На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Недостатки и перспективы дистанционного обучения: социологический аспект
Недостатки и перспективы дистанционного обучения: социологический аспект
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ахметжанова Галина Васильевна д-р пед. наук, профессор Емельянова Татьяна Витальевна канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
г. Тольятти, Самарская область
Аннотация: в статье представлены результаты исследования, направленного на выявление отношения студентов к дистанционному формату обучения. Рассмотрены положительные и отрицательные отзывы обучающихся о технологической, коммуникативной и практикоориентированной составляющих дистанционного учебного процесса. Авторы отмечают, что обеспечение качества высшего образования в современных условиях зависит от психологической, мотивационной готовности студентов. Статья может быть полезна для научного сообщества и всех, кто занимается планированием, разработкой и осуществлением стратегий дистанционного образования.


Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционный формат обучения, психолого-педагогическое образование, коммуникативная составляющая, пространственно-предметная составляющая образовательного процесса.
Переход сферы образования в дистанционный формат - одно из явлений современности, связанное как с интенсивной цифровизацией современного общества, так и с пандемией COVID-19, повлекшей за собой крупнейший за всю историю сбой в функционировании систем образования [1]. Неуклонный рост доли дистанционных форм образования наблюдается с начала XXI века. Так, с 2002 по 2011 год процентная доля студентов американских вузов и колледжей, которые, например, были зачислены по крайней мере на один онлайн-курс, увеличилась с 9,6% до 32% [2].
На отечественном рынке образования в 2014 году функционировали более 50 площадок, обучение на которых прошло 5% жителей России [3]. По итогам 2019 года объем российского рынка онлайн-образования, согласно результатам совместного исследования ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, достиг 38,5 млрд руб. При этом исследователи выразили уверенность, что рынок еще не достиг зрелости, будет расти в среднем на 12-15% в год, и к концу 2023 года его объем превысит 60 млрд руб. [4]. Однако с учетом новой реальности мировые прогнозы корректируются: через 5 лет объем рынка может достичь 1 трлн долл. [5].
Для студентов обучение в дистанционном режиме имеет ряд преимуществ, в числе которых возможность индивидуализировать ритм занятий, в любой момент вернуться к изученному, посвятить больше времени сложной теме и быстро «пробежать» уже знакомый материал. При этом затраты времени на изучение материала по сравнению с классическим форматом снижаются на 25-60%. Обратная сторона дистанционного образования в том, что значительная часть зарегистрировавшихся на онлайн-платформах никогда не начинают обучение, а до конца доводят его всего 20-60% пользователей [5].
Следует отметить, что вынужденный стремительный переход в нестандартный формат обучения - стрессовая ситуация как для педагогов, так и для обучающихся, требующая изменения их обычного поведения, умения адаптироваться к новым условиям.
В связи с вышесказанным важно понять точку зрения на специфику нового формата образовательного процесса студентов, являющихся бенефициарами онлайн-образования, прежде всего, будущих педагогов, для которых указанный формат и сегодняшняя студенческая реальность, и профессиональная перспектива.
Цель исследования, проведенного в декабре 2020 г. среди студентов бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование» в Тольяттинском государственном университете, - выявить отношение обучающихся к дистанционному формату образовательной деятельности, и определить приоритеты их потребностей в конкретном контексте.
Результаты исследования, ориентированного на студентов, позволяют педагогам вузов вносить в онлайн-курсы изменения, повышающие эффективность обучения и уровень удовлетворенности студентов образовательной деятельностью, поскольку опыт онлайн-обучения нельзя считать полностью успешным, если студенты многому научились, но не имели позитивного отношения к учебному процессу.
В исследовании было задействовано 132 студента бакалавриата, проходящих подготовку по направлению «Психолого-педагогическое образование» в очной и заочной формах обучения. Содержание исследования выстраивалось в соответствии со структурой обучения в дистанционном формате и включало в себя выявление положительного или отрицательного отношения обучающихся к деятельностной, коммуникативной, пространственно-предметной структурной составляющей дистанционного образовательного процесса. При этом деятельностная составляющая указанного процесса включала в себя планирование, реализацию и мониторинг (оценивание) учебной деятельности. Коммуникативная составляющая была представлена пространством межличностного взаимодействия обучающих и обучающихся, степенью свободы коммуникации всех участников образовательного процесса (партнерство педагога и студентов, студентов группы друг с другом). Пространственно-предметная составляющая - информационная образовательная среда, доступность технических средств для работы, электронная медиатека и др.
В ходе опроса, проведенного с использованием открытых вопросов, были получены положительные отзывы студентов, связанные с деятельностной составляющей образовательного процесса в дистанционном формате. Отмечалось, что четкое планирование и каждого отдельного задания, и учебных курсов в целом способствует ясному пониманию учебных задач, выстраиванию собственного учебного режима в соответствии с индивидуальным ритмом работы. Положительно оцениваются также многообразие учебных пособий, аудио- и видеолекции, грамотно структурированные и информативно насыщенные контенты. К примеру, студент отметил, что видеообращение педагога в начале каждого курса позволяет «...целостно представить весь курс, как если бы я был в учебной аудитории». Отмечена и польза включения в учебный материал визуального ряда. Однако часть студентов считают слайды PowerPoint «устаревшими», отдавая предпочтение визуализации материала в формате видеоскрайбинга.
Отрицательную реакцию студентов вызывала, прежде всего, невозможность качественно реализовать проектную деятельность: «Хороший проект не может быть сделан в онлайн-формате», «Групповые проекты - это катастрофа в интерактивном формате». Как показывает практика, участники проектной деятельности, как правило, - это студенты из разных групп, которым недостаточно одного занятия в неделю для продуктивной совместной работы над проектом.
Критика некоторых технологических аспектов деятельностной составляющей образовательного процесса в дистанционном формате касалась трудности с открытием файлов и несоответствия браузеров.
Положительные отзывы, связанные с коммуникативной составляющей образовательного процесса в дистанционном формате, касались оперативной обратной связи с педагогами, заключающейся не только в своевременной оценке учебных заданий, но и в комментариях о достоинствах и недостатках каждого задания, в возможности отправки личных сообщений, которая есть в системе Росдистант Тольяттинского государственного университета.
Негативная реакция следовала в тех случаях, когда «... преподаватель не использует аудио- или видеолекции, а одних файлов pdf недостаточно, чтобы понять материал»; «.педагог во время видеолекции просто монотонно читает текст презентации PowerPoint», «.преподаватель не пишет, за что снижены баллы за задание», «.проверка знаний основана только на тестах, без обсуждения, без отзывов педагога», «.мне очень хочется общаться с моими одногруппниками, как раньше, проводить дискуссии, деловые игры».
Оценка пространственно-предметной составляющей образовательного процесса в дистанционном формате в целом положительная, поскольку средства работы доступны, даются ссылки на учебные ресурсы и источники, имеющиеся в электронных библиотечных системах и в репозитории вуза и др. Так, студенты, живущие в других городах или в сельской местности, пишут: «.я могу учиться, когда хочу, и в том темпе, который выберу сам, мне не нужно ездить по библиотекам и жить в общежитии в условиях пандемии». Отрицательных отзывов не было.
Обобщенные результаты проведенного исследования представлены на рис. 1.

