З.И. Сариева Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, Тольяттинская академия управления
В результате глобализации процессов общественного развития в мире специалисты компаний должны уметь общаться с партнерами. Несмотря на то, что вся современная образовательная система работает по ФГОСам, которые представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ <...> образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [10], в отношении формирования коммуникативной компетенции отмечается невысокое качество подготовки [9].
В настоящее время качество образования трактуют в самом широком смысле: «комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых гражданам (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства; сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [9]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает качество образования как «комплексную характеристику образования, выражающую степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека» [11]. Качество образования выпускников характеризуется «определенным уровнем знаний и умений, умственным, физическим и нравственным развитием» [3], которого достигли представители данной категории в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания в итоге обучения. Повышение качества высшего образования - проблема государственного значения, следствием чего стало усиление интереса ученых к вопросам построения системы качества вузовского образования и его оценки, стандартизации образования и создания систем менеджмента качества образования. Качество профессионального образования и профессиональной подготовки анализируется с точки зрения соответствия качества образования требованиям, которые предъявляет рынок профессий к выпускникам вузов. Категория «качество образования» содержится в законах, регулирующих образовательную деятельность, являлась предметом широкого обсуждения в образовательном сообществе, предметом исследований многих ученых, профессионалов. Однако до сих пор нет четкого и общего понимания понятия «качество образования». Словарь русского языка дает следующее определение качества: «Качество - это: существенный признак, свойство, отличающее один предмет или лицо от другого; степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть» [8]. В итоге, делаем следующий вывод: качество - это разнообразие, с одной стороны, и функциональность, с другой. В первом из этих значений качество считается категорией философии. В энциклопедическом словаре зафиксировано: «Качество - философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество - объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности свойств» [1]. Философское определение качества фокусируется на характеристиках предмета, не на оценке. Поэтому в философской интерпретации качества нет смысла поднимать «вопрос о различении низкого или высокого, плохого или хорошего качества» и т.д. При определении качества образования мы обращаем внимание на особенности конкретной образовательной практики, необходимость придания образованию разнообразного характера, развитие разнообразных форм и типов, формирование уникального аспекта конкретной образовательной организации. Сущность категории качества рассматривается в трудах философов разных школ: это немецкая классическая философия - Кант, Гегель, Фейербах, механическая философия - Декарта Локк, Гоббс и др. По мнению Гегеля, «понятие качества неразрывно связано с такими категориями, как количество и мера» [2]. При рассмотрении этого отношения на основе закона, сформулированного из перехода от количества к качеству, Гегель смог продемонстрировать диалектическую природу качества и достичь нового уровня анализа: «возможность измерения степени его выраженности» [2]. Системно рассматривается понятие качества в марксистской философии. Природа качества по Энгельсу: «...существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, и при том бесконечно многими качествами» [4]. Здесь важной становится объективная природа качества (какое качество?) и множественность отличительных признаков (свойств) объектов, что означает возможность влиять на качество путем изменения этих свойств. Различная степень выраженности одних и тех же свойств у разных предметов и определение ценности этих свойств переводят нас от философской интерпретации качества к экономическому толкованию качества. Здесь ключевым является понимание «качества как совокупности значимых для конкретного человека (пользователя, потребителя) свойств предметов (потребительских свойств)» [12]. Совокупность этих характеристик (требований) образует основу спецификации продукта или услуги, стандартов. Наиболее общее определение термина качества в этом отношении обеспечивается ГОСТ Р ИСО 9000: 2011: «качество: степень соответствия присущих характеристик требованиям». В словаре русского языка содержится определение следующего типа: «Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности народного хозяйства или населения. Улучшение качества продукции — важное условие повышения эффективности общественного производства» [8]. В этом случае качество органически связано с потребностью, для которой оно создано. Такая интерпретация позволяет выделить две основные качественные характеристики любого товара или услуги, в том числе образовательной: наличие определенных характеристик и приписывание определенной ценности этим характеристикам потребителем. С экономической точки зрения основой качества является потребность. В контексте формирующегося рынка образовательных услуг знание структуры потребностей, спроса, рыночных условий, его динамики и степени удовлетворенности тех, для кого эта услуга создается, находится на первом плане. Человек удовлетворяет одну свою потребность, затем у него возникает вторая, третья и т.д. Разнообразие образовательных потребностей стимулирует развитие рынка образовательных услуг не только количественно, но и качественно. Особенно важным фактором, который связывает потребность с качеством, становится степень удовлетворения потребности, которая влияет на поведение человека в подобных обстоятельствах в будущем. Вот почему необходимо постоянно заботиться о качестве образования (удовлетворять запросы потребителей), стимулировать желание людей получать образование в данном образовательном учреждении, работать над лояльностью клиентов, повышать конкурентоспособность своей организации. Это особенно важно понимать при переходе к концепции непрерывного образования, когда клиент пытается регулярно повышать свой уровень образования посредством обучения на программах дополнительного образования. Еще один важный фактор, который связывает потребность и качество - спрос. Спрос является формой выражения реальных потребностей, которая обеспечена покупательной способностью потенциальных потребителей. Качество - это наличие характеристик, которые обеспечивают возможность удовлетворить возникшую потребность. Исследователи образовательных систем Г.