На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Роль семьи в формировании и становлении личности ребенка
Роль семьи в формировании и становлении личности ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Астахова Светлана Петровна аспирант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» ведущий специалист, психолог ГКУ КК «Краевой методический центр» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье освещено влияние паттернов родительского воспитания, на становление и формирование личности несовершеннолетнего. Приведены конкретные, наиболее распространённые нарушения родительских установок, стереотипов поведения и рассмотрено их влияние на формирование особенностей характера ребенка, его поведения, формирование его ценностных ориентиров и мотивационной направленности. Указаны конструктивные и деструктивные методы воспитательных воздействий, причины их формирования у родителей и последствия их применения по отношению к ребенку.

Ключевые слова: привязанность, стиль воспитания, типы отношений, семейные роли.

Семья является одним из важнейших общественных институтов. Сложно переоценить ту роль, которую семья оказывает на формирование личности ребенка. По длительности своего воздействия ни один из общественных институтов не может оказать на ребенка такого влияния. Основной функцией семьи как социального института является воспроизведение членов общества и их первичная социализация. Именно в семье закладывается фундамент личностного развития несовершеннолетнего. Через удовлетворение базовых потребностей и формирование здоровой эмоциональной привязанности ребенок познает окружающий мир, учится устанавливать коммуникативные контакты. Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоционально близости с другим человеком и способность эту близость сохранить. Эмоциональная привязанность у ребенка начинает формироваться ещё в младенчестве. В 9-12 месяцев, ребенок уже совершенно конкретно выделяет объект своей привязанности среди других домочадцев. В 1-3 года взаимодействие ребенка с миром осуществляется через эту привязанность. Кроме того, до трех лет именно общение со взрослым служит источником развития познавательных процессов и речевой активности ребенка. Хочется отметить, что такие личностные качества, как совесть, сострадание, умение любить, также связаны с особенностями формирования эмоциональной привязанности ребенка к значимому взрослому. Любое искажение данного процесса несет серьезные последствия для развития ребенка.
Рассмотрим возможные типы нарушения привязанности:
Негативная, невротическая привязанность - ребёнок постоянно ищет негативного внимания родителей, провоцирует их на применение наказаний. Проявляется как в ситуации пренебрежения ребёнком, его потребностями и интересами, так и в процессе гиперопеки.
Амбивалентная привязанность - развивается при воспитательной непоследовательности взрослых, их истеричности. Когда доброжелательное отношение к ребенку без всяких причин сменяется грубостью. В таком случае ребенку сложно понять поведение родителей, приспособиться к нему. Ребёнок транслирует двойственное отношение к взрослым - любовь сменяется ненавистью.
Избегающая привязанность - причиной формирования данного типа привязанности может стать болезненный разрыв отношений с близким человеком, будь то длительная разлука или смерть близкого человека. В подобной ситуации ребенок часто погружается в состояние горя и не может из него выбраться, другой вариант развития событий - это восприятие ребенком разлуки с близким взрослым, как предательства со стороны последнего: он считает, что взрослые пользуются своей силой и его доверием, и беспомощностью. Ребёнок с таким типом расстройства привязанности не общителен, избегает доверительных отношений, но может любить животных.
Размытая - такой тип привязанности характерен для детей проживающих в государственных учреждениях: они довольно навязчивы, легко устанавливают контакты с незнакомыми людьми, в том числе и тактильные ( ко всем прыгают на руки), с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», и также легко отпускают. Таки образом, дети данной категории пытаются восполнить дефицит эмоционального тепла, заменив его качество количеством.
Дезорганизованная - это самый сложный тип привязанности, сложнее всего поддающийся коррекции. Такая привязанность развивается у детей, которые подвергались жестокому обращению, или насилию. Детей, у которых отсутствует опыт формирования здоровой безопасной эмоциональной привязанности. Ребёнок предпочитает выживать, разрушая все границы и правила отношений, часто отказывается от привязанности в пользу силы. Такие дети транслируют потребительское отношение к окружающим, используя последних для достижения собственных целей. Ребенку с нарушением привязанности такого типа не только сложно сформировать здоровую привязанность к взрослым, но и в будущем можно прогнозировать проблемы в формировании привязанности к собственным детям.
Поскольку привязанность является одной из базовых потребностей ребенка в процессе его развития, то необходимо констатировать, что это чувство формируется у несовершеннолетних в очень быстро. И не только к условно «положительным» родителям, но и к так называем «не благополучным». Причем вместе с формированием привязанности ребенок перенимает стереотипы поведения и ценностные ориентиры значимых взрослых. Таким образом запускается программа аутоагрессии, формирование предпосылок к асоциальному образу жизни.
В научной литературе часто рассматриваются вопросы влияния особенностей взаимодействия взрослого с ребенком на предмет формирования личности последнего. В настоящее время ученые, исследующие процессы развития и становления личности пришли к мнению о том, что особенности взаимоотношений между родителями и ребенком являются главенствующим фактором, оказывающим влияние на поведение ребенка, его характер. Семья может оказать на ребенка как положительное, так и отрицательное влияние. Еще Константин Дмитриевич Ушинский настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию с детей семье.
Воспитание детей во все времена было важнейшей задачей семьи и наше время не исключение. От особенностей воспитательных воздействий, применяемых родителями по отношению к ребенку, от того какой стиль воспитания преобладает, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Стиль семейного воспитания - это установки родителей по отношению к ребенку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающихся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.
В психологической литературе, как правило, выделяются четыре основных стиля воспитания, каждый из которых имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.
Демократических (авторитетный) стиль воспитания предполагает установление для ребенка четких границ дозволенного. Родители, придерживающиеся данного типа воспитания, наряду с предъявлением по отношению к ребенку, четких, обдуманных, педагогически целесообразных требований и запретов, наделяют его свободой выбора и действий в соответствии с его возрастными особенностями и потребностями. Родители становятся для ребенка «старшими» товарищами, с которыми он не боится поделиться секретами, обсудить возникающие трудности. Подобный тип воспитания предполагает установление теплых, доверительных взаимоотношений между детьми и родителями. Как результат - у детей не возникает проблем в социальной адаптации, они положительно оценивают себя, у них адекватная самооценка, развиты механизмы самоконтроля.