дистанционное образование

Рис. 1. Результаты диагностики отношения студентов к обучению в дистанционном формате

В целом исследование показало полностью положительное отношение 73% обучаемых к дистанционному образованию. На наш взгляд, этому способствует готовность студентов и педагогов к работе в режиме онлайн, наличие соответствующего опыта. Так, не было ни одного ответа, говорящего о том, что студент не владеет теми или иными технологиями. В то же время нельзя не учитывать мнение части студентов о том, что «...вне условий пандемии я бы предпочел формат «живого» общения с педагогами и группой». Следует обратить внимание и на необходимость более четкого инструктирования студентов в отношении учебных заданий, своевременных и полных ответов на вопросы студентов, современного дизайна учебных материалов. Кроме того, несмотря на доступность к разнообразным онлайн-источникам, часть студентов по-прежнему склонны привычно искать информацию в Google или Википедии. Таким образом, негативное отношение части студентов к обучению в дистанционном формате имеет скорее не технический (низкий уровень компьютерной грамотности, слабую оснащенность ПК), а психологический характер. В связи с этим дальнейшие исследования должны быть нацелены на мотивацию студентов как неотъемлемую составляющую дистанционного обучения.


Список литературы
1. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период // Организация Объединенных Наций, август 2020 г.
2. Allen, I.E., & Seaman, J. Changing course: Ten years of tracking online education in the United States. Pearson. Retrieved February 04, 2014
3. Рынок онлайн-образования в России и мире
4. Аналитики предсказали рост рынка онлайн-образования в России до Р60 млрд / РБК
5. Черепанова Ю. Между первой и второй: онлайн-образование на волне пандемии // Forbes Education

Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.