На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь самоотношения и готовности к браку у современной молодежи
Взаимосвязь самоотношения и готовности к браку у современной молодежи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Красило Т.А., Стриго А.А.
Московский государственный психолого-педагогический
университет ГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Lyale-chka собачка yandex. ru

В настоящее время в российском обществе происходит процесс трансформации ценностно-нормативной культуры. Темп жизни, новые эталоны поведения, расхождение традиционных образов семейной жизни и транслируемых СМИ создает почву для отсрочки вступления в брак современных молодых людей. Вместе с тем, молодые люди не всегда могут соответствовать стандартам и образцам современных супругов.[1] Необходимость изучения процесса формирования готовности к браку и факторов, связанных с этим процессом определили актуальность темы нашего исследования.

Значимым фактором развития персоны в юношеском возрасте считается понимание самого себя, развитие самоотношения в рамках
Я-концепции. Самоотношение как индикатор значения своего «Я» для индивидуума активно задействовано во всех без исключения проявлениях когнитивного и психологического отношения человека к обществу - в оценке настоящей реальности и находящихся вокруг людей, в развитии своих взглядов о мире и о себе самом, в моделировании собственной общественной эффективности, планировании перспективы и самореализации. Самоотношение позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать собственный внутренний мир, переживать его и самоопределяться как будущий муж или жена на основе системы личностных смысловых образований. [2] В юношеском возрасте формируется система знаний о себе как о будущем супруге, об особенностях брачных и добрачных отношений; о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром; формируются мотивы выбора брачного партнёра.
Жизнь современной молодежи наполнена противоречиями: с одной стороны, она сопровождается социальной активностью и мобильностью, новыми перспективами, позволяющими уменьшить границы вхождения в брачно-семейные отношения; с другой стороны, негативное самоотношение выступает в качестве причины неготовности к вступлению в брак.
В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет, всего 85 человек. Нами были использованы методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда и опросник «Отношение к браку».
По результатам корреляционного анализа была выявлена значимо положительная взаимосвязь между готовностью к браку и компонентами самоотношения «Зеркальное Я» (r=0,002, p<0,01) и «Самоценность» (r=0,015, p<0,05). Для того чтобы исключить обучение в ВУЗе как фактор, который влияет на уровень готовности к браку, по результатам опросника из выборки были удалены молодые люди, которые считают что брак мешает обучению(13человек). По результатам корреляционного анализа была выявлена значимо положительная взаимосвязь между готовностью к браку и компонентами самоотношения «Самоуверенность» (r=0,034, p<0,05) и отрицательная значимая взаимосвязь со шкалой «Самопринятие» (r=0,043, p<0,05).
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в большей степени молодые люди готовы вступить в брак, когда они: ожидают положительного отношения к себе со стороны других людей, в том числе и партнера; считают основным источником развития личности и достижения успехов себя, а не внешние обстоятельства; готовы меняться, признавать в неудачах свою вину; у них доминирует мотив успеха, присутствует уверенность в силе собственного Я, высокая смелость в общении.

Литература

1. Маленова А.Ю. Представления молодежи об идеальном партнере на разных этапах семейных отношений// Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» 30 сентября - 4 октября 2015 г. Секция 6. Отношение молодежи к семье, с. 803-816
2. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоциональнооценочная система — М.: МГУ, 1991. -110 с.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.