С. Ковалева и М.Б. Челышкова утверждают, что между теоретиками и практиками нет единства в определении качества образования. В некоторых случаях ученые, похоже, намеренно уклоняются от своего определения и сразу же подходят к проблемам измерения и оценки качества [7]. Некоторые ученые сужают значение термина «качество образования» до «качество обучения». «Иногда категорию качества отождествляют с полнотой знаний и их глубиной, где полнота трактуется как способность ... студента воспроизводить признаки изучаемого предмета, необходимые и достаточные для понимания его сущности. В других случаях под качеством знаний понимается их обобщенность — понимание сущности знания из связи его признаков, его идеи, концепции. Нередко качество знаний трактуется как системность, или как умение обучаемого выстроить отношения познаваемых объектов, их иерархию» [12]. Группа исследователей под качеством образования предлагает понимать «соотношение цели и результата, меру достижения цели» [5]. Необходимо отметить: качество связано с запланированными целями, значит, изменяя уровень целей, образовательная организация будет следовать тому или иному уровню качества образования. Попытка определить качество образования как всеобъемлющую концепцию представляется весьма продуктивной: «Качество образования ... - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности» [3]. Э.М. Коротков определяет качество образования через возможность достижения результата деятельности в виде внутреннего потенциала системы образования и внешних условий. Исследователи рассматривают «качество образования» через показатели вложений в образование (качество ресурсного обеспечения); показатели, относящиеся к образовательному процессу (качество процессов); показатели результатов обучения (качество подготовки, ценностные ориентации, востребованность, трудоустройство выпускников и пр.)» [6]. Каждый потребитель может иметь свои представления о ценности образования и в этой связи предъявлять свои требования к качеству. Например, студент будет искать университет с высокой репутацией, диплом которого облегчит трудоустройство, кто-то отдаст предпочтение профессиональной компетентности преподавателей, доступности информационных ресурсов и бесплатной столовой. Государство требует, чтобы образовательная организация обеспечивала соответствие образовательным стандартам при фиксированном уровне затрат. Родители учитывают качество образовательного процесса, в котором их дети не наносят вреда своему здоровью. Каждый потребитель (группа) создает свою систему показателей качества. По нашему мнению, наиболее успешная попытка систематического определения термина «качество образования» была предпринята учеными в Центре исследований проблем качества профессиональной подготовки: «качество образования как социальной системы ... есть соответствие (адекватность) требованиям, предъявляемым к образовательной системе со стороны доктрины, общества, личности, других образовательных систем» [6]. Термин «качество образования» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле «Качество образования - это: сбалансированное соответствие образования (результата, процесса, системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования, (как результата, как процесса, как системы)» [7]. В «узком смысле качество образования - это совокупность знаний, уровень компетентности выпускника» [7]. Все это позволяет исследовать качество образования в форме пирамиды, которая включает в себя: «качество системы образования; качество образовательных процессов; качество результатов обучения» [6]. Управление качеством в сфере высшего образования - достаточно сложная задача. Это объясняется двумя основными причинами. Во- первых, «качество» имеет разные значения для разных заинтересованных сторон. Внутри высшего образования существуют как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны, которые могут иметь разрозненные или даже противоречивые определения качества. Качество образования является довольно расплывчатым и противоречивым понятием. Каждая сторона интерпретирует его значение по-разному, в связи с чем результаты измерения и управление качеством вызывают спорные вопросы. Обеспечение качества относится к планируемым и систематическим действиям, необходимым для обеспечения достаточной уверенности в том, что продукт или услуга будут соответствовать заданным требованиям к качеству. Качество образования всегда функционирует как средство выявления соответствия (или несоответствия) системы образования, осуществляемых в ней процессов и достигнутых результатов требованиям государства, общества и личности. И система, и процесс, и результат должны соответствовать ее социальному назначению и отвечать весьма специфическим требованиям различных групп потребителей.
Библиографический список 1. Большой энциклопедический словарь 2. Гегель Г. Работы разных лет: в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1971. 630 с. 3. Коротков Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М.: Гос. ун-т упр., 2002. 83 с. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т. 20. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. 858 с. 5. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с. 6. Новое качество высшего образования в современной России (Содержание. Механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход // Труды Исследовательского центра / под науч. ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 199 с. 7. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации / под ред. Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 117 с. 8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 938 с. 9. Полонский В.М. Категория качества 10. Сайт «Федеральные государственные образовательные стандарты» 11. Ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. 12. Челышкова ML., Ковалева Г.С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом: обз. доклад / Восьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика квалиметрического мониторинга образования в России» / под науч. ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 61 с.
Источник: Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 20 февраля 2020 года) / отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Ваш Взгляд, 2020 - 432 с. |