Структурные характеристики малой группы |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План:
|
Обозначения:
Точки (•) - члены группы.
Линии ( ) - каналы коммуникаций.
Рис. 2. Типы коммуникационных сетей
Социометрическая структура - это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, выявленных по результатам социометрического теста Я. Морено. Согласно Я. Морено, в группе можно выделить две структуры общения: формальную (отражающую рациональную, нормативную сторону человеческих взаимоотношений) и психологическую (структуру предпочтений, симпатий и антипатий.). Если психологическая и формальная структуры не противоречат друг другу, то это повышает продуктивность групповой деятельности и несет позитивный эмоциональный климат в группу.
Существует предание, которое из уст в уста передается социометристами. Я. Морено пригласили в учебно-воспитательную колонию в городе Хадсоне, близ Нью-Йорка, где жили, учились и работали 500 девушек из самых разных слоев общества, различные по своим национальным, культурным, религиозным и другим признакам. У колонии были хорошие попечители, которые пригласили добропорядочных организаторов, построили благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учебные классы и обучили воспитательниц, специально назначенных в каждый коттедж. Везде - во время учебных занятий, на работе, в столовой - девушки не были предоставлены сами себе, за ними следили воспитательницы. При этом руководители колонии находились в постоянном напряжении и недоумевали: «Ну чего им не хватает? Условия хорошие, масса возможностей для развлечений и спорта, учителя хорошие, а они - все время в оппозиции, все время в состоянии сопротивления, какого-то недоверия, а то и заговора, и все время хотят сбежать отсюда». Руководители полагали, что врач- консультант побеседует с глазу на глаз, как психиатр, с зачинщиками постоянных конфликтов и даст им какие-то лекарства или внушит им, как следует себя вести. Словом, попытается вылечить. Однако Я. Морено, приехав со своей командой, не оправдал их ожиданий. Он просто пришел в столовую, где за столами по четверо чинно сидели девушки. Морено спросил воспитательницу, смотрящую не без удовольствия на эту чистоту и порядок: «Могу ли я обратиться к девушкам с предложением?» «Да, конечно, доктор!» - с готовностью ответила воспитательница. Тогда Я. Морено попросил девушек встать и выбрать, с кем они хотели бы сидеть вместе за одним столом. Мгновенно весь внешний порядок исчез и в столовой наступил хаос.
Восьмеро бегут к одному и тому же столу, к девушке, с которой они все страстно желают сидеть вместе. Остальные распределяются по немногим притягивающим их «звездам» и одна - остается в изоляции, то есть вообще без выборов, без внимания. Но за каждым столом всего четыре места и воспитательнице приходится приложить немало усилий чтобы рассадить девушек принудительным образом. Она видит, к чему приводят такие «демократические» эксперименты и, не обращая внимания на чувства своих подопечных, назначает «лидеров» за каждым столом и рассаживает всех так, как ей удобно. Теперь Я. Морено проводит социометрический тест и после обработки результатов находит оптимальное размещение, учитывающее по возможности наибольшее число спонтанных выборов, выражающих искренние чувства предпочтения. Он добивается максимально возможной в данной ситуации взаимности и удовлетворения как можно большего числа взаимных выборов 1-го уровня, потом 2-го, потом 3-го (у каждой - только три выбора). Полученное размещение парадоксальным образом соединяя и групповые интересы, и частные, весьма интимные, создает группу с оптимальной структурой. Проведенный через несколько недель после изменения в размещении новый социометрический тест показывает, что удовлетворенность повысилась, климат в группе улучшился, да и у воспитательницы напряжение поубавилось.
Существуют определенные характеристики, при помощи которых описывают систему внутригрупповых предпочтений - это социометрические статусы членов группы. В соответствии с результатами социометрии статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы формирует статусную иерархию, в которой выделяются:
• социометрические «звезды» - наиболее предпочитаемые члены группы;
• высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные - определяются по числу положительных выборов и не имеют большого числа отвержений;
• изолированные - члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;
• пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
• отверженные - члены группы, имеющие по результатам социометрии только отрицательные выборы.
Однако для точного представления о системе эмоциональных отношений в группе недостаточно только знания величины социометрического статуса. Характеристиками системы также являются следующие показатели:
• Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. У человека в группе может быть только один положительный выбор, но, если он взаимный, данный субъект будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько коллег, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Так же и для «звезды» важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортное состояние.
• Наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие или отсутствие таких мини-групп, но и изучить взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовывались. Имеет значение, на какие группы ориентированы отверженные и изолированные члены, как соотносятся в этих группах люди с различными статусами. Возникающие в группе мини-объединения могут сильно различаться по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.
• Система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает возможность понять, как именно в группе распределяются отвержения. Например, в группе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти вся группа, или, наоборот, почти у всех могут быть отвержения, не преобладающие значительно над предпочтениями.
Когда речь заходит о социометрической структуре, важно подчеркнуть, что социометрический статус члена группы - величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но чаще всего «переходит» с человеком в другую группу.
Структура межличностных выборов и отвержений в группе, представленная графически, называется групповой социограммой. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью), см. рисунок .3.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Г руппировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из двух, трех членов, реже из четырех и более членов.
—> позитивный односторонний выбор, <—> позитивный обоюдный выбор,
—> негативный односторонний выбор, <---> негативный обоюдный выбор.
Рис. 3. Пример социограммы (по Я. Коломинскому)
Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.
Групповые роли могут быть формальными (связанными с должностными обязанностями) и неформальными (возникающими стихийно). К характеристикам роли относятся:
1) согласованность ролей, связанность их между собой (если вы исполняете роль руководителя, то у вас есть представления и ожидания по поводу того, как должен вести себя ваш заместитель);
2) степень ясности ролей (в первый день на новой работе может случиться что-то непредвиденное для вас, даже если вы знаете, с какой целью вас наняли);
3) сложность ролей (роль лидера группы куда более сложна, чем роль шута в ней).
Деловые и социальные аспекты групповой динамики применимы и к ролям. Можно выделить:
1) целевые роли - поведение, способствующее достижению групповых целей (инициатор, разработчик, информатор, генератор идей, координатор, критик, активизатор);
2) социальные роли - поведение, ориентированное на поддержку других, «обслуживающее» чувства и отношения членов группы (подстрекатель, помощник, гармонизатор, стражник);
3) индивидуалистические роли - поведение, оказывающее подрывное и отвлекающее воздействие, препятствующее эффективной работе группы (агрессор, блокировщик, доминатор, ищущий признания и стремящийся к самораскрытию - постоянно требующие внимания к себе).
Ролевое поведение в группе может приводить к ролевым конфликтам в рабочих группах.
Существует достаточно много теорий, описывающих ролевую структуру группы. Набор ролевых функций определяется типом группы и ее структурой. В наиболее общем виде это роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы.
Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением.
4.1. Иерархическая модель группы Р. Шиндлера
Р. Шиндлер (1957 г.) в рамках иерархической динамической модели группы выделяет 5 основных ролей в малой группе (рисунок 4).
Рис. 4. Ролевая модель Р. Шиндлера
В основе этой модели лежит утверждение о том, что группа определяет собственную цель и осуществляет собственную идентификацию путем сопоставления со своей противоположностью (G). Этот фактор G находится за пределами группы, и группе нужно сопоставлять себя с ним, чтобы обозначить свои границы и идентифицировать себя как группу. Отношение к G (к другой личности, другой группе, событиям окружающего мира) никогда не бывает только положительными или отрицательными, чаще всего оно двойственное и интенсивное. При сопоставлении с G возникает иерархическая структура группы. Альфа-позиция занимает ядро группы, из нее ожидается успешное взаимодействие с G. Тот, кто занимает эту позицию, руководит группой, обещает успех и активно выступает за достижение цели. Последователи человека, находящегося в альфа-позиции, занимают гамма-позицию и поддерживают руководителя, по крайней мере до тех пор, пока его деятельность обещает успех. На противоположном полюсе от альфа-позиции находятся те, кто занимает омега-позицию, причем данная позиция внутри группы отождествляется с G. Эта позиция является самой отдаленной от позитивной идентификации группы и от идеала ее участников. Омега воплощает отрицательную, сомневающуюся и воодушевляющую противоположность внутри группы. Приверженцы этой позиции ставят под сомнение состояние группы в данный момент, поэтому они вызывают агрессию у других участников и рискуют быть исключенными. В то время как альфа выступает за целостность и сплоченность групп, за ее нерушимость (с риском остановиться в развитии), омега выступает за сомнение, перемены и нововведения (с риском распада группы). Бета, в свою очередь, характеризуется консультативной, профессионально направленной ролью, которая не замешана в прямом конфликте между альфой и омегой. Бета занимает независимую позицию и может способствовать сглаживанию конфликта. Предпосылкой для этого выступает признание ее профессиональной квалификации с позиции альфа.
