На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Представление о детско-родительских отношениях у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Представление о детско-родительских отношениях у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е. Р. Скребатун, О. В. Киселёва
Новосибирский государственный университет
Новосибирск, Россия

Среди различных возрастных этапов становления человека подростковому возрасту отводится важное место, так как в этом возрасте предстоит решить ряд важных задач. Развитие у подростков происходит на фоне гормональных изменений, смены ведущей деятельности, поиска себя, желания приобрести самостоятельность и автономию, что делает их жизнь непростой и наполненной переживаниями [1]. Ввиду сложности эмоциональной регуляции у подростков есть риск формирования различного рода отклонений в поведении.

Однако в последнее время подростки не желают взрослеть, брать на себя ответственность и выходить самостоятельно во взрослую жизнь. Все больше молодых людей на сегодняшний день не стремятся к автономии от родителей, не проявляют инициативности и желаний, не имеют идеалов. Конфликта подростков с родителями, в котором есть динамизм, взаимообмен, нет, отношения нейтрализовались [1; 2].
Вышеописанные тенденции можно объяснить, с одной стороны, протекционизмом и постоянной опекой родителей. В итоге ребенок становится неспособным адаптироваться к трагедии ежедневной жизни, самостоятельно справляться с малейшим волнением или неудобством [1]. С другой стороны, мы можем говорить об утрате контакта, возможности общения между родителями и детьми [2]. Однако возросшая роль сверстников в подростковом возрасте вовсе не заменяет значимость эмоциональной поддержки, которую оказывают родители. Для обретения самостоятельности и независимости подросткам важно делать собственные выборы в ситуации межличностного общения, строить собственные отношения с окружающими людьми, самостоятельно решать и предотвращать конфликтные ситуации, и делать это без поддержки и принятия со стороны родителей оказывается сложным [1; 3-6]. Родительская чуткость и отзывчивость, а также осознание подростками того, что родители их поддерживают, особенно важны в сфере поддержки автономии подростка [7; 8]. При этом важно, чтобы по мере возрастания автономии у подростка отношения с родителями становились более равноправными [9]. Было показано, что способность к эмоциональной регуляции у подростков развивается наиболее эффективно в контексте безопасных, поддерживающих отношений с родителями. Также отзывчивость родителей, вместе с требовательностью, напрямую влияют на успешную адаптацию подростков, их успеваемость в школе и психологическую зрелость [10].
Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют у ребенка определенный образ родителей. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца уже сами начинают определять специфику детско-родительских отношений и выполняют регулирующую функцию в развитии взаимоотношений с другими [11]. Исследования показывают, что искаженное восприятие детско-родительских отношений может повышать риск агрессивного поведения [12].
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение представлений о взаимоотношениях с родителями у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. Мы предполагаем, что подростки, имеющие склонность к нарушению правил и норм, описывают свои отношения с родителями как менее благоприятные, конфликтные.
В исследовании участвовали подростки 7-х классов в возрасте от 12 до 14 лет (26 девочек и 25 мальчиков, средний возраст 13,27 ± 0,49) Гимназии № 3 в Академгородке Новосибирска. Для определения склонности подростков к нарушению правил и норм мы использовали опросник определения склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орёл) [13]. Установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, исследовались с помощью опросника «Подростки о родителях» [14]. На основании квартального деления по показателям шкалы «Склонность к преодолению норм» методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орёл) были выделены группы:
1- я группа (n = 16) - с низкими показателями (среднее значение 3,53 ± 1,13, 2);
2- я группа (n = 18) - со средними показателями (среднее значение 5,83 ± 0,86, 2);
3- я группа (n = 17) - с высокими показателями (среднее значение 8,59 ± 0,71).
При сравнении показателей шкал методики «Подростки о родителях (оценка матери)» достоверно значимых различий между группами выявлено не было, в то время как представления об отце в 1, 2 и 3-й группах достоверно значимо различались по показателям шкалы «Автономность» (H = 9,122; p < 0,05). Далее был проведен попарный сравнительный анализ выделенных групп по показателям данной шкалы с помощью критерия U -Манна-Уитни.
При сравнении показателей в 1-й и 2-й группах по шкале «Автономность» в оценке отношений с отцом обнаружены достоверно значимые различия (средние значения и стандартное отклонение 2,56 ± 0,73 и 3,39 ± 0,70 соответственно; U = 58,000; p = 0,003). При сравнении показателей во 2-й и 3-й группах различий выявлено не было. Сравнение показателей в 1-й и 3-й группах также выявило различия (средние значения и стандартное отклонение 2,56 ± 0,73 и 3,29 ± 0,99 соответственно; U = 71,000; p = 0,024).
Принимая во внимание тот факт, что показатели по шкале «Автономность» во всех выделенных группах находятся в пределах ниже средних значений, мы можем говорить об оценке подростками своих отцов как отстраненных, дистанцированных в отношениях. Наиболее выражен данный показатель в группе подростков с конформным поведением (1-я группа). Результаты ранее проведенных исследований показывают, что отсутствие привязанности и близости в отношениях с отцом связано с экспрессивным подавлением и большим вовлечением подростка в активную социальную агрессию [15]. Роль отца важна в формировании жизненной перспективы подростков, поддержке выборов ребенка, демонстрации на личном примере конструктивных форм поведения, консультативной помощи, связи с внешним миром [1; 2].
Продолжение исследования данной проблемы предполагает более подробное рассмотрение этих отношений в двустороннем процессе - как со стороны родителей, так и со стороны подростков. Это позволит принять во внимание желания, интересы и потребности обеих сторон и будет способствовать выстраиванию конструктивного диалога и укреплению детско-родительских отношений, что, в свою очередь, повышает социальнопсихологическую адаптацию подростков и является профилактикой формирования у них отклонений в поведении.