Авторитарный стиль характеризуется предъявлением по отношению к ребенку повышенных требований. При этом, родители ждут от ребенка беспрекословного, неукоснительного подчинения. Они не настроены обсуждать с ребенком причины своих решений. Ребенок должен подчиняться, не требуя разъяснений, в противном случае по - отношению к нему как правило применяются санкционные воздействия в виде запретов, лишений, а в некоторых случаях и физических наказаний. При таком типе семейного воспитания между членами семьи как правило формируются холодные, отстраненные взаимоотношения. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки, в большинстве своем, -пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны.
Либерально-попустительский стиль воспитания напротив, предполагает низкий уровень контроля при сохранении теплых взаимоотношений между взрослыми и детьми. В подобном случае родители не уделяют ребенку должного внимания. Не ограничивают его поведение рамками
дозволенного. Ребенку «все можно». Отличительной особенностью данного типа является то, что родители остаются открытыми для общения с ребенком, но как правила инициатива в общении исходит от последнего. В результате таких воспитательных воздействий ребенок вырастает склонным к непослушанию и агрессии, у него не сформирован самоанализ и самоконтроль, он импульсивен.
Индифферентный стиль предполагает низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители попросту безразличны к детям, закрыты для общения. Любые попытки ребенка установить коммуникативный контакт пресекаются. При этом в отличии от авторитарного стиля воспитания, индифферентный характеризуется отсутствием требований по отношению к ребенку. Из-за обремененности собственными проблемами у родителей не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению, могут проявиться суицидальные наклонности.
Основной функциональной задачей семьи является первичная социализация ребенка, привитие ему норм и правил морали и нравственности. В семье ребенок осваивает социальные роли, принимает ценностные ориентации, но зачастую из-за низкого уровня педагогической культуры, личностных проблем взрослых эти отношения деформируются. Дети не могут осознать какие личностные качества включает в себя образ взрослого. Такие понятия как зрелость и ответственность оказываются за рамками внимания детей, поскольку взрослые зачастую демонстрируют формы поведения, не предполагающие наличия данных качеств. Последнее время наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей. Распространённой становиться ситуация, когда родители заменяют собственное внимание к детям дорогими подарками, игрушками, гаджетами. В такой ситуации ребенок испытывает эмоциональное неблагополучие. Особенно в ситуации, когда, столкнувшись с трудностями и обратившись за помощью к взрослым, ребенок получает нравоучения и сарказм. Другим вариантом реакции взрослых может быть порицание или равнодушие к его проблемам.
Доказано, для формирования адекватной самооценки, основанной на осознании своих индивидуально-личностных качеств, особенностей и активной деятельностной позиции человеку необходимо ощущение внимания, одобрения и принятия со стороны значимых людей. Даже у взрослого, находящегося долго в обществе, где на него не обращают внимания, начинаются нервные срывы.
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили несколько типов построения детско-родительских отношений.
Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»), воспитание ребенка не является приоритетной ценностью для родителей. Он предоставлен самому себе. Отсутствие должного внимания со стороны родителей, не возможность удовлетворения первичных потребностей, толкает ребенка в ас- социальные компании, заставляет привлекать внимание родителей любыми способами. В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.
Доминирующая гиперпротекция характеризуется проявлением по отношению к ребенку излишней, навязчивой заботы, блокирующей его
самостоятельность и инициативу. Родители с подобными нарушениями воспитания боятся самостоятельности и взросления ребенка, процесс сепарации представляется им болезненным. Гиперпротекция также проявляется в доминировании родителей над ребенком, игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле за его поведением.
Потворствование является одним из вариантов гиперпротекции. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы, поэтому осуществлять ограничение их поведение приходится с помощью государственных органов.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно («Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто-в виде издевок, иронии, высмеивания. При таком нарушении воспитания ребенок постоянно ощущает себя не нужным, понимает, что общение и забота о нем вызывают у родителей неприязнь. Ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если в семье двое детей, один из которых отвергаем родителями, а второй - любим.
Жестокое обращение с ребенком обычно сочетается с эмоциональным отвержением. К жестокому обращению относится физическое, эмоциональное и сексуальное насилие, а также пренебрежение нуждами ребенка. Подобное обращение с ребенком пагубно сказывается на формировании личности последнего. Последствия данного обращения могут переживаться ребенком всю оставшуюся жизнь.
Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. Предъявляя по отношению к ребенку жесткие требования, они задают критерии, которым должен соответствовать ребенок, в противном случае такие родители стараются вызвать у ребенка угрызения совести, либо явно демонстрируют ему своё непринятие. В подобных условиях у детей, как правило, развивается тревожность и различного рода неврозы. Родители, придерживающиеся такого типа воспитания, ведут себя эгоистично, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, бабушки или дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Одной из главных категорий при рассмотрении детско-родительских отношений является понятие роли. Семейная роль - это закрепленные за каждым членом семьи устойчивые функции, определяющие особенности поведения и взаимодействия членов семьи между собой. Семейные роли подразделяются на конвенциональные (глава семьи, мать, отец), функциональные (организатор семейного быта, добытчик) и эмоциональные. Далее о них более подробно. Главное, чтобы выполнение ролей удовлетворяло потребности носителя и был соблюден баланс между личностным и
общим. Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:
— ребенок может быть компенсацией личностной нереализованности, неудовлетворенности родителя в социальных взаимоотношениях и трудовой деятельности;
— ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя её социальное благополучие. При этом, ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;
— ребенок может выполнять роль связующего звена между родителями, не давая распадаться брачному союзу. Необходимо отметить, что семьи с подобным типом межличностных ролей являются дизфункциональными. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение.
От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка.


«Кумир». Подобная эмоциональная роль предполагает формирование у несовершеннолетних таких черт характера как эгоцентризм, зависимость, комплекс превосходства над окружающими, инфантилизм, отсутствие самоанализа поведения. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.


«Козел отпущения». Очень важная эмоциональная роль, для дисфункциональных семей. Наличие такого члена семьи способствует объединению против него других членов семьи, образовывая тандемы, которые распадаются после отреагирования на данного ребенка негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.


«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.)


Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, адекватной самооценкой, основанной на осознании собственных способностей, умений и навыков и высокой мотивацией деятельности добиваются больших результатов, более коммуникабельны, лучше адаптируются в социальной среде. Они не склонны поддаваться негативному влиянию улицы, знают, что близкие всегда готовы прийти на помощь в сложных ситуациях. Их представления о будущем оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой даже обладая талантами в каком -либо роде деятельности, имея необходимые навыки, не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не склонны прилагать усилий для достижения цели, их намерения не выходят за рамки их возможностей. А ведь именно несоответствие потребностей и возможностей является залогом развития и приобретения новых навыков.  
Таким образом, характер взаимоотношений детей и родителей является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

Список литературы
1. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапитя семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицки. - 4-изд. - СПб.: Питер,2008. - С. 600-605.
2. [Электронный ресурс].psihdocs ru
3. [Электронный ресурс].ya-roditel ru
Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.