Статусная позиция в ученической группе и её связь с представлениями о статусе в обществе |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Тимошина И.Н. Статус является одной из основополагающих дефиниций социальной психологии. В социальной психологии статус понимается как «положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии» [4, с. 145]. Исходя из классификации групп в зависимости от количественного состава и формы осуществления связей, можно разделить статус на групповой и межличностный (личностный). Групповой статус - это положение человека в обществе, которое он занимает благодаря принадлежности к какой-либо большой социальной группе. Он зависит от национальной принадлежности, пола, социальноэкономического класса, профессии, религии, то есть в целом от положения рассматриваемой большой социальной группы в социальной стратификации общества. Межличностный статус - это положение индивида в малой группе, которое определяется личностными качествами индивида, а так же зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы. Статус является многокомпонентным образованием: каждый человек имеет множество как общественных, так и личностных статусов. При этом, являясь как характеристикой межличностной значимости, так и общественного положения, отражается на формировании эмоционального самочувствия [7], психологического благополучия [6], самооценки [2], наконец, социальной идентичности. Наиболее полно оценка внутригруппового статуса может быть произведена в ученической группе. В таком виде группы доминирует система межличностных неформальных отношений, хотя существуют они в формально заданном учебном пространстве. Это позволяет выявить статусную позицию респондента в группе согласно трехфакторной модели А.В. Петровского, включающую референтность, степень аттракции и статус власти, что вместе дает интегральный показатель статусного положения в группе [3]. Согласно ряду исследований, именно в подростковом и юношеском возрасте мы можем наблюдать развернутую модель статусных отношений внутри группы [1]. Кроме того, молодые люди выбирают свой путь, ведущий во взрослую жизнь, активно формируется их самосознание, убеждения, взгляды, т.е. происходит самоопределение человека, ведущее за собой формирование социальных представлений. В результате исследования получены следующие результаты. 1. Выявлена структура социального представления студентов и школьников о высоком и низком статусе в современном обществе. В ядро представления студентов о высоком статусе попали категории «авторитет, влияние» и «власть, доминирование». Ядро представлений
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |