На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Характер как совокупность устойчивых черт человека
Характер как совокупность устойчивых черт человека
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1 Понятие характера

Термин «характер» переводится с греческого языка как «печать», «чеканка», «оттиск». Действительно, характер человека представляет собой отпечатки воспитания и обучения, которые формируют личность.
Понятие «характер» означает сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые отражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. В смысловом значении характер проявляет отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамичных свойств.

Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей человека является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.
Характер - социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческих норм. Единство характера не исключает того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же человека реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества.
Известно, что иногда люди совершают нежелательные для себя или для других людей поступки из-за упрямства. Одним из таких побудительных факторов может выступить склонность к риску (как черта характера) или стремление быть первым, желание показать себя. Одни люди постоянно обвиняют за неудачи самих себя, другие перекладывают вину на других людей, третьи приписывают ответственность за неудачи различным обстоятельствам.
Важнейшим качеством характера является способность человека адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовать оптимальные решения.
Большинство черт характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Важнейшим средством формирования характера является положительный пример.
В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.
Воспитание человека, формирование его характера - это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт - цельность, устойчивость, уравновешенность.
Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность человека в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.
Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительных приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации.
Характер взаимосвязан с различными психологическими особенностями личности, в частности, с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать в определенной мере его проявление.
С характером связаны и способности человека. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Характер - совокупность индивидуальных особенностей, свойств личности определяющихся ее отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности.
Характер накладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека. По этим проявлениям мы судим о характере той или иной личности. Зная характер человека, т. е. его важные и устойчивые черты мы можем увидеть, предположить, как он поведет себя в той или иной ситуации; прогнозировать поведение возможно, потому что каждый человек ведет себя в соответствии со своим характером.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Основа характера складывается постепенно, в процессе жизни она укрепляется и становится типичной для человека. Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в мимике, в особенностях речи, т. е. характер накладывает отпечаток и на внешний облик человека.
Чтобы изучить характер необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях жизни, при сопоставлении слов и дел человека.


2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств


Структура характера представляет собой целостную организацию отдельных свойств. В структуре характера выделяют следующие стороны:
- содержательная сторона характера выражает направленность личности (потребности, установки, склонности, цели, идеалы), систему отношений к окружающей действительности, которые представляют собой способы осуществления этих отношений;
- форма характера, к которой относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера, в которой выражаются способы проявления отношений, закрепившие особенности поведения.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию.
Такая целостная организация называется структурой характера. Поэтому, зная одно или несколько свойств характера мы можем предложить другие неизвестные нам черты характера.
Так зная, что человек высокомерен и тщеславен, мы можем предположить, что он недоброжелателен к людям; если он скромен, то он - уступчив.
Системы взаимосвязанных психических свойств характера называются симптокомплексами или факторами.
Анализируя эти симптокомплексы, мы можем выяснить, чем определяется структура характера.
В отечественной психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности:
1. Свойства, выражающие отношение человека к другим людям, к коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям; и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм).
2. Свойства, выражающие отношения человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность к работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость; и противоположные: лень, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность).
3. Свойства, выражающие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или не бережное отношение к вещам).
4. Свойства, выражающие отношения человека к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность - наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм и т. д.).
Структура свойств характера определяется не только взаимосвязью отдельных его свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу структурных свойств характера относятся: степень глубины, целостность, степень устойчивости и изменчивости, активность, сила характера.
Степень глубины как качество структуры характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности. Благодаря различиям в степени глубины свойств характеристика человека не может быть сведена к перечню симптокомлексов.
Целостность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт.
Степень устойчивости и изменчивости характера позволяет судить о его определенности. Об устойчивом характере говорят тогда, когда поведение человека во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям (о таком человеке можно сказать как он будет вести себя в том или ином случае).
Изменчивость характера предполагает податливость в его чертах изменениям, под воздействием внешних и внутренних условий. Пластичность необходима, но слишком высокая податливость делает человека бесхарактерным.
Активность характера проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии. Активный человек не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Нецелеустремленная активность характера или не достигающая цели, когда человек берется за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность.
Сила характера выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные перед собой цели, в последовательности действий и в упорстве.
Характер - это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. Совокупность отличительных существенных, типических свойств образует тип характера, который отражает типичные условия жизни человека.


3. Формирование характера


Характер личности формируется и утверждается под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, деятельности и воспитательных воздействий со стороны многих людей. Истоки характера человека и первые признаки стабилизации следует искать в раннем возрасте. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В своих поступках и поведении ребенок подражает близким, взрослым людям и усваивает через подражание и эмоциональное подкрепление формы поведения взрослых. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как минимум 10-15 лет после того, как первые признаки черт характера стали проявляться в поведении ребенка.
В дошкольном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые обозначены как первичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психике начинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные и ситуационные черты характера.
В начале обучения характер ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как наиболее значимых для младшего школьника людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей снижается, и на первый план выходят авторитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования характера ребенка становится мнение и отношение к нему со стороны сверстников.
В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, воздействующим на характер фактором, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие последних на формирование характера школьников становится опосредованным: во-первых, личным отношением старшеклассника к данному человеку; во-вторых, оценкой этого взрослого человека как личности; в-третьих, отношением школьника к себе и его самооценкой.
Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер старшеклассника одинаковое влияние: у некоторых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер старшего школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет.
В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни. Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.
В изменениях характера человека, которые происходят в течение его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, наступающий после окончания детства, т. е. после 15-16 л.), можно отметить общие, типичные, закономерные тенденции.
К числу общих, типичных закономерностей относятся возрастные изменения в характере человека. С возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие.
По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека. Так, например, имеются определенные различия в характерах людей 30-40-летнего, 50летнего и 60-70-летнего возраста.
Люди, которым 30 или 40 лет, еще живут в основном своим будущим, их активность, мысли и представления наполнены далеко идущими планами на будущее и подготовкой к нему. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их характер изменяется таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам настоящего времени. К примеру, в их характере могут отойти на второй план черты, связанные с мечтами и грезами, но еще не появиться черты, касающиеся ностальгии по прошлому.
Люди, достигшие 60-70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, возникает необходимость внимательнее следить за своим здоровьем и экономить силы. Это также может привести к изменению характера человека, к появлению в нем новых черт, таких, например, как размеренность, неторопливость, спокойствие.
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты характера связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
- динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели, т. е. слаба или сильна его воля);
- спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;
- интеллектуальными особенностями человека;
- взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно, гармоничны ли компоненты между собой или противоречат друг другу).
Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира, и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.
Что касается специфических индивидуальных изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразными событиями в жизни человека, они еще обусловлены его прошлой жизнью. Если у него со временем появляются какие-то новые черты характера, то их появление и дальнейшая судьба существенно зависят от сложившегося у человека характера.
Как правило, гораздо чаще появляются и гораздо быстрее закрепляются в характере человека такие новые черты, которые созвучны уже существующим чертам характера. Что касается совершенно новых, неожиданных изменений характера, то они после 30-летнего возраста, как правило, уже не происходят, за исключением случаев, связанных с тяжелыми заболеваниями, жизненными потрясениями и травмами.


Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «характер».
2. Дайте характеристику структуры характера.
3. Охарактеризуйте симптомокомплексы свойств характера.
4. Опишите системы свойств характера, определяемые различными отношениями личности.


Темы для рефератов
1. Место характера в общей структуре личности.
2. Условия формирования и развития характера.
3. Возрастные особенности становления черт характера у человека.
4. Сопоставительный анализ различных типологий характера.
5. Социально-нравственные типы характера.
6. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.