На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Статусная позиция в ученической группе и её связь с представлениями о статусе в обществе
Статусная позиция в ученической группе и её связь с представлениями о статусе в обществе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Тимошина И.Н.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(Москва, Россия)

Статус является одной из основополагающих дефиниций социальной психологии. В социальной психологии статус понимается как «положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии» [4, с. 145]. Исходя из классификации групп в зависимости от количественного состава и формы осуществления связей, можно разделить статус на групповой и межличностный (личностный). Групповой статус - это положение человека в обществе, которое он занимает благодаря принадлежности к какой-либо большой социальной группе.

Он зависит от национальной принадлежности, пола, социальноэкономического класса, профессии, религии, то есть в целом от положения рассматриваемой большой социальной группы в социальной стратификации общества. Межличностный статус - это положение индивида в малой группе, которое определяется личностными качествами индивида, а так же зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы. Статус является многокомпонентным образованием: каждый человек имеет множество как общественных, так и личностных статусов. При этом, являясь как характеристикой межличностной значимости, так и общественного положения, отражается на формировании эмоционального самочувствия [7], психологического благополучия [6], самооценки [2], наконец, социальной идентичности.

Наиболее полно оценка внутригруппового статуса может быть произведена в ученической группе. В таком виде группы доминирует система межличностных неформальных отношений, хотя существуют они в формально заданном учебном пространстве. Это позволяет выявить статусную позицию респондента в группе согласно трехфакторной модели А.В. Петровского, включающую референтность, степень аттракции и статус власти, что вместе дает интегральный показатель статусного положения в группе [3]. Согласно ряду исследований, именно в подростковом и юношеском возрасте мы можем наблюдать развернутую модель статусных отношений внутри группы [1]. Кроме того, молодые люди выбирают свой путь, ведущий во взрослую жизнь, активно формируется их самосознание, убеждения, взгляды, т.е. происходит самоопределение человека, ведущее за собой формирование социальных представлений.
Целью проводимого нами исследования стало изучение структуры и специфики социальных представлений школьников и студентов о высоком статусе в современном обществе и группе, с учетом их интрагруппового положения в учебной группе. Выборку составляют 151 респондент - студенты 2-3 курсов московских университетов; 135 респондентов - ученики 9-10 классов общеобразовательных школ г. Москвы. В качестве методик исследования применен блок социальнопсихологических методик, направленных на изучение интегрального положения в группе (социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти), а также методика П. Вержеса для выявления смыслового ядра и периферических областей социального представления.

В результате исследования получены следующие результаты.

1. Выявлена структура социального представления студентов и школьников о высоком и низком статусе в современном обществе. В ядро представления студентов о высоком статусе попали категории «авторитет, влияние» и «власть, доминирование». Ядро представлений
старшеклассников о высоком статусе в обществе более расширенно описывает категорию «высокий статус» и включает такие характеристики, как «высокие интеллектуальные показатели», «авторитет и влияние», «деньги, богатство». В ядре представления студентов о низком статусе заключены три взаимосвязанных блока: особенности ведения деятельности - «пассивность, лень», личностные особенности - «низкая самооценка, скромность», а также ситуативные факторы: «неудачник», «бедность». Школьники наряду с группами «пассивность, лень» и «бедность» выделяют категории «низкие интеллектуальные показатели», «закрытость», «алчность, ориентация на собственные интересы», тем самым подчеркивая отсутствие коллективной направленности в личности низкостатусного человека, так важной на данном возрастном этапе.
2. Ядро социальных представлений о статусе отличается у представителей разных статусных категорий по количеству элементов и по их содержательной направленности. При этом ядро социальных представлений высокостатусных студентов о высоком статусе в обществе и низкостатусных студентов о низком статусе в обществе отличается наибольшей содержательной наполненностью в отличие от других статусных категорий. Ядро представления о низком статусе в обществе включает большее количество элементов при оценке низкостатусными студентов группы, при этом периферическая зона — зона возможных изменений — достаточно сужена по сравнению с остальными статусными слоями. Схожая тенденция отмечается при описании высокой статусной позиции лидерами студенческих групп. Однако при оценке группой школьников общая тенденция отличается. Как при описании высокого, так и низкого общественного статуса, наиболее содержательно наполненное ядро представления выявилось у среднестатусных студентов. Это дополняет мысль исследователей о том, что среднестатусные школьники, являясь наиболее многочисленной стратой внутри класса, которая сплачивает, налаживает позитивные отношения, адекватно отражает картину межличностных отношений не только в ученической группе [5], но и на уровне общества.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что формирование социальных представлений о статусе в обществе имеет возрастную специфику, при этом необходимо учитывать интрагрупповой статус респондентов.


1. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. Москва: АСТ, 2010. 446 с.
2. Кондратьев М.Ю., Емельянова Е.В. Социальнопсихологические особенности взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности студентов // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 56-73.
3. Петровский А.В. Трёхфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 7-18.
4. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. Москва: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
5. Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве. Монография. Москва: СГУ, 2011. 348 с.
6. Сачкова М.Е., Тимошина И.Н. Психологическое благополучие в контексте представлений студентов о высоком социальном статусе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. №4. С.80-87.
7. Ханин Ю.Л., Буланова Г.В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития // Вопросы психологии. 81. №5, с.124-129.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.