Список литературы

1. Новикова Г. В., Умняшова И. Б., Запорожская Д. Е. Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14, № 2. С. 74-79.
2. Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А. К. Борисовой; предисл. М. М. Безруких. 3-е изд. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 423, [1] с.
3. Авдеева Н. Н., Хоффман Б. Э. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 69-78. DOI 10.17759/jmfp.2019080407
4. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 2. С. 15-26. DOI 10.17759/jmfp.2017060202
5. Эйнстад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей. М.: Альпина Паблишер, 2015. 394 с.
6. Giannotta F., Rydell A. The role of mother-child relationship in the route from child ADHD to adolescent symptoms of depressed mood // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 61. P. 40-49. DOI 10.1016/j.adolescence.2017.09.005
7. Allen J. et al. A Secure Base in Adolescence: Markers of Attachment Security in the Mother - Adolescent Relationship // Child Development. 2003. Vol. 74, no. 1. P. 292-307. DOI 10.1111/1467-8624.t01-1-00536
8. Moretti M., Peled M. Adolescent-parent attachment: Bonds that support healthy development // Pediatric Child Health. 2004. Vol. 9, no. 8. P. 551-555. DOI 10.1093/pch/9.8.551
9. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. М.: Академический проект; Трикста, 2010. 720 с.
10. Steinberg L., Sheffield Morris A. Adolescent Development // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 83-110.
11. Фомичева Л. Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 26-40.
12. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 508, [1] с.
13. КлейбергЮ. А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 141-154.
14. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 640-652.
15. Kokkinos M., Algiovanoglou I., Voulgaridou I. Emotion Regulation and Relational Aggression in Adolescents: Parental Attachment as Moderator // Journal of Child and Family Studies. 2019. Vol. 28, no. 11. P. 3146-3160. DOI 10.1007/s10826-019-01491-9

Источник: Новые вызовы неопределенности : Материалы Всеросс. науч.- практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. - 132 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.