А.Ю. Афанасьев
В число требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по результатам освоения обучающимися основных образовательных программ входят: готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, наличие у них системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Это, в свою очередь, означает необходимость наличия и достаточности коммуникативного опыта выпускников школы. Чем раньше и продуктивнее этот опыт начнет развиваться, тем богаче будет арсенал средств коммуникации к моменту окончания школы.
Развитие навыков общения со сверстниками является важным в любом возрасте, но особо значимым, на наш взгляд, является младший школьный возраст, поскольку в этот период коммуникативные взаимодействия становятся осознанными, и от того, как сформируются навыки общения и взаимодействия в младшем школьном возрасте, будет зависеть во многом благополучие личностного развития подростка. Младший школьный возраст - это качественно уникальный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на этом этапе учебной деятельности, заменяя в этом качестве деятельность игровую. Начало обучения в школе приводит к фундаментальным изменениям в социальном положении ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, выполнение которых влечет за собой социальную оценку. Появляются существенные изменения в отношениях с другими людьми. Прежде всего, специфика и интенсивность контактов значительно вырастает - значительную часть дня дети проводят в общении с малознакомыми окружающими их людьми: одноклассниками, учителями и другими детьми. Поэтому младший школьник должен активно осваивать коммуникативные навыки для выстраивания новых контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей - одна из важных задач развития на этом возрастном этапе. Для первоклассника учитель является основным и неоспоримым авторитетом. В первые месяцы обучения восприятие ребенком одноклассников определяется именно учителем, когда он оценивает их во время уроков, подчеркивает успех или неудачу. Поэтому в первом классе у учеников обычно отсутствует морально-нравственная оценка своих товарищей, нет близких межличностных отношений. Личностные отношения начинают формироваться в процессе дальнейшей учебной деятельности и улучшаются по мере выстраивания общественной жизни коллектива (класса). На втором и третьем годах обучения отношение ученика к своему классу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к обучению и развитием личности ученика. Влияние учителя на характер восприятия ребенком других учеников уменьшается, а с одноклассниками у него устанавливаются более тесные и дифференцированные отношения, интенсивно налаживаются дружеские контакты. Постепенно эти отношения начинают наполняться моральной оценкой поведения каждого из детей. Сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, формируя разнообразные коммуникативные качества ребенка. Ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт со сверстником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватный отклик (Новикова, 2013). Современные исследования указывают на неразвитость у младших школьников навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками, в том числе это: - трудности в поведении, незнание того, что и как сказать; - трудности, обусловленные неверным пониманием партнера по общению, т.е. недостаточное формирование его собственной перцептивной стороны общения; - трудности, связанные с переживанием недовольства и раздражения по отношению к партнеру. Чтобы преодолеть эти трудности в общении, ребенку необходимы навыки рефлексии, т.е. навыки самоанализа, самопознания, знания других и т.д. Данный компонент обеспечивает перестройку мыследеятельности: «Ей принадлежит функция восстановления и реформирования сознания, личности, индивидуального и коллективного мышления» (Семенов, Степанов, 1999, с. 74). В ходе рефлексии осуществляется переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Результатом рефлексивного самопонимания становится объяснение «человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как они понимают его» (Шигабетдинова, 2014). Способы рефлексии - выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин, впечатлений и опыта. Наряду с рефлексией также различают рефлексивность. С.Ю. Степанов приводит следующее определение этого понятия: «рефлексивность - это качество, свойство типа личности, ценностной ориентации, способа жизнедеятельности, особенности общения людей, их взаимодействия, в процессе осуществления которых разворачивается рефлексия во всей своей полноте» (Цит. по: Растянников, с. 5). Различается несколько типов рефлексии. Наиболее распространенной и общепринятой классификацией типов сегодня является классификация, предложенная И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым (1999), согласно которой различают четыре типа рефлексии: интеллектуальную, кооперативную, коммуникативную и личностную. Интеллектуальный тип рефлексии - это «мышление о мышлении»; кооперативный тип рефлексии заключает в себе осознание своей собственной деятельности; коммуникативный тип - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению; личностный тип рефлексии - это представление человека об образах своего «Я» (Семенов, Степанов, 1999, с. 72). В соответствии с четырьмя типами рефлексии различают четыре функции рефлексии: интеллектуальную, личностную, коммуникативную и кооперативную. Функция интеллектуальной рефлексии состоит в том, чтобы «переосмыслить и трансформировать оригинальную образно-концептуальную модель объекта в более адекватную, основанную на новой информации о нем». Функция личной рефлексии заключается в «самоопределении человека и обосновании его личного права отклоняться от данного указания и компенсировать его неадекватность новым самообучением с учетом особенностей ситуации». Функция коммуникативной рефлексии состоит в том, чтобы «изменить представления о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации». Функция кооперативного типа рефлексии состоит в том, чтобы «переосмыслить и реорганизовать коллективную деятельность» (Семенов, Степанов, 1999, с. 38). Понимание сущности механизма рефлексии, знание его этапов чрезвычайно важно для родителей и для учителей, особенно учителей начальных классов, поскольку формирование у ребенка навыков рефлексии, в частности интеллектуальной и личностной, происходит именно в начальной школе. Учитель должен подвести учеников к необходимости рефлексии, иначе могут возникнуть помехи на пути развития личности. Детям нужно объяснить, как осуществлять рефлексию, особое внимание уделяя обучению ребят анализу того, что они делают и что с ними происходит. Для этого применяются самые разные способы: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели (Калмановский, Куценко, 2005). Используя эти способы, учитель должен сначала научить ребенка осознанному, поэтапному рефлексированию, а затем привить ему умение использовать свои навыки в любой возникающей проблемной или конфликтной ситуации в личном, интеллектуальном или ином плане.
Библиографический список 1. Калмановский, А. Б. Движение к рефлексии в младших классах / А.Б. Калмановский, Е.Г. Куценко // Школа самоопределения. Шаг второй. - Москва : Сфера, 2005. 2. Новикова, Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов у школьников / Е.Р. Новикова. - Москва : Знание, 2013. 3. Растянников, А.В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению. [Электронный ресурс] / А.В. Растянников. - URL: http://creativity.ipras.ru/texts/rastyannikov_galperin.pdf (дата обращения: 03.03.2019). 4. Семенов, И.Н. Проблемы предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Москва : Знание, 1999. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 17.05.2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 11.12.2018). 6. Шигабетдинова, Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия / Г.М. Шигабетдинова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 2 (1). - С. 415-422.
Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с. |