Различные позиции и связанные с ними роли ни в коем случае не остаются на длительное время занятыми только одним человеком. В зависимости от ситуации данные роли могут исполняться различными людьми. Например, нет необходимости, чтобы альфа-позицию занимал один-единственный лидер, однако группа лучше справится со своими задачами и достигнет цели, если эта позиция будет занята. И наоборот: конфликты не будут разрешены, если вместо того, чтобы приложить усилия к их разрешению, группа просто исключит индивида, занимающего омега-позицию. На место исключенного с большой вероятностью встанет другой представитель группы. Чтобы группа могла оптимально использовать свои возможности и личностные ресурсы для достижения поставленной цели, в ней должен быть кто-то, кто проявляет инициативу, предлагает новые идеи, ставит под сомнение то, что было прежде, и разрабатывает новые концепты. Ему нужны последователи. И нужен тот, кто находится в оппозиции, высказывает критические замечания, не примыкает безмолвно, а компетентно выражает и призывает лидеров проверить и перепроверить свои концепты. В таблице 1 представлены групповые роли по Р. Шиндлеру.
Таблица 1
Групповые роли по Р. Шиндлеру
Символ |
Роль |
Описание |
Альфа а |
Лидер |
Импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу действий, направляет, придает ей уверенность и решительность (на него все смотрят и затихают, когда он начинает говорить) |
Бета в |
Эксперт |
Имеет специальные знания, навыки и способности, которые нужны группе или которые группа уважает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно (он ставит вопросы, много рассуждает) |
Г амма у |
Рядовой |
Легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляет себя с лидером и поддерживают идею лидера. «Рабочие пчелки», «костяк» коллектива |
Омега ю |
Аутсайдер, отвергаемый, «козел отпущения» |
Самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных. Его роль - снятие эмоционального напряжения. Иногда он отождествляет себя с противником, чем провоцирует против себя группу |
Ро р |
Противник |
Активно выступает против лидера. Являясь угрозой для лидера, он помогает развиваться ему и группе в целом |
4.2. Классификация ролей в группе
Довольно часто в учебниках по социальной психологии можно встретить следующую классификацию ролей в группе (авторство установить не удалось).
Альфа - лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
Бета - второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
Гамма-1 - приближенные, опора, соратники, команда альфы;
Гамма-2 - обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
Гамма-3 - оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» - ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
Гамма-4 - шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
Омега - «козел отпущения» - лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей - детей, преступников.
4.3. Роли зависимости от функций поведения в группе
Важное значение для понимания ролей, которые играют в группе ее члены, имеет разработанный Робертом Бэйлзом анализ процесса взаимодействия, выделяющий два типа функций поведения, которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки.
Функции решения задач представлены процессами, служащими средством достижения определенных целей. На такое достижение они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведения включают, например, внесение и принятие предложений, мнений или сведений. Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и социальным климатом в коллективе. Они способствует возникновению взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповых целей. Соответствующие способы поведения включают дружелюбные или враждебные действия, выражение согласия или несогласия, выяснение и устранение причин напряженности или ее нагнетание. Согласно данным функциям можно выделить следующие роли в групповой структуре (табл. 2):
Таблица 2
Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки
Решение задач |
Оказание поддержки |
Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач |
Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений |
Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы |
Гармонизатор. Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и таким образом сохраняет в группе гармонию |
Координатор. Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы |
Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию |
Решение задач |
Оказание поддержки |
Контролер. Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса |
Диспетчер. Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения |
Оценщик. Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи |
Нормировщик. Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов |
Погонщик. Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного |
Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений |
4.4. Теория командных ролей М. Белбина
Согласно «Теории командных ролей» М. Белбина в командной работе можно выделить девять различных командных ролей. Каждая роль обладает как характерными достоинствами, так и характерными слабостями. Каждая командная роль вносит свой ценный вклад, дополняет другие роли и, следовательно, должна быть представлена в сбалансированной команде.
Но это не означает, что идеальная команда должна состоять именно из девяти человек. Команда из девяти человек может быть довольно громоздкой. По мнению Мередита Белбина, предпочтительнее команды из четырех, пяти или даже трех человек. Но в этом случае каждому участнику необходимо исполнять несколько командных ролей. Большинство людей стремятся и могут исполнять одну, две или три командные роли. Поэтому при очень тщательном подборе и в маленьких командах можно иметь все необходимые командные роли, хотя такое случается весьма редко.
