На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Факторы, оказывающие влияние на формирование репутации
Факторы, оказывающие влияние на формирование репутации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гаврина Елена Евгеньевна,
заместитель начальника психологического факультета, кандидат психологических наук, доцент (Академия ФСИН России)

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа научных источников по изучению факторов, оказывающих влияние на формирование репутации. Рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие как на персональную репутацию, так и на деловую репутацию различных организаций, включая образовательные. Выделены такие факторы, как киберриски и факторы, оказывающие негативное влияние на формирование репутации. Сделан акцент на необходимости управлять этими факторами при реализации репутационного менеджмента.

Ключевые слова: репутация, факторы, оказывающие влияние на формирование репутации

В данной статье представлены результаты мониторинга научных источников в области изучения факторов, оказывающих влияние на формирование репутации, как личной, так и организации в целом.
Так было установлено, что в качестве основных факторов, оказывающих влияние на формирование репутации, выделяют объективные и субъективные.
К объективным факторам относят качество производимых продуктов деятельности (от товаров до предоставляемых услуг), профессиональные навыки.
К субъективным факторам относят психологические особенности человека - когнитивные элементы. По сути, это последствия от действия или бездействия человека в определенных ситуациях, имеющиеся отзывы о поступках человека, оценки, характеризующие человека, содержащиеся, как в устных высказываниях людей, так и в различных средствах массовой информации.
Отдельно необходимо выделить факторы, оказывающие влияние на формирование деловой репутации организации: наличие доверия к
организации, перспективного видения, миссии и стратегии, платежеспособность и финансовая устойчивость компании, объем, качество реализуемых товаров, уровень организации производства и труда, техническим оснащением, использование современных информационных технологий, качество менеджмента и кадровый потенциал, корпоративная культура, корпоративные коммуникации, наличие спонсорской, благотворительной, общественной деятельности [1].
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование деловой репутации организации, выделяют также внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относят: отраслевую принадлежность
организации, историю развития, организационно-правовую форму, вид бизнеса и его масштабы, оригинальность организации (логотипы, символика и так далее), финансовую обеспеченность, кадровый и управленческий состав, корпоративную культуру, интеллектуальный капитал, территориальную расположенность, рекламную активность, социальную ответственность, взаимодействие со СМИ, развитие информационных технологий, информационная безопасность.
К внешним факторам, оказывающим влияние на формирование деловой репутации, относят: общественную, благотворительную и спонсорскую
деятельность. Участие организации в указанных видах деятельности создает позитивный образ о ней и благотворно сказывается на ее деловой репутации. К внешним факторам также относят менталитет, государственное регулирование, имидж отрасли, активность конкурентов, национальные особенности населения.
В данной статье хотелось бы обратить особое внимание на такой фактор, как киберриски, в который частично входит информационная безопасность в части обеспечения конфиденциальности данных об организации, клиентах, продукции, хранящихся в электронном виде, но и необходимость отслеживания отзывов, выкладываемых клиентами на официальных сайтах организации и различных форумах [8]. Любой негативный отзыв снижает процент желающих из числа клиентов взаимодействовать с организацией и на репутацию организации в целом. Причин появления негативных отзывов может быть много это и действительно некачественно предоставленные услуги, и работа конкурентов, и деятельность людей с расстройствами психики, и деятельность мошенников, желающих получить от организации бесплатные товары и услуги. Многие организации именно по этой причине отказываются от создания официальных сайтов, но в таком случае клиенты могут на просторах интернета найти негативные отзывы на деятельность организаций с аналогичными предоставляемыми товарами и услугами и отнести негативные комментарии на счет изучаемой ими организации. Следовательно, организациям лучше создать учетные записи в социальных сетях или на сайтах. Кроме того, отдельные профессии обязывают сотрудников поддерживать свою репутацию и на просторах киберпространства (сотрудники силовых ведомств, учителя, представители органов власти и т.д.) [4], что предопределяет необходимость формирования компетенций у них компетенций в области предупреждения репутационно-правовых потерь в киберпространстве [5].
В качестве факторов, оказывающих влияние на формирование деловой репутации образовательных организаций, ученые выделяют:
«репутация и профессионализм руководителя организации и его заместителей;
перспективы и устойчивость экономического развития образовательной организации;
качество предоставляемых образовательных услуг и стоимость обучения; репутация студентов и востребованность выпускников вуза; взаимодействие с контрагентами;
материально-техническая база образовательной организации» [2]; квалификация профессорско-преподавательского состава; научный потенциал.
Основным фактором, влияющим на формирование репутации образовательной организации, является ее рейтинг, который строится на основе вышеперечисленных факторов.
При изучении рассматриваемой проблематики нельзя не остановиться на вопросах изучения негативных факторов, оказывающих влияние на формировании репутации. И одним из таких факторов является профессиональная деформация сотрудников.
В.М. Демина в качестве внешних факторов, оказывающих влияние на развитие профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, выделила следующие факторы:
«обусловленные спецификой правоохранительной деятельности: детальная правовая регламентация деятельности; психологические и физические перегрузки; властные полномочия; особенности организации службы; повышенная ответственность недостаточное материальное вознаграждение за службу; профессиональные контакты с криминальными личностями; экстремальность и корпоративность;
связанные с личностными особенностями сотрудников: завышенные личностные ожидания от службы; жесткие профессиональные установки; недостаточная профессиональная подготовленность, опережающее овладение техникой профессиональной деятельности в сравнении с должным профессиональным развитием личности; профессиональный возраст; развитие решительности при слабости самоконтроля и самокритичности; развитие склонности к насилию; появление разочарования профессией, переоценка ее личностного смысла;
связанные с социально-психологическими свойствами: неадекватный стиль руководства; напряженные, конфликтные отношения между сотрудниками; конфликты в семье; низкая общественная оценка деятельности сотрудников, вызывающая чувства бессилия и неполноценности» [6].
Также в качестве негативных факторов, оказывающих влияние на формировании репутации сотрудников, необходимо выделить деформацию нравтсвенной надежности [7]. В предыдущих наших исследованиях мы показали, что на деформацию нравственной надежности оказывают влияние следующие психологические особенности личности: «эмоциональная
неустойчивость, импульсивность сотрудника УИС, непостоянство интересов, низкий уровень работоспособности, безответственность, склонность игнорировать общепринятые моральные правила и нормы» [3].
Анализ научных источников показал, что управление каждым из указанных факторов позволяет формировать положительную репутацию как сотрудника, так и организации в целом.
В. В. Фокин в рамках своего исследования выделил три категории социально-психологических факторов управления репутацией:
«факторы объекта, связанны с социальным объектом по отношению, к которому может возникнуть репутация. Выделяют факторы объекта: качества и привлечение специалистов, способных манипулировать информацией об объекте;
факторы субъекта, которые находятся в сознании субъекта восприятия. В свою очередь они подразделяются на индивидуально-психологические особенности, групповые, внутригрупповые психологические эффекты;
коммуникативные факторы, связанные с поступлением информации об объекте в сознание субъекта» [9].
По мнению В. В. Фокина изменение репутации зависит от воздействия фактора управления репутацией на социально-психологические явления, процессы.
В заключении отметим, что репутация позволяет получать особые преимущества перед конкурентами, увеличивая спрос на товары и услуги, тем самым повышая доходность организации.
Безусловно, в данной статье указан не весь исчерпывающий список факторов, оказывающих влияние на репутацию.
При организации решения профессиональных задач в области репутационного менеджмента необходимо обращать внимание на рассмотренные факторы, осуществлять мониторинг их изменений и при необходимости корректировать.

Список литературы
1. Алексеева Е.П. Факторы, влияющие на процесс формирования репутационного капитала в современных Российских компаниях // Всероссийский журнал научных публикаций. Выпуск № 9 (10). 2011. С. 62-63.
2. Арефкина Ю.А., Харламова Е.Е. Факторы, влияющие на деловую репутацию образовательной организации // Научный аельманах. 2015. № 11- 1(13). С. 69-71.
3. Гаврина Е.Е. Деформация нравственной надежности осужденных - бывших сотрудников ФСИН России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74). С. 191-195.
4. Гаврина Е.Е., Симакова Т.А. Репутационно-правовые риски курсантов образовательных организаций ФСИН России в киберпространстве // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 9 (208). С. 9-16.
5. Гаврина Е.Е., Симакова Т.А. Современные вызовы электронного обучения: формирование профессиональной репутации и киберкомпетентности в условиях вузовской подготовки // В сборнике: Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики Материалы всероссийской научно-практической конференции . Под
общей редакцией А.С. Душкина, Н.Ф. Гейжан. 2019. С. 89-92.
6. Демин В.М. Профилактика правонарушений сотрудников уголовноисполнительной системы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право /В. М. Демин. М., 2007. 25 с.
7. Личность осужденного : монография / под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуж. Деятеля науки РФ Ю.М. Антоняна. М. : Юрлитин-форм, 2017. 288 с.
8. Симакова Т.А., Гаврина Е.Е., Ковальчук И.А. Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциализации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2. С. 59-64.
9. Фокин В.В. Социально-психологические факторы управления репутацией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук по специальности 19.00.05 Социальная психология. М. 2009. 23 с.

Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.