На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние личностных особенностей на предпосылки развития одаренности в дошкольном возрасте
Влияние личностных особенностей на предпосылки развития одаренности в дошкольном возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кузнецова Ирина Андреевна магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы выявления одаренных детей на этапе дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, взаимосвязи между личностными особенностями и проявлениями признаков общей одаренности у дошкольников. Выводы автора основываются как на результатах теоретического изучения проблемы, так и на собственных экспериментальных данных.

Ключевые слова: исследования: одаренность, одаренный ребёнок, индивидуально-психологические особенности.


Сегодня проблема воспитания одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, выдвинувшими идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Процесс глобализации стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования, поскольку от её решения в итоге зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства.
Актуальность комплексной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей и молодежи закреплены на разных уровнях соответствующими нормативно-правовыми документами. На федеральном уровне это: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»; Приказ от 24 февраля 2016 года №134 «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»; Федеральные государственные образовательные стандарты образования и др.
Отмечается, что, несмотря на проводимую работу, в России снижаются возможности выявления талантливых детей, так как не уделяется должное внимание развитию дошкольников. Как отмечает ведущий научный сотрудник РАН Ирина Комарова: «Мы пускаем на самотек развитие одаренности, когда не учитываем дошкольный возраст». Таким образом, проблема выявления и развития детской одаренности весьма актуальна.
Одной из наиболее волнующих проблем данного направления является выявление потенциально одаренных детей, в том числе на этапе дошкольного возраста. Для решения данной проблемы необходимо понимать особенности, которыми может обладать одаренная личность, знать критерии, исходя из которых тот или иной ребенок может называться одаренным.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности.
Роль личности в становлении и развитии одаренности велика. Подчеркивается, что одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.Э. Чудновский, В.С. Юрке- вич, С. Л. Рубинштейн).
В истории культуры была предпринята попытка создания специальной науки для изучения особенностей выдающихся людей - историометрики. Ее автор Ф. Вудз предложил для обнаружения закономерностей и взаимосвязи в становлении и развитии выдающихся людей прослеживать их жизнь от детских лет до зрелости. И хотя историометрика не была признана как самостоятельная отрасль знаний, описания специфических личностных характеристик, свойственных выдающимся людям, в психологии одаренности и творчества получили широкое распространение.
В психологии одаренности признается тот факт, что одаренные дети имеют особенности личностного развития. За последнее десятилетие проведен ряд исследований в психологии, посвященные личности одаренных и талантливых детей. Проведены работы, рассматривающие творческие способности, креативность в структуре личности (Е.Л. Солдатова, 1996; О.Б. Куликовская, 1998; Е.К. Лютова, 2000; М.Г. Селюч, 1998). Изучены особенности когнитивного и личностного развития детей (Т.А. Юшко, 1998; Е.В. Иванова, 1999). Исследованы особенности эмоциональных состояний творческих детей (Н.В. Кочелаева, 1997; Е.Л. Барышникова, 1999). Установлена взаимосвязь мотивационной сферы личности и способностей школьников (С.Н. Махновец, 1996; М.С. Семилеткина, 1998).
Так, нами было проведено исследование, посвященное выявлению взаимосвязи между личностными особенностями и степенью проявления общей одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Использовались следующие методики: для выявления признаков общей одаренности дошкольников: «Методика экспертных оценок» Лосевой А. А; «Интеллектуальный портрет» (познавательная сфера) А. Савенкова; «Опросник креативности» Дж. Рензулли (для детей от 5 лет в адаптации Е. Е. Туник); «Методика экспертной оценки общей одаренности» А.И. Савенкова; «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей» (МЭДИС) И. Авериной, Е. Щеблановой; Тест дивергентного мышления Ф. Вильямса. Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности дошкольников: Опросник для родителей «Список индивидуальных особенностей ребенка» (Г. Князев, Е. Р. Слободская).
Исследование проходило в два этапа. На первом выявлялись и уточнялись признаки проявления одаренности у дошкольников, по критериям «Творческие способности», «Интеллектуальные способности» и «Общая (познавательная) одаренность». Также на этом этапе исследования проводилось анкетирование среди педагогов и родителей с целью выявления индивидуальных особенностей выборки детей, участвующих в эксперименте.
На втором этапе исследования был проведен факторный корреляционный анализ между такими показателями как «Творчески способности», «Интеллектуальные способности», «Общая одарённость» и списком индивидуальных особенностей, а именно: «Экстраверсия», «Сознательность», «(Не)уступчивость», «Нейротизм», «Открытость».


Были получены следующие данные:
- такие индивидуальные черты личности, как открытость опыту и обучаемость имеет умеренные связи со шкалой «Творческие способности» (по Лосевой (r=0,6), по Рензулли (r=0,5)), сильные связи просматриваются со шкалой «Интеллектуальные способности» ((r=0,8 по Лосевой, (r=0,7) по Савенкову);
- со шкалой «Сознательность» умеренные связи имеют «Интеллектуальные способности» по Лосевой и «Общая одаренность» по Савенкову (r=0,4);
- шкала «Общая одаренность» имеет умеренные и выраженные связи с такими индивидуальными особенностями, как «Сознательность» и «Открытость» ((r=0,4) и (r=0,7), соответственно).
Таким образом, выраженные связи с проявлениями одаренности наблюдаются у таких черт личности, как «Сознательность», которую составляют «ориентация на достижения», «организованность», «покладистость» и «неотвлекаемость», и «Открытость», которую составляют «обучаемость» и «открытость опыту». Соответственно наличие или высокая степень проявления этих личностных черт является предпосылкой становления и условием развития одаренности у детей на этапе дошкольного возраста.


Список литературы
1. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская [и др.]; под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2003. - 94 с.
2. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
3. Панов В.И. К проблеме выявления (идентификации) одаренных детей / В.И. Панов // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 34-38.
4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Савенков. - М., 2000. - 232 с.
5. Хеллер К. А. Лонгитюдное исследование одаренности / К. А. Хеллер // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 22-28.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.