Исполнитель, воплотитель решений обладает такими достоинствами, как дисциплинированность и организованность, его слабость - склонность к негибкости.
• Координатор (Coordinator) - хорошо ладит с людьми и может извлечь лучшее из каждого, его сила - в умении мотивировать людей, его слабость - в склонности манипулировать другими.
• Структуризатор (Shaper), мотиватор - напорист, требователен, постоянно стремится к результату, его слабость - склонность к резкости и даже к грубости.
• Генератор идей (Plant) - человек умный и творческий, его слабость - его нонконформизм.
• Разведчик ресурсов (Resource Investigator) - человек общительный и быстро подхватывающий новые идеи, однако легко теряет к ним интерес, если никто в этом его не поддерживает.
• Наблюдатель-оценщик (Monitor Evaluator), аналитик - его достоинством является внимательный и объективный подход к делу, а слабостью - медлительность и неспособность воодушевлять людей.
• Душа команды (Team Worker) - это дипломатичный человек, который поддерживает и ободряет членов команды, однако часто бывает нерешительным.
• Реализатор (Implementer) - организован, эффективен, практичен. Обладает высоким уровнем самоконтроля. Меньше всех заботится о своих интересах.
• Завершитель работ (Finisher), доводчик деталей - это тщательный и внимательный к деталям человек, он полностью и до конца прорабатывает материал. Однако он склонен к беспокойству и не расположен доверять работу другим.
• Специалист (Specialist) - в определенной области обладает глубокими профессиональными знаниями, но способен делать вклад в работу команды только в узкой области своей специальности.
Структура социальной власти в малой группе - это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы - феномен лидерства.
Руководство - это влияние социально зафиксированной формальной природы.
Лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Социальная власть в группе, реализуемая через право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах. Дж. Френч и Б. Рэйвен выделяют пять основных форм власти.
1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг - подчиняться им. Стоит заметить, что он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Исходя из этого, законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководи
теля только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.
В рамках стратометрической концепции А.В. Петровского малая группа выступает как иерархическая многоуровневая система активности, состоящая из слоев (страт) различной степени опосредованности совместной деятельностью, каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и, соответственно, своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов (рисунок 5):
Примечание: А - совместная деятельность как системное основание межличностных отношений в группе; Б - отношение каждого члена группы к целям, задачам и мотивам совместной деятельности; В - феномены межличностных отношений в группе, опосредствованные совместной деятельностью; Г - поверхностные проявления межличностных отношений, возникающие в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками социальной группы.
Центральным звеном (ядром) представляется сама предметная деятельность группы. Она определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе.
Три последующие страты являются психологическими.
1. В первой фиксируются отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивации деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Мера совпадения ценностей, связанных с процессом совместной деятельности, названа А.В. Петровским ценностно-ориентационным единством (ЦОЕ).
2. Во второй страте представлены межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями.
3. Третий уровень представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем формальная структура группы отличается от неформальной?
2. Назовите виды коммуникативных сетей в малой группе.
3. В чем заключается суть теории ролевой структуры Р. Шиндлера?
4. Дайте определение стратометрической структуре группы.
Задания для самостоятельной работы
1) Используя рекомендуемую литературу, найдите еще несколько теорий ролевой структуры группы.
Кейс-задание
2) Опишите ролевую структуру двух малых групп, членом которой вы являетесь.
Рекомендуемый список литературы по теме
1. Агеев В.С. и др. Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2012. 456 c.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2018. 360 c.
3. Афанасьева Е.А. Организационная психология: учеб. пособие по курсу «Организационная психология (психология организаций)». Саратов: Вузовское образование, 2014. Ч.1. 337 c.
4. Журавлев А.Л. и др. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Пер Сэ, 2012. 352 c.
5. Банковский А.Н. Психология деловых отношений: учеб. пособие. М.:
Евразийский открытый институт, 2008. 383 c.
6. Захарова Т.И., Корсакова А.А. Управление социальным развитием организации: учебн. пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 396 c.
7. Петрова Ю.А., Спиридонова Е.Б., Петрова Ю.А. Как создать команду единомышленников. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 113 c.
8. Ридецкая О.Г. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 516 c.
9. Сухов А.Н. и др. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 615 c.
10. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 622 с.
11. Челдышова Н.Б. Социальная психология: курс лекций. М.: Экзамен, 2009. 173 с.
Источник: Краснов А. В. К782 Социальная психология: психология малых групп [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Краснов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2020. - 1,24 Мб ; 88 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |