшением познавательных навыков, межличностных отношений, с ростом субъективной удовлетворенности различными сферами своей жизни.
Как отмечает А.И. Копытин, модель клинической системной арт-терапии (CAT), реализуясь в индивидуальной, групповой или семейной форме, является комплексным видом психологической помощи, включающим не только занятия изобразительной деятельностью, но и межличностное взаимодействие, взаимодействие со средой на основе личностного подхода. Действительно, можно увидеть системный характер предлагаемой автором модели, т.к. она затрагивает различные уровни организации личности (физиологический, психологический, социокультурный) [13]:
- На физиологическом уровне воздействие арт-терапии связано с психофизиологическими эффектами изобразительной деятельности и взаимодействием с изо-материалами, которые затрагивают сенсорные процессы и соматическую сферу (релаксация/активация, улучшение общего физического состояния клиента, ослабление или исчезновение физических симптомов, стабилизация витальных функций, повышение функциональных возможностей организма и др.). Подобные эффекты, по мнению автора КСАТ могут рассматриваться как результат прямого воздействия, связанного с физическим контактом с изобразительными материалами и выполнением ряда физических действии, усиливаясь посредством личностной включенности клиента, его мотивации и отношения к деятельности.
- На психологическом уровне происходит улучшение эмоционального фона, ослабление тревожных, депрессивных, агрессивных проявлений, изменение форм эмоционального реагирования, развитие «эмоционального интеллекта», улучшении функций познавательных процессов, изменении мыслительных стереотипов, более эффективная переработка информации, решении проблем, развитии способности к прогнозированию, стабилизация поведения, развитие способностей к разработке и осуществлению внутреннего плана действий и более сложных поведенческих программ, практических и специальных навыков, коммуникативных умении. Также развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствование копинг-стратегий.
Существенным общетеоретическим основанием, позволяющим признать значительный потенциал влияния CAT (системной арт-терапиии) на самотношение личности, выступают следующие ее ключевые положения, касающиеся личности:
1. Рассмотрением личности как целостного биопсихосоциального феномена, обладающего не только универсальными (общими с другими людьми), но и уникальными биологическими, психологическими и социальными (социокультурными) характеристиками, субъекта множества сложных и сверхсложных биологических и социальных систем (групп, сообществ). Личность является не только продуктом, но и создателем этих систем, способна и мотивирована их развивать и трансформировать на основе постижения своей универсальности и уникальности, актуализации экзистенциальных духовных факторов.
2. Рассмотрением личности как субъекта множества сложных и сверхсложных репрезентативных систем (языковых, визуальных и других), используемых ею в качестве инструментов взаимодействия с другими людьми, их группами и сообществами. Личность формируется и развивается на основе освоения и использования этих репрезентативных систем во взаимодействии с другими людьми. Она также использует эти репрезентативные системы для творческого преобразования биологической, социальной и культурной среды в целях адаптации и самосохранения (биологического, психологического, культурного и духовного), утверждения творческой идентичности как высшей формы функциональной организации личности.
3. Признанием того, что творческое преобразование социальной и культурной среды в целях адаптации и самосохранения связано с развитием
самой личности как сверхсложной системы, интегрирующей в себе разные психические процессы, свойства и аспекты (подсистемы), признаки универсальности и уникальности [11, с. 138].
Системный характер КСАТ обеспечивает:
- целостное восприятие различных биологических, психологических, социокультурных (в частности, репрезентативных) факторов, участвующих в формировании и развитии личности и ее творческих проявлений, а также в развитии и лечении разных заболеваний, психологических дисфункций и состояний дезадаптации,
- обоснование общей стратегии и тактики арт-психотерапевтических воздействий, используемых в целях развития, а также лечения, реабилитации и профилактики и их согласования с другими воздействиями (медицинскими, педагогическими, социальными).
Принципиально важным является личностно-ориентированный характер арт-психотерапевтических воздействий, реализуемых в КСАТ в соответствии с отечественной психологией отношений. Благодаря этому могут быть наиболее целостно рассмотрены и терапевтически использованы разные аспекты функционирования личности, включая ее творческие характеристики, заключающие в себе значительный адаптационный и лечебный потенциал. В творчестве проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих особенностей личности, ее универсальность и уникальность, своеобразие ее отношения к себе и другим людям, болезни и лечению, психологическим и социальным проблемам и путям их решения [10].
Таким образом, арт-терапия (прежде всего, CAT) обладает значительными возможностями по формированию и развитию позитивного самоотношения личности, способствует снижению внутренней конфликтности, самообвинения, повышению самоинтереса, самопонимания, самопринятия, самоуважения, уверенности в себе, усиливая ощущение собственной личностной ценности. Арт-терапия позволяет лучше понимать свои личностные проявления и работать над их изменением, а также преодолевать чувство собственной неполноценности, вытекающее из непонимания своего характера.
Анализ теоретико-методологических основ формирования позитивного самоотношения в юношеском возрасте, позволил сформулировать следующие выводы:
1. Самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности. Под самоотношением в дипломной работе мы вслед за В.В. Столиным понимаем специфическую активность субъекта в адрес своего «Я», состоящую в определенных внутренних действиях, характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием.
2. Отношение к себе имеет позитивную, негативную или амбивалентную (противоречивую) эмоциональную окраску; а также субъектную (собственное «Я» понимается как уникальное, развивающееся, связаное с поиском смысла существования и самореализацией, собственное «Я» выступает как самоцель, а не как средство для достижения) или объектную (личность оценивает себя с инструментальной точки зрения, т.е. с позиции того какую выгоду мне могут принести те или иные стороны своего «Я») направленность.
3. Важным условием поддержания позитивного самоотношения в студенческом возрасте является не только переживание внутренней силы и устойчивости, но и готовность к установлению связей со своей социальной
группой, переживание чувства близости, единства, сотрудничества. Именно поэтому арт-терапевтический тренинг, в котором личность будет переходить от индивидуальной работы к коллективной, в процессе группового взаимодействия, по нашему мнению, обладает значительными возможностями по формированию позитивного самоотношения в юношеском возрасте.

Источник: Новикова, К. В. Арт-терапевтический тренинг как средство формирования позитивного самоотношения студентов : [монография] / К. В. Новикова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. унта, 2019. - 196 с.

Начало Теоретические основы формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.