На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические особенности аддиктивного поведения подростков
Психологические особенности аддиктивного поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

О.А. Липовая
канд. филол. наук, доц. ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог К.В. Горелова магистрантка ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Основной целью данной статьи является рассмотрение психологических особенностей аддиктивного поведения подростков. Подростковый возраст, как известно, самый эмоционально насыщенный период в жизни человека, когда получают явное поведенческое выражение негативные проявления возрастного кризиса. Также этот возраст знаменуется тем, что именно в это время человек наиболее уязвим и восприимчив для разного рода аддиктивных влияний.

В настоящее время изучением проблемы подросткового возраста занимается большое количество российских и зарубежных специалистов. Это обусловлено и тем, что именно в этот период проявляются причины аддиктивного поведения подростков. Данный период характеризуется конфликтностью, агрессивностью, частной сменой настроения, резкой переменой чувств, унынием. Так же характерными признаками являются обесценивание былых кумиров и смена авторитетов, резкость в суждениях, ярко выраженная жажда признания, жестокость наряду с самопожертвованием, эгоистичность. Обостряется реакция на критику, возникает избыточная чувствительность, полярность чувств: наглость граничит с утрированной скромностью, уверенность в себе с обесцениванием собственных достоинств. В этот период растет склонность к обобщению, принятию крайних позиций, возникает максимализм в оценках, непереносимость опеки, особенно родительской. Можно сказать, что подростковый период является, с одной стороны, самым опасным для возникновения различных аддикций, а, с другой стороны, самым благоприятным для овладения основными нормами эффективного межличностного взаимодействия.
Как известно, важнейшим признаком социальной нормы выступает приспособление индивида к своему реальному окружению, то есть адаптивность. Уход от реальности, как правило, выбирают те, кто относится к собственному окружению негативно и не способен к социально приемлемой форме адаптации. Однако отсутствие желания у подростка принадлежности к группе может быть связано и с негативными проявлениями самой группы по отношению к подростку.
По мнению исследователей, формы аддиктивного поведения подростка тесно связаны между собой. А также многие авторы отмечают наличие системности перетекания из одной формы аддиктивного поведения в другую [10]. Как правило, вовлеченность подростков в одну из разновидностей девиантного поведения может повысить вероятность его вовлечения и в другие [10]. Но, в то же время, исследователи отмечают наличие обратной взаимосвязи: отказ от одной из форм девиаций может служить началом отказа от всех других и началом положительной динамики развития личности ребенка [10].
Сушествуют различные степени тяжести аддиктивного поведения подростков: от практически нормального - до тяжёлой зависимости, приводящей, в некоторых случаях, к психической патологии. Профессор Е.В. Змановская разделяет аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни [2]. Но, по нашему мнению, «вредная привычка» может служить основополагающим фактором появления аддикции.
Основной проблемой аддиктивного поведения подростков является отсутствие желания жить в настоящем, откладывание проблем и их решений на потом, отказ от объективности и цельности, системности в оценке собственных действий [2].
Особенностями поведения являются искусственные намеренные смены настроения, иллюзорность собственной безопасности, неосознанность, повышенная эмоциональность, «расхлябанность» чувственного восприятия, вспыльчивость [2].
Особенностями аддиктивной личности являются тревожность, скачки самооценки, психологический дискомфорт, различная степень саморазрушения, эмоциональная неустойчивость, низкий контроль собственного поведения [2].
В качестве одной из основоопредляющих причин возникновения аддиктивного поведения у подростков выделяют семейную проблему. Ребенок, растущий в дисфункциональной семье, испытывает воздействие всего комплекса негативных факторов, ведущих к развитию аддиктивного поведения. Среди причин возникновения аддиктивного поведения подростков принято выделять: биологические, психологические, социально-педагогические, общественные.
На наш взгляд, решение проблемы аддиктивного поведения подростков и его последствий невозможно при взаимодействии только с одним специалистом. Необходим комплексный подход, основополагающим вектором которого, по мнению А.Е. Николаевой, будет создание соответствующих условий для развития «конструктивной жизненной позитивной стратегии» [9]. Заметим, что начало этой работы должно осуществляться задолго до наступления подросткового возраста. Самым оптимальным, на наш взгляд, является период дошкольного детства, когда закладываются основы социальноролевого взаимодействия.
По мнению исследователя О.А. Липовой, основополагающим для личностного развития является развитие критического мышления [3]. Этому следует уделять особое внимание, так как саморегуляция и самоконтроль невозможны без развитой способности анализировать ситуацию, осуществлять выбор и нести за него ответственность, как отмечает исследователь О.А. Липовая [4], [5], [6], [7], [8].
Родителям необходимо осуществлять наблюдение за развитием личности ребенка и его психологического здоровья, всячески способствовать формированию позитивных жизненных установок и адекватной самооценки, работать над устранением собственной психологической безграмотности. Все это приведет к снижению риска возникновения аддиктивных особенностей поведения и поможет гармоничному развитию личности ребенка.

 

Библиографический список
1. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки [Электронный ресурс]. - 2008. - С. 3.
2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 288 с.
3. Липовая О.А. Психологические особенности вербального буллинга // Вербальный буллинг в соцсетях и иноязычном медиадискурсе: мат. Международ. заоч. науч. конф. / отв. ред. О.В. Кравец [Электронный ресурс]. - Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. - С. 197-199.
4. Липовая О.А., Корниенко А.А. Аддиктивные особенности экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения. Сборник материалов I-ой Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П.
Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2018. - С. 25-28.
5. Липовая О.А., Попеня Е.А. Аддиктивные особенности компьютерных игр // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. I-ой Региональной научно- практич. конф. Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2018. - С. 112116.
6. Липовая О.А., Шахова П.В. Психологические особенности компьютерной зависимости у подростков // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. Iой Региональной научно-практич. конф. Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2018. - С. 133-136.
7. Липовая О.А., Штенская А.Е. Психологическая специфика интернет-зависимости // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: сб. мат. I-ой Региональной научно-практич. конф. Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2018. - С. 116118. -
8. Липовая О.А., Штенская А.Е. Психологические особенности проявления агрессии у подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2018. -№ 2. - С. 5558.
9. Николаева А. Е. Особенности аддиктивного поведения подростков // Молодой ученый. - 2017. - № 13. - С. 585-587. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/41327/ (дата посещения: 17.10.2018).
10. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 1.
Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.