1. Организация и методы экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования - выявить особенности самоотношения студентов психологического факультета и способствовать формированию более позитивного самоотношения посредством арт- терапевтического тренинга. Для реализации цели исследования были поставлены задачи: 1. Провести психодиагностику самоотношения студентов психологического факультета. 2. Разработать и апробировать программу арт-терапевтического тренинга, направленного на формирование позитивного самоотношения студентов. 3. Выявить эффективность разработанной программы.
Исследование включало в себя три этапа: психодиагностический этап (отбор методик, их проведение); опытно-экспериментальный (разработка программы и её осуществление); аналитико-обобщающий этап (повторная диагностика, анализ и интерпретация результатов). Экспериментальной базой исследования послужил Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск). В эксперименте приняли участие 11 студентов третьего курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» факультета психологии и социально-гуманитарных технологий. На психодиагностическом этапе исследования были использованы следующие диагностические методы: 1. Тест-опросник диагностики самоотношения личности (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин). 2. Опросник диагностики уровня рефлексивности (А.В. Карпов). 3. Тест уверенности в себе (В.Г. Ромек). 4. Методика «Кто Я?» (модификация теста М. Куна, Т. Макпартленда в адаптации Т.В. Румянцевой). 5. Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). 6. Опросник интегральной гармоничности личности (О.И. Мотков). 7. Опросник способов совладания (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). 8. Социометрическая методика (Дж. Морено).
Описание диагностических методик.
1. Тест-опросник диагностики самоотношения (С.Р. Пантелеев В.В. Столин). Цель - исследование особенностей самоотношения. Тест опросник построен в соответствии с разработанной В.В. Столи- ным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий в отношении к своему «Я». 2. Опросник диагностики уровня рефлексивности (А.В. Карпов). Цель - диагностика индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности. Опросник состоит из 27 утверждений. Обработка результатов происходит путем подсчета суммы баллов по всем утверждениям опросника и дальнейший перевод тестовых баллов в стены: 7-10 стенов - высокий уровень рефлексивности; 4-6 стенов - средний уровень; 0-3 стенов - низкий уровень рефлексивности. 3. Тест уверенности в себе (В.Г. Ромек). Цель - диагностика уровня уверенности в себе как социальнопсихологической характеристики человека. Тест состоит из 30 вопросов и предполагает три варианта ответа на каждый из них и дает оценку поведенческим проявлениям уверенности в себе по трем шкалам: шкала общей уверенности в себе, шкала социальной смелости, шкала инициативы в социальных контактах. 4. Опросник интегральной гармоничности личности (О.И. Мотков). Цель - исследование ценностей, саморегуляции эмоций, позитивность самооценки. Опросник содержит 109 вопросов и следующие шкалы: лжи (реалистичности); ценности личностной гармонии; ценности духовные (нравственные, эстетические, творчество, реалистичность картины мира); образ жизни; саморегуляция эмоций; конструктивность общения; самогармонизация личности; умеренность силы желаний и достижений; самостоятельность (опора на себя, внутренний локус контроля); удовлетворённость жизнью и отношениями с людьми; жизненное самоопределение; жизненная самореализация; позитивность самооценки; общий показатель интегральной гармоничности личности. Дополнительные методы исследования. 5. Методика «Кто Я?» (модификация теста М. Куна, Т. Макпарт- ленда в адаптации Т.В. Румянцевой). Цель - изучение содержательных характеристик идентичности личности (самовосприятия, образа «Я», Я-концепции). В течение 12 минут испытуемому предлагается написать как можно больше ответов на вопрос: «Кто Я?». 6. Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Цель - выявление уровня сформированности жизнестойкости. Данный тест представляет собой модифицированный вариант опросника, разработанного С. Мадди, адаптированного Д.А. Леонтьевым. Тест состоит из 45 вопросов и содержит три шкалы: вовлеченность, контроль и принятие риска, а также общий показатель жизнестойкости. 7. Опросник способов совладания (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Цель - выявление преобладающих копинг-стратегий. Опросник содержит 50 утверждений, соответствующих восьми типам копинг-стратегий: «конфронтационный копинг», «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство - избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». 8. Социометрическая методика (Дж. Морено). Цель - диагностика межличностных отношений в студенческой группе. Методика наряду с общей целью позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков, степень сплоченности-разобщенности в группе; обнаружить внутригрупповые сплоченные образования; динамику внутригрупповых отношений. Испытуемым предлагалось ответить на три вопроса: 1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе? 2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход? Анкетирование. С целью выявления отношения к себе (качественное самоописание), студентам была предложена анкета, содержащая три открытых вопроса: 1. Как в целом Вы могли бы описать, охарактеризовать отношение к себе? 2. Какие чувства и эмоции у Вас возникают при мысли о себе? 3. Хотелось бы Вам как-то изменить отношение к себе? Если да, то в чем именно? Анализ результатов первичной психодиагностики. В соответствии с первой задачей экспериментального исследования были выявлены особенности самоотношения студентов. На рисунке 1 представлены уровневые результаты исследования по Тесту-опроснику диагностики самоотношения личности (С.Р. Пантелеев,В.В. Столин).
|
Рис. 1. Уровни развития компонентов самоотношения по тесту-опроснику диагностики самоотношения личности (в целом по выборке)
Обобщая полученные данные по данной методике, видно, что в целом самоотношение у студентов имеет позитивный модус, вместе с этим имеется ряд неблагоприятных показателей (ожидаемое негативное отношение от других, сниженные показатели самопринятия и самопонимания, тенденция к самообвинению у некоторых испытуемых). По нашему мнению, особенный интерес исследования и его ценность проявится при обнаружении специфики у студентов с различными видами самоотношения и качественного анализа их изо-продукции. В теоретической части работы нами отмечалось, что в психологической науке выделяется несколько видов самоотношения: позитивное, негативное, амбивалентное (конфликтное) самоотношение. Полученный в исследовании весь массив эмпирических данных позволил разделить группу студентов на подгруппы, соответствующих определенному виду самоотношения. Позитивное самоотношение рассматривается с позиций интегрированного принятия своей личности, проявляется в виде чувстве собственного достоинства, уважения к себе; проявляется в низкой эмоциональности на фоне средней и высокой активности, адекватной самооценке, интер- нальном локусе контроля, низкой и средней выраженности рефлексивности, широком спектре межличностных стилей взаимодействия. Личность высоко оценивает принадлежащие ей качества, отличается согласованностью представлений о себе, предполагает, что отношение окружающих является тождественным ее представлениям. Негативное самоотношение характеризуется осознанием собственной малоценности, отрицанием значимости собственной личности и глубокой неудовлетворенностью собой, что проявляется в высоком уровне эмоциональности, низком уровне активности, экстернальности в сфере личных достижений, двойственных стилях межличностного взаимодействия, росте рефлексивности при открытой позиции личности. Конфликтное (амбивалентное) самоотношение построено на противоречивой основе, выражается в возрастании уровня эмоциональности, активности и рефлексивности, неадекватной самооценке, общем экстер- нальном локусе контроля, полярных характеристиках стилей межличностного общения [16]. В качестве критериев соотнесения студентов к виду самоотношения нами использовались следующие показатели: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самопонимание, самообвинение, отношение других, уверенность в себе. Таким образом, при проведении всестороннего анализа полученных в исследовании результатов по данным показателям были выявлены студенты, имеющие позитивное (36,3 % испытуемых), негативное (9 %), амбивалентное (конфликтное) самоотношение (45,3 %). На рисунке 2 отражены существенные различия по компонентам самоотношения у студентов с разным видом самоотношения по Тесту- опроснику диагностики самоотношения личности (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин). Согласно полученным результатам видно, что студенты с позитивным самоотношением имеют более высокие значения по сравнению с двумя другими группами по шкалам «интегральное чувство «за» самого себя, самоуважение, аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самопонимание.
|
Рис. 2. Различия бальных оценок по компонентам самоотношения У студентов с негативным самоотношением - высокий показатель самообвинения, все остальные показатели компонентов самоотношения находятся в пределах низкого уровня. У студентов с амбивалентным самоотношением - высокий уровень «интегрального чувства «за» самого себя, высокий самоинтерес, но низкий уровень самопонимания, низкий и средний уровни самоуважения, преимущественно низкий уровень самоуверенности. У данных студентов противоречивые показатели одобрения себя в целом, доверия к себе, а также видение в себе по преимуществу недостатков, готовность к самообвинению.
|
На рисунке 3 отражены различия между группами по тесту уверенности в себе (В.Г. Ромек). Согласно нашим результатам, у студентов с негативным самоотношением низкий уровень социальной смелости и уверенности в себе. Значения у студентов с позитивным самоотношением выше по всем компонентам уверенности в себе. У студентов с амбивалентным самоотношением ниже показатели инициативы в социальных контактах. На рисунке 4 представлены сравнительные уровневые результаты по Опроснику диагностики уровня рефлексивности (А.В. Карпов [7]).
Рис. 4.Уровень рефлексивности у студентов с различным видом самоотношения
Полученные результаты позволяют говорить о том, что высокий уровень рефлексивности отмечается преимущественно у студентов с амбива- летным самоотношением. Схожие с нашими результаты мы находим в исследованиях Т.Н. Кочетковой [16], которая также отмечала рост рефлексивности при амбивалентном самоотношении. В её исследованиях, также как и в наших, реже встречается развитие рефлексивности при позитивном и негативном самоотношении. Вероятно, рост рефлексивности у студентов с амбивалентным самоотношением связан с недовольством собой при активной попытке преодолеть двойственность отношения к своей личности; при осознании неудовлетворенности собой и желании разрешить назревшее противоречие. Как личность с негативным или амбивалентным самоотношением справляется с внутренним напряжением? Какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению внутреннего напряжения? Данным фактором по литературным данным, является жизнестойкость как некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределенности. На рисунке 5 отражены результаты исследования по тесту жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).
|
Рис. 5. Различия бальных оценок по жизнестойкости у студентов с различным видом самоотношения
Жизнестойкость как система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром выше у студентов с позитивным самоотношением и ниже с возрастанием негативного к себе отношения. Причем можно отметить некоторую сглаженность различий выраженности шкал «вовлеченности» (как убежденности в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности) и «принятия риска» (как убежденности в том, что все что случается, способствует раз витию за счет знаний, извлекаемых из опыта позитивного или негативного), что согласуется с полученными результатами по уровню самоинтереса у наших студентов. Ощущение собственной беспомощности (шкала контроля) ярко проявляется у студентов с негативным самоотношением, в то время как студенты с позитивным самоотношением в большей степени ощущают, что сами выбирают свой путь, даже если успех не гарантирован. В целом, выраженность жизнестойкости препятствует возникновению внутреннего напряжения за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых. Интересные данные были получены по Опроснику интегральной гар моничности личности (О.И. Мотков), результаты представлены на рисунке 6.
|
Рис. 6. Различия бальных оценок по опроснику интегральной гармоничности личности у студентов с различным самоотношением Студенты с негативным самоотношением характеризуются низким уровнем ценностей личностной гармони, довольствуется узким кругом интересов, сложившимся характером отношений с людьми и окружающим миром. У студентов с позитивным и амбивалентным самоотношением ценности личностной гармони выражаются в стремлении стать более гармони чным человеком (более уравновешенным, разумным, с развитыми чувствами меры и целостности личности, с развитыми как «земными», так и духовными ценностями); желании развивать разные стороны своего характера; в ярком стремлении жить более полной жизнью; широком круге разнообразных интересов и их оптимальном сочетании; чувстве единства личности со своим телом и природой; согласии с собой, людьми и природой. Студенты с позитивным самоотношением в меньшей степени углубляются в понимание устройства мира (духовные ценности), в большей степени характеризуясь материальными и сугубо практическими ценностями. В то время как при негативном и амбивалентном полюсе самоотношения большее значение придается нравственному отношению к людям и природе (доброжелательности, уважения и стремления помочь); им в большей степени присуща выраженных эстетических оценок и переживаний, ярких творческих проявлений, к более глубокому пониманию характеристик устройства Мира, к принятию его двойственности и многообразия. При позитивном самоотношении выявлена тенденция к ведению здорового и разнообразного образа жизни, сочетание в своей жизнедеятельности полярных по содержанию, но адаптивно необходимых занятий (умственные и физические, общение и уединение, творчество и рутина, взаимодействие с людьми и общение с природой, не избегание физических нагрузок). Наше исследование показывает, что при негативном самоотношении слабо выражены качества саморегуляции эмоций и действий, волевые особенности, разумность в организации поведения. Согласно О.И. Моткову, жизнестойкость также слабо выражена при низких значениях по шкале «саморегуляция эмоций», что согласуется с результатами нашего исследования (негативному самоотношению соответствует низкий уровень жизнестойкости по тесту жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Конструктивность общения (как умение культурно, приемлемо для других людей выражать свои негативные эмоции, проявлять гибкость, незацикленность, внимательно слушать собеседника и вникать в его мысли, не раздражаться) в меньшей степени выражена при негативном самоотношении и в большей степени при амбивалентном. Как отмечает О.И. Мотков, конструктивности в общении соответствует вера человека в позитивное отношение к нему большинства людей и в этом наши результаты согласуются, у студентов с амбивалентным самоотношением в большей степени проявлено ожидание позитивного отношения к нему со стороны других людей. Самогармоиизация личности как стремление гибко управлять своими эмоциями и действиями, сохранять выдержку и спокойствие в стрессогенной ситуации; создавать положительный настрой на предстоящий день; активная забота о своём здоровье; целенаправленного саморазвития физических, моральных и волевых качеств; самостоятельной работы по избавлению от вредных привычек; усилий по созданию у себя позитивного настроения и хорошей физической формы - выше при позитивном самоотношении. Негативному самоотношению соответствует отсутствие стремления к саморазвитию личностной гармонии и реальная работа по самосовершенствованию . Аналогично и по шкале <<умеренность силы желаний и достижений», - выше при позитивном самоотношении, что характеризует данных студентов как проявляющих чувство меры в желаниях и ожиданиях на основе реалистичной оценки жизненной ситуации; обладание умеренно выраженными чертами характера и темперамента; стремление к достаточно трудным, но не к максимально возможным достижениям. По шкале самостоятельности, выявлено, что негативному самоотношению присуща сильная зависимость от других людей или от случая, неверие в себя, в частой опоре на авторитеты, перекладывание ответственности за свои действия на внешние обстоятельства. У студентов с амбивалентным самоотношением самостоятельность выражена в большей степени, что характеризует их как опирающихся преимущественно на свой ум и свои силы в жизни, а не на других людей; ищущих причины различных явлений без поддержки со стороны и без ссылки на авторитеты; считающих себя по многим аспектам творцами своей личности и своей судьбы; самодостаточных при принятии большинства решений, берущих ответственность за их успех или неудачу на себя. У студентов с позитивным самоотношением выявлен средний уровень самостоятельности, при этом показатели удовлетворенности жизнью и отношениями с людьми выше, чем при негативном и амбивалентном самоотношении. Это характеризует их в большей степени, в целом, принимающих себя таким, какие есть, не обнаруживая у себя больших противоречий. При негативном и амбивалентном самоотношении выявлено, что хорошие отношения с людьми в каких-то важных сферах жизни не налажены; возможно, выраженное недовольство собой, своей самореализацией, материальным положением и работой; преобладают пессимизм и субдепрессивные состояния. Жизненное самоопределение как ясное понимание своего предназначения; определенность жизненных задач и выстраивание долгосрочных планов по их реализации на ближайшие несколько лет; представление о том, какими они станут и что их ждёт в будущем; устойчивы жизненные ценности и дальние цели - характеризует группу студентов с позитивным самоотношением. При негативном самоотношении выявлен низкий уровень осознавания своего предназначения, особенностей своей психики и личности, идеала своей жизни; отсутствие дальних жизненных планов и устойчивых ценностей. Тоже самое по шкале «жизненная самореализация», у студентов с негативным самоотношением выявлена недостаточная мотивация достижения, повышенная критичность к своим успехам, слабая волевая саморегуляция, неясность своего жизненного пути. А также им присуще чувство беспомощности, бесхарактерности, отсутствие веры в свои силы и возможность развития, посредственные успехи в важных для них занятиях, не умение находить общий язык с людьми и с природой, склонность к пониженному настроению и апатии (шкала «позитивность самооценки»). В целом, анализ результатов по Опроснику интегральной гармоничности личности (О.И. Мотков), позволяет охарактеризовать студентов с негативным самоотношением как имеющих низкий уровень по шкале «интегральной гармоничности личности», что может определяться неоптимальной организацией их образа жизни, неразвитой саморегуляцией эмоций и действий, низкой оценкой осуществления своих планов, отсутствием усилий по гармонизации своей личности и жизни, низкой самооценкой своих достижений и возможностей, субдепрессивным состоянием, потерей веры в себя и интереса к жизни, некоторыми характерологическими особенностями. Студенты с позитивным и амбивалентным самоотношением характеризуются средним уровнем интегральной гармоничности личности. При этом позитивному самоотношению в большей степени соответствует оптимальная выраженность большинства ее показателей. Обратимся к результатам качественного самоопысания у студентов с разным самоотношением по предложенной анкете, содержащей три открытых вопроса, направленных на качественное описание их характера отношения к себе (таблица 1).
Самоописание студентов с разным видом самоотношения
Студенты с негативным самоотношением
|
Студенты с амбивалентным самоотношением
|
Студенты с позитивным самоотношением
|
1. Как в целом Вы могли бы описать, охарактеризовать отношение к себе?
|
ни рыба, ни мясо.
|
скептическое, конфликтное, самообвинение наряду с положительным отношением к своей внешности, дружеское, уважаю себя, плохо от того, что приходится принимать себя такой, какая есть, не очень хорошее отношение, не могу взять себя в руки, неуспешна, самопринятие, но самонепонимание.
|
положительное, отличное, полностью удовлетворена собой, очень требовательное.
|
2. Какие чувства и эмоции у Вас возникают при мысли о себе?
|
не любовь, порой отвращение, жалость.
|
скорее печальные, жалость, негодование, слабая ненависть,задумчивость, смятение, неоднозначность, смешанные, хорошие, положительные.
|
хорошее, положительное, уверенность, спокойствие, четкость, радость.
|
3. Хотелось бы Вам как-то изменить отношение к себе? Если да, то в чем именно?
|
полюбить себя, слишком много недостатков хотелось бы не так сильно себя ненавидеть.
|
не обвинять себя во всех грехах, стать увереннее, менее тревожнее, полюбить себя, найти больше достоинств, ценить себя, больше понимать себя, не так сильно себя ненавидеть и жалеть, побольше нравится себе.
|
нет, я люблю себя.
|
Таким образом, результаты первого этапа исследования позволили определить структурные единицы (направления) последующей работы со студентами: оптимизм; осознавание себя (самопознание), своего предназначения, жизненного пути; вера в себя, уверенность в себе, самоуважение; саморазвитие, самосовершенствование, самореализация; самостоятельность; саморегуляция эмоций, поведения; мотивация достижений (положительная самооценка своих достижений); групповое взаимодействие. На опытно-экспериментальном этапе исследования была разработана программа арт-терапевтического тренинга, направленная на формирование позитивного самоотношения студентов, краткое её описание представлено в следующем параграфе.
2. Программа занятий по формированию позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга
Пояснительная записка Актуальность разработки программы обусловлена полученными на диагностическом этапе результатами исследования, согласно которым, была обнаружена группа студентов с негативным и амбивалентным (конфликтным) самоотношением. В следующем году эта группа студентов закончит обучение и начнет свою профессиональную деятельность в качестве практических психологов. Мы глубоко убеждены в том, что сам практический психолог должен обладать рядом профессионально-важных качеств, в том числе позитивным самоотношением, чтобы быть максимально полезным для своих клиентов. В этой связи актуальность разработки данной программы мы видим в том, чтобы помочь этим студентам в формировании их позитивного самоотношения. Программа арт-терапевтического тренинга ориентирована на здоровых людей юношеского возраста, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Концептуальные компоненты структуры. Цель программы - создание условий для формирования позитивного самоотношения студентов психологического факультета посредством арт- терапевтического тренинга. Задачи программы: - развитие самопонимания, самопознания; - развитие уверенности в себе, самоуважения; - повышение уровня самопринятия; - развитие навыков самосовершенствования, самореализации; - развитие навыков группового взаимодействия; - снижение уровня самообвинения; - снятие внутреннего напряжения. Мишени воздействия: - эмоциональные (внутренняя напряженность, сниженное настроение); - когнитивные (низкий уровень осознавания и непонимания себя); - личностные (низкая самооценка, неуверенность в себе, непринятие себя, несамостоятельность, самообвинение); - социальные (закрытость, изоляция); - поведенческие (не конструктивные копинг-стратегии).
