ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Методика, разработанная Сишором, предназначена для оценки привлекательности класса (группы). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Процедура проведения Учащимся раздают анкеты (см. Приложение 1), предлагается ознакомиться с инструкцией и заполнить анкету, указав в ней свою фамилию. Обработка результатов анкеты не представляет собой сложности, достаточно суммировать баллы и получить итоговый показатель. Он находится в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности). Итоговый показатель анализируется в первую очередь, чтобы выделить учащихся с крайними оценками. После этого подробно рассматривается распределение ответов по каждому вопросу с целью выделения наиболее серьезных проблем в данном учебном коллективе. С помощью такой методики практический психолог имеет возможность получить следующие показатели: 1. Общий индекс групповой сплоченности - сумма оценок по всем блокам. 2. Референтность учебного коллектива - сумма оценок по блокам I и II. 3. Взаимоотношения в группе - сумма оценок внутри блока III. 4. Взаимоотношения с педагогом - сумма оценок внутри блока IV. 5. Индекс отношения группы к учебным дисциплинам – сумма оценок внутри блока V. 6. Индекс привлекательности группы для каждого учащегося - сумма оценок блока II. Таким образом, индекс групповой сплоченности можно применять для контроля за внутриколлективными отношениями, использовать его для создания благоприятных ситуаций и обстановки с целью формирования социально значимых личностных качеств и системы ценностей у учащихся.
ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
(МЕТОДИКА СИШОРА)
Инструкция: Дорогой друг! Просим Вас ответить на 5 вопросов. Варианты ответов следуют за каждым вопросом. Ознакомьтесь внимательно с ответами и подчеркните тот, который подходит больше всего. 1. Как Вы оценили бы свой принадлежность к группе, в которой учитесь?
1. Чувствуй себя членом группы, частью коллектива
|
5
|
2. Участвую в большинстве видах деятельности
|
4
|
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других
|
3
|
4. Не чувствую, что являюсь членом группы
|
2
|
5. Чувствую одиночество в группе
|
1
|
6. Не знаю, затрудняюсь ответить
|
1
|
2. Перешли бы Вы учиться в другую учебную группу, если бы представилась такая возможность (без изменения специальности)?
1. Да, очень хотел бы перейти
|
1
|
2. Скорее всего перешел бы, чем остался
|
2
|
3. Не вижу никакой разницы
|
3
|
4. Скорее всего остался бы в своей группе
|
4
|
5. Очень бы хотел остаться в своей группе
|
5
|
6. Не знаю, трудно сказать
|
1
|
Каковы взаимоотношения между учащимися в вашей группе?
- В учебное время:
1. Лучше, чем в большинстве других учебных групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в большинстве групп
|
2
|
3. Хуже, чем в большинстве других учебных групп
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
B. В мастерских (на практике):
1. Лучше, чем в большинстве других учебных групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в большинстве других учебных групп
|
2
|
3. Хуже, чем в большинстве других учебных групп
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
..С. Вне учебы и работы:
1. Лучше, чем в большинстве других учебных групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в большинстве других учебных групп
|
2
|
3. Хуже, чем в других учебных группах
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
IV. Каковы взаимоотношения учащихся Вашей группы?
A. С классным руководителем:
1. Лучше, чем в большинстве групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в других группах
|
2
|
3. Хуже, чем в других группах
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
B. С мастером:
1. Лучше, чем в большинстве групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в других группах
|
2
|
3. Хуже, чем в других группах
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
V. Каково отношение учащихся Вашей группы A. К общеобразовательным дисциплинам:
1. Лучше, чем в большинстве групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в других группах
|
2
|
3. Хуже, чем в большинстве групп
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
B. К спецдисциплинам:
1. Лучше, чем в большинстве групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в большинстве группах
|
2
|
3. Хуже, чем в большинстве групп
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
C. К производственному обучению:
1. Лучше, чем в большинстве групп
|
3
|
2. Примерно такие же, как и в большинстве группах
|
2
|
3. Хуже, чем в большинстве групп
|
1
|
4. Не знаю
|
1
|
|