На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Основные моменты личностного развития подростков
Основные моменты личностного развития подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Флегонтова Анастасия Владиславовна бакалавр, магистрант ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» г. Кемерово, Кемеровская область

Аннотация: статья представляет собой анализ подросткового возраста как этапа перехода к самостоятельной и ответственной взрослости. Рассматриваются вопросы личностного развития подростков, уделяется внимание чувству взрослости и «Я-концепции».

Ключевые слова: подростковый возраст, подросток, личностное развитие, Я-концепция, возрастной кризис.

Подростковый возраст представляет собой переходный момент от детства ко взрослой жизни. Сегодня проблема определения границ подросткового возраста остается окончательно нерешенной. В зарубежной психологии подростковый возраст охватывает обычно период с 11 до 19 лет. В отечественной психологии ситуация не столь однозначна. Значительная часть исследователей выделяют подростковый возраст (с 10-11 до 14 лет) и юношеский возраст, который, в свою очередь, делится на ранний юношеский (15-17 лет) и поздний юношеский (18-20 лет). Другие авторы объединяют подростковый и ранний юношеский периоды в одну возрастную эпоху подростничества, рассматривая указанные периоды как две фазы этой эпохи.
Подростковый период - это период наиболее интенсивного личностного развития, стремления занять иную жизненную позицию, стать более самостоятельным, воспитать в себе и проявить особенные качества личности.
Главная особенность, характеризующая подростковый возраст, - это личностная нестабильность, которая является одной из острых дискуссионных проблем современной психологии. Некоторые ученые рассматривают весь период отрочества как критический [5, с. 28]. Подростковый кризис связан с резкой сменой всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Острота кризисных явлений и характер их протекания зависят не в последнюю очередь от того, как воспринимают взрослые те перемены, которые происходят с ребенком, достигшим подросткового возраста, от способности взрослых быть гибкими при выборе воспитательной тактики, уметь перестраивать отношения с подростком, учитывая его новые потребности и способности. Неустойчивое настроение, физическое состояния и самочувствие, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания характерны даже для здоровых подростков.
В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов: кризис независимости и кризис зависимости. Первый характеризуется упрямством, строптивостью, своеволием, протестным отношением ко всему и всем, обесцениванием взрослых. Симптомы кризиса зависимости прямо противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или более сильных, возвращение к старым интересам и вкусам, к старым формам поведения [5, с. 32].
В подростковом возрасте происходит оформление основ нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям и к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, такие как самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Это характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей [3, с. 222-224]. Разнообразные образы «Я», которые складываются у подростков, первоначально изменчивы и подвержены внешним влияниям. К концу этого возрастного периода они интегрируются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода [2, с. 49].
Еще одним центральным новообразованием подросткового возраста И.Ю. Кулагина называет «чувство взрослости», которое представляет собой особую форму подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых [2, с. 43]. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими, отстаивая свою «взрослую» позицию. Это часто приводит к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается отношений со сверстниками, вопросов внешности и учебы. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Самооценка влияет на умственное здоровье, способности межличностного общения, приспособление к обществу, успехи в школе и профессиональные стремления. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. Подросток, сравнивая себя со своими стандартами идентичности, основывается на реакции окружающих [4, с. 354].
В это время происходит идентификация себя с родителями, перенимаются их ценности, взгляды, поведение и черты характера. Подростки учатся вести себя в соответствии с их гендерными ролями [4, с. 355]. В подростковый период происходит развитие самосознания, формирование идеала личности, направленное на осознание человеком своих личных особенностей. Меняются отношения между мальчиками и девочками, они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому большое внимание они уделяют теперь своему внешнему виду и манере держаться [6, с. 106]. Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение.
В этом возрасте происходят изменения и в моральной сфере. Здесь следует выделить две особенности. Первая особенность связана с переоценкой нравственных ценностей. Вторую представляют устойчивые, независимые от случайных влияний, «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, она еще не складывается в мировоззрение, поэтому сверстники легко могут повлиять на ее изменение [1, с. 68].
Существуют две фазы подросткового возраста, связанные с изменения в сфере интересов: негативная и позитивная. В негативной фазе происходит отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения, отсюда снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость, повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением более широких и глубоких интересов: у подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности [7, с. 256].
Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через всё». Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики и большим любопытством относятся к сексуальным отношениям.
Таким образом, среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию». Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы все относились к нему как к взрослому и не вмешивались в некоторые аспекты его жизни. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе [2, с. 44].
Также для данного возраста характерны: критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу; повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность; заметное развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.
В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.


Список литературы
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - Владос-Пресс, 2003. - 264 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]: в 3 книгах. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с.
4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
5. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - М.: Юрайт, 2017. - 406 с.
6. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст] / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. - 145 с.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.