Этапы реализации программы Таблица 2
Этап
|
Содержательная часть
|
Сроки реализации
|
1. Подготовительный этап
|
Теоретический анализ литературы.
|
Май - август 2018 г.
|
2. Психодиагностический этап
|
Отбор диагностических методик и их проведение.
|
Сентябрь 2018 г.
|
3. Опытно-
|
Разработка программы и ее
|
Сентябрь -
|
экспериментальный этап
|
осуществление.
|
декабрь 2018 г.
|
3. Аналитико-обобщающий
|
Повторная психодиагностика и
|
Декабрь 2018 г. - ян-
|
этап
|
анализ результатов.
|
варь 2019 г.
|
Ведущие идеи программы.
Программа базируется на идеи следующих теоретических методологических подходов: -концепция самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), как стремление к самореализации в виде внутреннего диалога; как выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта. - модель системной арт-терапии (А.И. Копытин), рассматривающей личность целостно, как субъекта взаимодействия с различными системами, посредством творческой деятельности и в результате диалога с арт-терапевтом достигающего положительных изменений в сфере личностного функционирования. -субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно которому личность в результате включения в процесс деятельности (творческой деятельности) приобретает субъектность как специфическое свойство и качество самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, согласования внешних и внутренних условий и средств активности, координации всех психических процессов, состояний и свойств с условиями деятельности; - идеи интегральной гармоничности личности (О.И. Мотков), согласно которой гармоничная личность обладает преимущественно позитивными отношениями с собой и другими людьми, природой, оптимальным функционированием и развитием, имеет адекватную устойчивую самооценку, оптимально организованный образ жизни, сохраняет внутреннее равновесие. - идеи психологии совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Р. Лазарус). Особенное значение при разработке данной программы имела модель клинической системной арт-терапии (КСАТ) А.И. Копытина. Программа арт-терапевтического тренинга по формированию позитивного самоотношения студентов опирается на следующие основные принципы: - личностно-ориентированный характер арт-занятий; - использование наряду с художественной практикой иных элементов полимодальности; - учет экзистенциальных и духовных факторов (потребностей, смыслов, ценностей, установок); - интерактивный характер занятий (единство и взаимодополняемость вербальной и невербальной коммуникации); - ориентация на процессы терапевтических изменений, учет их стадий и уровней; - опора на комплекс психотерапевтических факторов (творческую активность, терапевтические и групповые отношения, приемы фасилитации и техники); - системный и целенаправленный характер занятий; - этапный характер арт-терапевтических мероприятий, обусловленный логикой планирования и учета динамики терапевтических и групповых отношений, творческой активности. В качестве ведущего метода программы занятий предусмотрено использование арт-терапевтического тренинга, как наиболее доступного для данной категории студентов. Содержательные компоненты программы. Программа состоит из 20 занятий. Форма работы: групповая (тематическая, динамическая группа). Участники: студенты третьего курса, направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск)». Количество участников: 11 человек. Продолжительность занятий: 1-2 раза в неделю по 90 минут. Общая продолжительность занятий программы 30 академ.часов.
Тематический план занятий Таблица 3
№
|
Тема занятия
|
Вид творческой деятельности
|
Техника (упражнение)
|
1.
|
Знакомство
|
Рисование
|
Свободный рисунок.
|
2.
|
Что в имени моём?
|
Рисование.
|
Рисуем имя (Л.Д. Лебедева)
|
3.
|
Кто Я?
|
Рисование
|
Рисунок «Кто я»
|
4.
|
Я в будущем
|
Коллаж
|
Моё будуще
|
5.
|
Вместе «МЫ»
|
Рисование
|
Парный рисунок, групповой рисунок
|
6.
|
Образ «Я»
|
Тестирование
|
Рисуночные тесты Р. Сильвер (А.И. Копытин)
|
7.
|
«Я» преодолеваю трудности
|
Арт-терапевтическая шкала формальных элементов
|
Рисование человека срывающего яблоко с дерева (В. Ловенфельд). Ассоциативные спектрокарты (У. Халкола, А.И. Копытин)
|
8.
|
Моя внутренняя природа
|
Эко-арт-терапия
|
Мандала из природных материалов (А.И. Копытин)
|
9.
|
Символ моего «Я»
|
Рисование
|
Рисунок «Мандала» (А.И. Копытин)
|
10.
|
Я понимаю себя
|
Методика цветовых метафор
|
Методика цветовых метафор (И.Л. Соломин)
|
11.
|
Мой жизненный путь
|
Методика рисуночных метафор
|
Мой жизненный путь (И.Л. Соломин)
|
12.
|
Карта моей жизни
|
Групповое рисование
|
Карта моей жизни (О. Валяева)
|
13.
|
Мой внутренний мир
|
Работа с глиной
|
Мой внутренний мир
|
14.
|
Со-творчество
|
Рисование, ассоциативные метафорические карты
|
День с чистого листа (Н. Жигамонт)
|
15.
|
Мой сказочный мир
|
Рисование, сказка
|
Создание сказки (Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева), рисунок главного героя сказки
|
16.
|
Мои личностные ресурсы
|
Рисование, фотоколлаж
|
Силуэт человека (Л.Д. Лебедева)
|
17.
|
«Я» в кругу других
|
Рисование, игры
|
Игра с предметами на столе, комплименты, отгадай слово
|
18.
|
Маска моего «Я»
|
Рисование, аппликация
|
Моя маска
|
19.
|
«Я» в миниатюре
|
Работа с текстилем
|
Изготовление куклы
|
20.
|
Мост в новый Мир
|
Работа с песком
|
Групповая работа с песком (А.И. Копытин) Мост в новый Мир
|
Структура каждого занятия: 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). 2. Творческая часть занятия (творческая работа с последующим обсуждением). 3. Заключительная часть занятия (подведение итогов занятия). Оценка промежуточных и итоговых эффектов программы. Оценка результативности реализации программы предусматривает проведение первичной и вторичной психодиагностики с использованием следующих диагностических методик: Тест-опросник диагностики самоотношения личности (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин). Методика диагностики уровня самооценки (С.В. Ковалёв). Тест уверенности в себе (В.Г. Ромек). Опросник «Интегральной гармоничности личности-3» (О.И. Мотков). Ожидаемые результаты: - развитие самопонимания, самопознания; - развитие уверенности в себе, самоуважения; - повышение уровня самопринятия; - развитие навыков самосовершенствования, самореализации; - развитие навыков группового взаимодействия; - снижение уровня самообвинения; - снятие внутреннего напряжения.
Содержание занятий
Занятие № 1. «Знакомство»
Цель - создание условий для самораскрытия каждого участника группы. Задачи: - знакомство с каждым участником группы, установление правил работы в группе. - побуждение личности к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, развитию творческого воображения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Знакомство (презентация каждого участника группы, рассказ о себе), вербализация ожиданий. - Выработка правил работы группы («здесь и сейчас», конфиденциальности, уважение, безоценочный подход, искренность, открытость, право отказаться от выполнения упражнения или его вербального обсуждения, правило «Я» высказываний, правило сохранять в целостности изоматериалы). 2. Творческая часть занятия. «Техника свободного рисунка» Материалы: акварель, гуашь, кисти, восковые мелки, карандаши, листы формата А4. Инструкция: займите место за столом, приготовьте бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые Вам для рисования, нарисуйте то, что захочется. Вопросы для обсуждения: - Какое название имеет данный рисунок? - Какие эмоции и чувства вызывает он? - Нравится ли то, что получилось? - Прокомментируйте части изображения. - Какие возникли затруднения по ходу работы? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?) - рефлексия деятельности (оценка достигнутого результата; что полез- ного/значимого сегодня было для меня на занятии?). Каждому из участников группы предлагается высказаться о том, чем для него заканчивается данное занятие, какие эмоции и чувства возникли, с чем уходит.
Занятие № 2. «Что в имени моём?»
Цель - диагностика идентичности, самоуважения. Задачи: - повышение уровня самопринятия; - содействие развитию рефлексии, спонтанности; - содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую «здесь и сейчас», в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Техника «Рисуем имя» (Л.Д. Лебедева) Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши, листы формата А4. Инструкция: сейчас вам необходимо визуализировать имя, которое вызывает отрицательные эмоции, по каким-либо причинам неприятно, не нравится, и абстрактно изобразить его, используя цвет, форму, линию. Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя. Далее представьте и нарисуйте имя, которое всегда вызывает положительные эмоции, нравится. Третий рисунок - нарисуйте собственное имя. Вопросы для обсуждения: - Прокомментируйте части изображения. - Имена, которые Вы нарисовали - это имена реальных людей? - Нравится ли Вам собственное имя? Каким из форм своего имени Вам нравится, когда Вас называют окружающие? - Почему именно данным цветом изображено имя, какой смысл вкладывался в цвет при создании рисунка (какие чувства выражает данный цвет)? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (оценка достигнутого результата; что полезного/значимого сегодня было для меня на занятии?).
Занятие № 3. «Кто Я?»
Цель - способствовать самоанализу участников арт-терапевтического тренинга. Задачи: - содействие самораскрытию, самопознанию; - повышение уровня осознавания себя; - развитие самопонимания. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Рисунок «Кто я?» (С.М. Шингаев) Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши, листы формата А4. Инструкция: в течение 10 минут создайте рисунок «Кто Я» и дайте ему название. Обсуждение рисунка идет в следующих направлениях: - название (имя или нечто иное); - имеется ли фигура человека, сколько места она занимает на листе (в Мире); - прорисовано ли лицо или это абстракция; - использовались ли для создания рисунка краски или только ч/б карандаш; - какую временную перспективу отражает рисунок (прошлое, настоящее, будущее) в чем оно проявляется; - отражены ли на этом рисунке достижения, история автора; - есть на данном рисунке ещё кто-нибудь (члены семьи, близкие, друзья); - нарисован ли какой-то вид деятельности автора рисунка (учеба, работа, самообразование); - с чем связано, если какой-либо из перечисленных элементов не был включен в рисунок. Далее участникам предоставляется возможность в течение 5 минут изменить что-то в рисунке, дополнить его. После завершения рисунка участникам предлагается перейти к его обсуждению. Какие эмоции и чувства возникали в процессе работы, какие имеются размышления по своему рисунку? Что было дополнено в рисунке? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?) - рефлексия деятельности (оценка достигнутого результата; что полезного/значимого сегодня было для меня на занятии?).
Занятие № 4. «Я в будущем»
Цель - снятие психоэмоционального напряжения. Задачи: - развитие навыков самосовершенствования, самореализации; - развитие способности к самовыражению; - развитие самопонимания, самопознания; - развитие уверенности в себе, самоуважения; - повышение уровня самопринятия. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я сейчас чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Коллаж «Моё будущее» Материалы: белый лист формата АЗ или ватман, ножницы, клей, различные журналы, газеты, листовки, другие изо-материалы. Инструкция: сядьте удобно, закройте глаза и мысленно представьте каким бы Вам хотелось видеть своё будущее? Ярким, насыщенным разными событиями, динамичным или спокойным, стабильным? Наполненным какими событиями будет оно? Постарайтесь в деталях представить место, окружение, то, что Вы имеете, кто с Вами рядом, чем Вы занимаетесь? Теперь полистайте журналы и найдите образы своего будущего (то, что отзывается). После отбора картинок, участникам группы предлагается разместить образы на листе, не наклеивая (примерить изображения), после нахождения оптимального места для каждого образа - можно наклеивать их. Вопросы для обсуждения: - Как называется Ваш коллаж? - Прокомментируйте его части, образы. - Какие эмоции и чувства возникают, когда Вы смотрите на него? - Что вы чувствовали до начала, в процессе и после завершения работы. 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (оценка достигнутого результата; что полез- ного/значимого сегодня было для меня на занятии?).
Занятие № 5. «Вместе МЫ»
Цель - развитие навыков группового взаимодействия. Задачи: - повышение доверия в группе; - содействие осознанию групповой целостности; - содействие групповой коммуникации, повышение конструктивности общения; - диагностика межличностных отношений. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Техника парного рисования Материалы: акварель, гуашь, кисточки, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, листы формата А4 и ватман. Инструкция: поделитесь на пары, далее в течение некоторого времени вам необходимо будет рисовать совместно на одном листе. Акцентируется внимание на том, что нежелательно заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Инструкция не содержит уточнение о том, что это должна быть некая целостная композиция, тем самым доступна диагностика взаимоотношений в паре. Вопросы для обсуждения: - Как называется Ваш рисунок? - Какие эмоции и чувства возникали у Вас до начала, в процессе и после завершения работы? - Нравится ли Вам работать с Вашим партнером? - Прокомментируйте части изображения. Кто начал рисовать первым, кто подхватил? Почему не захотелось первым начать рисовать? - Поняли ли Вы изначально идею рисунка Вашего партнера? - Можно ли по Вашему рисунку сказать, что рисовал один человек? - Каким образом Вам удалось достигнуть целостности изображения? Техника группового рисунка Инструкция: группе предлагается без слов (не договариваясь) создать рисунок на ватмане, используя разнообразные изо-материалы. Вопросы для обсуждения: - Какое название можно дать Вашему рисунку? - Какие эмоции и чувства возникали у Вас до начала, в процессе и после завершения работы? - Нравилось ли Вам работать в команде? - Прокомментируйте части изображения. Какой вклад Вы внесли в создание данного рисунка? - Какой Вы использовали цвет, что он символизирует для Вас? - Можно ли по рисунку сказать, что рисовал один человек? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (оценка достигнутого результата; что полезного/значимого сегодня было для меня на занятии?).
Занятие № 6. «Образ «Я»
Цель - исследование особенностей самовосприятия, самоотношения. Задачи: - диагностика эмоционального состояния; - изучение отношения участников группы к себе и другим. - исследование потребностей и переживаний; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь «здесь и сейчас»? - Какие у меня есть ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Рисуночные тесты Р. Сильвер (А.И. Копытин). [9] Материалы: бумага формата А4, простой карандаш и резинка. Субтест «Задание на прогнозирование». Инструкция: A. Представьте себе, что Вы сделали из этого стакана несколько глотков лимонада, а затем еще немного, до тех пор, пока стакан не будет пуст. Нарисуйте в стаканах линии, показывающие, сколько в них остается лимонада, по мере того, как вы его выпиваете. Б. Представьте, что Вы опрокинули бутыль, наполовину заполненную водой. Нарисуйте линии, показывающие уровень воды в обеих бутылях. B. Представьте себе, что Вам нужно построить домик на том месте, которое отмечено на рисунке значком (х). Нарисуйте, как может выглядеть это домик. Субтест «Задание на рисование с натуры». Инструкция: рассмотрите лежащие перед Вами три отличающиеся по высоте и ширине цилиндра и маленький камень, а затем нарисуйте, что вы видите. Субтест «Задание на воображение». Инструкция: вы видите перед собой несколько изображений людей, животных и неодушевленных предметов. Выберите два рисунка и придумайте, что происходит с изображенными на них персонажами или предметами. Нарисуйте то, что вы представили, что происходит между персонажами. Вы можете внести изменения в то, что вы видите, и нарисовать дополнительные предметы. Сделайте так, чтобы ваши рисунки изображали историю. Если испытуемый срисовывает или копирует стимульные рисунки, не мешайте ему, если считаете, что он правильно понял задание. Вопросы для обсуждения: - Какие персонажи были выбраны и почему именно они? - Что происходит с героями на рисунке? О чем они думают? Что они чувствуют? - Какая история разворачивается здесь? - Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе? - На место какого персонажа ты бы себя поставил? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 7. «Я преодолеваю трудности»
Цель - развитие самопонимания, самопознания. Задачи: - диагностика способов решения проблемы; - развитие уверенности в себе, самоуважения; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь «здесь и сейчас»? - Какие у меня есть ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Рисование человека, срывающего яблоко с дерева (В. Ловенфельд) [9]. Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров 12 цветов (красный, оранжевый, синий, бирюзовый, салатовый, темно-зеленый, яркорозовый, малиновый, фиолетовый, коричневый, желтый и черный). Инструкция: нарисуй человека, срывающего яблоко с дерева. При оценке рисунков используются 14 шкал, каждая из которых количественно измеряет определенный формальный признак. Все они в совокупности позволяют идентифицировать разные «профили» формальных признаков, характеризующие разные психические расстройства или состояния, а также (предположительно) личностные особенности, проявленные в стилистике рисунка. Работа с ассоциативными спектрокартами (У. Халкола, А.И. Ко- пытин) [32]. В качестве ресурса участникам предлагается мысленно задать вопрос «Что для меня является ресурсом, что мне поможет справиться со сложной ситуацией?» и в закрытую вытянуть одну карту. Далее поделиться с участниками группы своим восприятием данной карты. 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 8. «Моя внутренняя природа»
Цель - развитие позитивного отношения к своей личности. Задачи: - снятие внутреннего напряжения; - развитие уверенности в себе, самоуважения; - развитие способности к осознаванию себя; - повышение уровня самопринятия; - снижение уровня самообвинения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Мандала из природных материалов [15; 29]. Материалы: цветы, сухоцвет, сухие листья, шишки, камни, ракушки, песок, крупа (рис, пшено, гречка), кофейные зерна, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши, листы формата А4, ножницы, клей, бусины. Инструкция: перед Вами разнообразные материалы, возьмите лист бумаги, нарисуйте на нём круг (можно обвести трафарет), далее заполните пространство круга тем, чем Вам захочется. Вопросы для обсуждения: - Как называется Ваша мандала? - Какие эмоции возникают, когда Вы смотрите на неё? - Нравится ли Вам то, что получилось? - Какие из природных материалов Вы использовали в процессе создания мандалы? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?). Занятие № 9. «Символ моего «Я» Цель - диагностика эмоционального состояния, исследование образа «Я». Задачи: - развитие самопонимания, самопознания; - повышение интереса к своей личности; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Рисунок манд алы [14]. Материалы: акварель, гуашь, кисти, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, простой карандаш, бумажная тарелка, белая бумага формата А4. Инструкция: нарисуйте круг, а затем начав с центра, заполните изображением всё его внутреннее пространство. Вопросы для обсуждения: - Как называется мандала? - Что Вы чувствуете, когда Вы смотрите на неё? - Нравится ли Вам мандала? - Есть ли желание что-то изменить в ней? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 10. «Я понимаю себя»
Цель - психосемантическая диагностика мотивации и отношения к себе, людям и событиям. Задачи: - развитие самопонимания и самопознания; - повышение интереса к своей личности; - развитие способности к осознаванию себя. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания, чего бы я хотел от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Методика цветовых метафор (И.Л. Соломин) [29] Материалы: набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий, бланк регистрации результатов методики. Инструкция: перед Вами имеется ряд цветных карточек и несколько десятков понятий, напечатанных на карточках. Каждое понятие необходимо обозначить с помощью одного из данных цветов. Для этого карточку с понятием кладите надписью вниз на тот цвет, который, как Вам кажется, наиболее подходит для обозначения данного понятия. После того, как каждый участник группы разложит все понятия на соответствующие цвета, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности. В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями. Анализ результатов методики: 1. Состав базовых потребностей. 2. Удовлетворенность базовых потребностей. 3. Состав актуальных потребностей. 4. Отношение к настоящему, будущему и прошлому. 5. Отношение к себе и другим людям. 6. Отношение к различным видам деятельности. 7. Источники негативных переживаний. 8. Вытесненные представления и переживания. Вопросы для обсуждения: - Что Вас удивило по результатам методики? - Что нового Вы узнали о себе? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 11. «Мой жизненный путь»
Цель - развитие способности к самопониманию и самопознанию. Задачи: - диагностика эмоционального состояния; - выявление специфики представлений о своей жизни и отношение к ней; - развитие способности к осознаванию себя. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - Что я чувствую, в каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Методика рисуночных метафор (И.Л. Соломин) [29]. Материалы: простой карандаш или шариковая ручка. Инструкция. Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника. О чем Вы думаете? Что Вы чувствуете? Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться? Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается, также как торопить участников. Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свои рисунки. Вопросы для обсуждения: - Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает? - Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека? - Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового? - Чем отличаются прошлый путь, настоящее и будущее путника? Что общего между ними? - В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует? - Какова цель этого пути? К чему стремится путник? Чего он хочет достичь? Как он узнает, что его цель достигнута? - Что может помешать путнику? С какими препятствиями он может встретиться на своем пути? - Что ему необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности? - Каков план его маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ориентиры, этапы, переходы, остановки? - В чем он наиболее нуждается в данный момент? Обсуждение притчи Н. Пезешкиана «История-напутствие» [24]. В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость. В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? - спросил он. Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал. Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? - поинтересовался он. Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим. Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: о, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой - можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Ка- вир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути! Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути. С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор. Вопросы для обсуждения: - Как Вы думаете, о чем эта притча? - Чему она учит? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 12. «Карта моей жизни»
Цель - исследование личных границ. Задачи: - осознание собственных границ; - развитие способности к самопониманию, самопознанию; - развитие навыков группового взаимодействия. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии нахожусь? - Какие у меня есть ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Техника «Карта моей жизни». Материалы: акварель, гуашь, кисти, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, ватман. Инструкция: нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди - страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то - нет. С кем-то вы можете граничить по воде, а с кем-то у вас может быть некая общая зона - таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем- то усложненный. Приступайте. Вопросы для обсуждения: - Как называется Ваша страна? - Кто в ней живет? Какие обитатели? - Захватывают ли вашу страну другие страны, и вы не умеете этому противостоять? Или может быть вы сами захватываете другие страны? - Делите ли Вы страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников - с которыми строите заборы и готовите против них кампании? - Необходимо ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и согласии? - Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 13. «Мой внутренний мир»
Цель - способствовать осознанию своих чувств и переживаний, самоисследованию, личностному росту. Задачи: - развитие самоуважения; - развитие способности к самопониманию, самопознанию; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Обсуждение притчи о внутреннем мире человека. «Когда то давно, старик открыл своему внуку жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк олицетворяет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: а какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!» Вопросы для обсуждения: - Как Вы думаете, о чем эта притча? - Чему она учит? Техника работы с глиной [34]. Материалы: глина, стаканчики с водой, доска для лепки, салфетки. Инструкция. Возьмите необходимое Вам количество глины, посидите немного, положив руки на глину, познакомьтесь с ней. Закройте глаза и попробуйте окунуться в ощущения от прикосновения к глине. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми глазами. Какой он? Гладкий? Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий он или тяжелый? Подружитесь с куском глины. Поэкспериментируйте с глиной, а затем создайте то, что составляет Ваш внутренний Мир (качества, ценности, способности и др., всё что угодно, что составляет содержимое Вашего внутреннего мира). Вопросы для обсуждения: - Какие ощущения возникали у Вас при взаимодействии с глиной? - Дайте название своему изо-продукту. Что это, прокомментируйте созданный объект? - Вам нравится то, что у Вас получилось? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 14. «Со-Творчество»
Цель - развитие навыков группового взаимодействия. Задачи: - развитие уверенности в себе; - развитие способности к самопониманию, самопознанию. - развитие навыков самосовершенствования. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Упражнение «День с чистого листа». Материалы: ассоциативные метафорические карты «Цвета и чувства» (Жигамонт Н. [5]), акварель, гуашь, кисти, вода, белая бумага формата А4. Инструкция: каждый участник берет лист формата А4 и закрашивает его белой гуашью. Пока высыхает краска, участники выбирают себе карту, отражающую настроение текущего момента. Затем каждый участник наносит на свой лист соответствующие цвета из карты (цветовое пятно может быть любого размера и размещаться в любом месте белого поля). Затем участники смещаются по кругу и, оказываясь перед листом соседа, наносят на него свой цвет, рядом, не повреждая и не изменяя уже имеющиеся на листе цвета. Действие заканчивается, когда каждый участник оказывается на своем первоначальном месте. Вопросы для обсуждения: - Как Вы думаете, каким образом меняется наш день в результате взаимодействия с другими людьми? - Какие возможности предоставляет Вам ваш новый день (метафора белого листа) при взаимодействии с другими людьми (внесенные в рисунок другие цвета)? - Что Вы чувствуете, глядя на свой рисунок? Нравится ли Вам то, что добавили другие участники группы на ваш лист? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 15. «Мой сказочный мир»
Цель - развитие самоуважения. Задачи: - осознание отношения к себе, прояснение образа себя; - исследование актуального самоощущения каждого из участников группы; - прояснение потребностей, мотивов, отношений с окружающим миром и собой; - развитие способности к самопониманию, самопознанию. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Решение сказочных задач (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.) [6]. - На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать? - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда — ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить Царевну! И арти- стов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских — ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна? - Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба-Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной? - После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван- Царевич домой. Заходит он во дворец — но никто его не узнает и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнает Ивана-Царевича? - Ехал как-то Иван-Царевич по чистому полю. Вдруг видит — камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: «Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — сам погибнешь. Прямо пойдешь — ничего не найдешь» Какую же дорогу выбрал Иван- Царевич, и почему он ее выбрал? - В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку? - Далеко-далеко, там где холодно и где живут сильные ветры, есть Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные Горы? Техника сочинения сказки (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.) [6]. Материалы: лист бумаги, гуашь, кисти, вода, восковые мелки, пастель, цветные карандаши. Инструкция: сейчас Вам предлагается сочинить свою сказку, а затем сделать иллюстрацию главного героя данной сказки в рисунке. Вопросы для обсуждения: - Как Вы думаете, каким образом меняется наш день в результате взаимодействия с другими людьми? - Какие возможности предоставляет Вам ваш новый день (метафора белого листа) при взаимодействии с другими людьми (внесенные в рисунок другие цвета)? - Что Вы чувствуете, глядя на свой рисунок? Нравится ли Вам то, что добавили другие участники группы на ваш лист? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 16. «Мои личностные ресурсы»
Цель - актуализация личностных ресурсов. Задачи: - развитие чувства собственной ценности, уникальности; - развитие способности к самовыражению; - развитие самопонимания, самопознания; - развитие навыков самосовершенствования, самореализации; - развитие навыков группового взаимодействия; - развитие уверенности в себе. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Техника «Мой силуэт» (Лебедева Л.Д.) [19] Материалы: рулон обоев, скотч, ножницы, карандаш, акварель, гуашь, кисти, вода, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, личные фотографии. Инструкция: вам необходимо отрезать от рулона обоев лист в свой полный рост, приклеить его к стене, а затем попросите кого-либо из участников группы создать контур вашего силуэта, обводя точно вашу фигуру. После этого наклейте свою фотографию, принесенную из дома, в то место вашего силуэта, в котором вам хочется. А далее заполните пространство своего силуэта тем, чем бы хотелось. Вопросы для обсуждения: - Какие эмоции и чувства возникали в процессе работы? - Легко ли Вам работалось над созданием данной картины? - Чувствуете ли Вы усталость или наоборот полны сил? - Что на рисунке отображают данные изображения (образы)? - Нравится ли Вам то, что получилось? - Какие внутренние ресурсы отражены на Вашем рисунке? - Что еще хотелось бы добавить? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 17. «Я в кругу других»
Цель - развитие навыков группового взаимодействия. Задачи: - развитие уверенности в себе; - развитие навыков самосовершенствования; - развитие способности к самопониманию и самопознанию. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я нахожусь? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Игра с предметами на столе (Копытин А.И.). Материалы: коллекция фигурок-миниатюр (люди, животные, предметы, всё, что окружает человека в жизни). Инструкция. Из группы вызываются добровольцы в количестве 3 человек, каждый по очереди подходит к столу с фигурками и берет одну из них, помещает её на стол. После этого, участникам предлагается посмотреть, что получилось, дается возможность переместить фигурки. После этого осуществляется второй и третий выборы участников. Всего каждый участник выбирает тем самым три фигурки (предмета). Участникам предлагается посмотреть на получившуюся композицию целостно и затем высказаться (презентовать) от лица каждого из своих персонажей (рассказ от лица персонажа). Фигурки при этом можно брать в руки. После того как каждый из участников презентовал свои предметы, подгруппа переходит к взаимодействию между собой, действуя, разговаривая от лица своих персонажей. Вопросы для обсуждения: - Прокомментируйте свой опыт взаимодействия в данной игре? - Какие наблюдения Вы отметили за собой в процессе игры? - Какое название можно дать этой игре? - Какая драматическая интрига была проявлена в игре? - В чем проявлено конфликтное содержание игры? Игра «Отгадай слово». Материалы: карточки со словами, листы формата А4, изо-материалы. Инструкция: каждый из участников группы вытягивает карточку, на которой написано слово (оптимизм, доверие, ответственность, страх, депрессия, радость, доброта, тревога, взаимодействие, целеустремленность). Его задача - сочинить рассказ и нарисовать рисунок, отражающий это слово. В тексте рассказа и на рисунке нельзя прямо произносить его. Остальным участникам группы, необходимо отгадать какое это слово. Вопросы для обсуждения: - В чем возникли затруднения при выполнении задания? - Почему именно эта история явилась иллюстрацией к данному слову? Как это проявляется в Вашей жизни? Упражнение «Комплименты» Материалы: листы формата А4, скотч, ножницы, изо-материалы, музыка. Инструкция: возьмите лист бумаги, напишите на нем свое имя. Прикрепите этот лист к своей спине и свободно перемещаясь по аудитории, подойдите к каждому из участников группы и напишите ему какие положительные стороны, личностные качества вы видите в нем. Вопросы для обсуждения: - Что вы чувствовали до начала упражнения, в процессе работы и сейчас? - Нравится ли Вам то, что Вам написали? - Какое из качеств повторяется несколько раз? - С каким из качеств вы согласны/не согласны? - Легко ли было писать характеристику другому человеку? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 18. «Маска моего «Я»
Цель - содействие осознанию собственных чувств, ролей, психологических защит. Задачи: - повышение самоуважения, уверенности в себе; - развитие способности к самовыражению, самораскрытию; - развитие самопонимания, самопознания; - развитие навыков самосовершенствования; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я сейчас? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Техника создания маски. Материалы: белый картон, бусины, перья, клей, стразы, блестки, тесьма, пайетки, акварель, гуашь, кисти, вода, ножницы. Инструкция: используя разнообразные материалы, создайте маску (одна сторона - это какой меня видят другие, другая сторона - какая я на самом деле). После создания маски, участники образуют тройки, садясь друг с другом, надевают свои маски и взаимодействуют в них между собой. Далее участникам предлагается сесть в общий круг в масках и посмотреть друг на друга, попытаться повзаимодействовать с группой. Вопросы для обсуждения: - Какие эмоции и чувства возникали в процессе создания маски? - Нравится ли Вам Ваша маска? - Какая сторона маски, и в каких ситуациях работает (используется) в Вашей жизни? - В какой ситуации Вы могли бы использовать (используете) свою маску? - Хочется ли в этой маске смотреть в прошлое/настоящее/будущее? - Как происходило взаимодействие в тройках? - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 19. «Я» в миниатюре
Цель - повышение личностной ценности, формирование позитивной «Я-концепции», повышение уверенности в себе. Задачи: - способствовать осознаванию и выражению через куклу эмоций, чувств, переживаний, эмоциональных состояний и реакций, которые не могут быть проявлены; - развитие произвольности и способности к саморегуляции; - преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит; - развитие внутреннего контроля. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я сейчас? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? 2. Творческая часть занятия. Техника создания куклы Материалы: лоскуточки ткани разнообразных цветов и фактур, шерсть, мех, нитки, веревка, мулине, картон, бусины, перья, клей, стразы, блестки, тесьма, пайетки, акварель, гуашь, кисти, вода, ножницы. Инструкция: используя имеющиеся материалы, создайте куклу. После создания куклы, участники презентуют её (рассказывая от имени куклы историю о себе). Далее группа переходит к коллективному взаимодействию между собой, создавая сказку, распределяя роли и проигрывая их. Вопросы для обсуждения: - Какие эмоции и чувства возникали в процессе создания куклы? - Нравится ли Вам Ваша кукла? Как её зовут, сколько ей лет, с кем и где она живет, чем кукла занимается в своей жизни, что она любит и не любит больше всего на свете, какие черты характера ей присущи, как кукла преодолевает сложные жизненные ситуации? - Как происходило Ваше взаимодействие посредством куклы при создании сказки и её драматизации? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Занятие № 20. «Мост в новый Мир»
Цель - развитие навыков самосовершенствования, самореализации. Задачи: - развитие уверенности в себе, самоуважения; - снижение уровня самообвинения; - развитие самопонимания, самопознания; - повышение уровня самопринятия; - снятие внутреннего напряжения. Структура занятия. 1. Вводная часть занятия (обсуждение ожиданий, настрой на работу). - В каком эмоциональном состоянии я сейчас? - Какие ожидания от сегодняшнего занятия? Техника групповой работы с песком (Копытин А.И.) Материалы: песочница с песком, коллекция фигурок-миниатюр (люди, животные, предметы, всё, что окружает человека в жизни). Инструкция: поочередно каждый из участников группы выходит к песочнице и в течение одной минуты молча начинает взаимодействовать с песком. После того, как круг замкнулся каждый участник в том же порядке подходит к столу с фигурками, выбирает одну и ставит её в поле песочницы. Остальные участники группы не могут передвигать фигурки других участников и менять ландшафт. Вопросы для обсуждения: - Что Вы чувствуете глядя на созданную композицию? - Как Ваш герой ощущает себя? - Какова роль этого персонажа в этом мире? - Нравится ли Вам общая композиция? - Какое название Вы бы дали этой композиции? Техника «Мост в новый мир». Материалы: песочница с песком или подносы с песком. Инструкция: положите руки на поднос с песком (или песочницу). Пересыпайте песок, познакомьтесь с ним. Какой он? Шершавый или мягкий? Прохладный или теплый? Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него - мост. Рассмотрите свой мост, какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения к Вам приходят. Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это. Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их. Вопросы для обсуждения: - Что вы чувствовали при взаимодействии с песком? - Нравится ли Вам ваша картина? Какие чувства Вы испытываете, глядя на свое творение? - Как бы Вы ее назвали? - Если бы картина могла говорить, что бы она Вам сказала? - Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? 3. Заключительная часть занятия: - рефлексия настроения (что изменилось в эмоциональном плане в процессе занятия?). - рефлексия деятельности (что полезного/значимого сегодня я приобрел на занятии?).
Начало Теоретические основы формирования позитивного самоотношения студентов посредством арт-терапевтического тренинга
Источник: Новикова, К. В. Арт-терапевтический тренинг как средство формирования позитивного самоотношения студентов : [монография] / К. В. Новикова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. унта, 2019. - 196 с. |