На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Фактор влияния стиля воспитания в семье на отношения младших подростков с разным уровнем интеллектуального развития в группе сверстников
Фактор влияния стиля воспитания в семье на отношения младших подростков с разным уровнем интеллектуального развития в группе сверстников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Левченко Людмила Андреевна воспитатель Некрещенюк Елена Николаевна воспитатель МАДОУ «Д/С №31» г. Армавир, Краснодарский край

Семья для детей дошкольного возраста - это и первая среда обитания, оказывающая первое, неизгладимое влияние на формирование ребенка, и социальный институт, предоставляющий первый жизненный опыт организации семейных общественных отношений. В отличие от других социальных институтов, семья - это постоянная забота, воспитание и взаимовоспитание, общение со всеми членами семьи. Семья вовлекает ребенка во все виды трудовой деятельности: уборку дома, приготовление еды и т. д. Семья учит правильно поступать в различных жизненных ситуациях, оценивать поступки других с точки зрения собственных семейных представлений о нравственности и морали. Часто семья - это закрытый организм с присущими только для него традициями, привычками, правилами.

Не возникает вопросов, если система семейных ценностей совпадает с общепринятыми представлениями, с общепринятыми моральными принципами. Проблемы возникают, если семейные представления идут в некоторый разрез с общепринятыми представлениями, которые могут носить глобальный характер (речь идет о трудных семьях, в которых живут алкоголики и т. д.) и незначительные противоречия, например, нежелание принимать гостей, т.е. некоторая отчуждённость, замкнутость, отсутствие аккуратности, которые оказывают влияние на формирование цельной личности.
Спектр исследований, направленных на изучение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен чрезвычайно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой, A.M. Виноградовой, Л.П. Князевой, Т.И. Ерофеевой, Л.П. Лаврентьевой, Т.И. Пони- манской, Т.А. Пономаренко и других. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить противоречие между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семейным традициям и отсутствием у воспитателей и родителей педагогических знаний, технологий, необходимых для реализации этих возможностей. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблемный вопрос: каковы педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.
Семейная традиция - «это духовный феномен, присущий сознанию членов семьи, рода, включающий в себя нормы и ценности, не регламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи» [1]. Отсюда следует, что семейные традиции - это не те законы, которые четко прописаны в определенных нормативных документах, а это неписаные законы, продиктованные условиями жизни семьи, сложившимися привычками, которые стали устойчивыми, традиционными, это образ жизни членов семьи, которые складывается под влиянием социальных, экономических, культурных условий жизни. Условия жизни семьи могут меняться, следствием этого становится изменение семейных ценностей, привычек и т. д. На круг семейных традиций может оказать влияние и изменение общепринятых воззрений, например, снижение авторитета старшего поколения, что стало характерной особенностью сегодняшнего дня и привело во многих семьях к забвению семейных традиций.


Отношение ребенка к семейным традициям Н.А. Каратаева характеризует следующим образом:
— наличие у ребенка системы знаний об уважительном отношении к традициям семьи, осознание того, что, проявляя уважительное отношение к традициям семьи (если они позитивны) ребенок проявляет уважение, тем самым, к своей семье и близким (когнитивный компонент);
— наличие социальных мотивов, обеспечивающих уважительное отношение к семейным традициям, возникновение желания соблюдать семейные традиции, изучать их (эмоционально-мотивационный компонент);
- проявление уважительного отношения к семейным традициям в поведении, даже в тех случаях, когда у ребенка наблюдается отрицательное настроение [1].
Возрождение уважения к семейным традициям в рамках дошкольного образования и воспитания возможно по трем направлениям: знаниевый компонент, предполагающий изучение таких понятий, как семья, традиции, уважение, старшие, младшие члены семьи, родственные отношения, семейные праздники, семейная родословная и т. д. Второй составляющий компонент - деятельностный, осуществляющий закрепление основных понятий о семье в виде организованной деятельности в детском коллективе, это скорее всего игровая деятельность как ведущая в этом возрасте, связанная с семьей, с распределением ролей в семье, выполнение определенных функций всеми членами семьи, анализ семейных ситуаций, выяснение ценностных ориентиров и, если это необходимо, их корректировка. Немаловажным компонентом является эмотивный, вызывающий эмоции по отношению к тому или иному семейному понятию, семейной ситуации в целом или отдельному члену семьи.
Организуй процесс воспитания уважительного отношения к семейным традициям, мы учитываем возрастные особенности детей; изучаем семьи своих воспитанников для избегания неуместных действий в связи с семейными особенностями по отношению к тому или иному ребенку; учитываем психо-физические особенности детей, связанные с восприятием семейных ситуаций, с возможностью эмоционального восприятия каких-то семейных ситуаций. К данному процессу по воспитанию уважительного отношения детей к семейным традициям мы привлекаем родителей, психологов, а также весь свой арсенал знаний в области педагогических методов и приемов работы. Работа проводится последовательно и целенаправленно: во- первых, все компоненты (знаниевый, деятельностный и эмотивный) включаются в работу одновременно, каждое теоретическое понятие закрепляется в процессе игровой деятельности, беседы с воспитанниками о семье, мероприятий, участниками которых становятся родители, например, спортивные соревнования, проекты, выполняемые совместно с родителями, и т. д. Во-вторых, наблюдаем за эмоциональным состоянием детей, привязывая эмоции к определенным семейным ситуациям для выяснения болевых точек, отсутствия понимания, наличие переживаний со стороны детей на ту или иную ситуацию. В-третьих, ведется диагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.
В ходе воспитания уважительного отношения к семейным традициям нами совместно с воспитанниками при участии родителей были сформулированы «семейные законы», не прописанные в нормативных документах, а появившиеся в ходе активной работы, среди них такие, как уважение к старшим членам семьи, помощь младшим членам семьи, любовь и уважение к родителям, знание своей родословной, традиций своей семьи, семейные праздники, семейные посиделки с рассказами взрослых членов семьи о своей семье.
При определении программы мероприятий по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям были использованы и учтены результаты исследований Л.С. Барсуковой, Е.В. Рылеевой, Н.А. Каратаевой и др. [2; 3].
Актуализация семейных традиций осуществлялась через предметную среду (оформление семейного уголка «Моя семья», изготовление семейных календарей, газет и т. д.). В семейном уголке были семейные фотографии, иллюстрирующие домашний труд, отдых, семейный праздник и т. д. Информация в уголках постоянно обновлялась, дополнялась новыми фотографиями. Была организована совместная деятельность педагога, психолога и дошкольников посредством ролевых игр, чтения художественной литературы, моделирования родословной, рассказов родителей и детей о близких, рисование на семейную тематику).
Задача по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям решалась в процессе организации цикла специальных занятий под общим названием «Семейные традиции», а также в повседневной свободной деятельности детей.
Таким образом, семейные традиции, выполняя свои основные родовые и видовые функции: фиксируя положительные семейные отношения, векторизовано направляя, упорядочивая и интегрируя их, играют важнейшую роль в формировании гармоничных семейных отношений. Воспитывая уважительное отношение к семейным традициям, мы тем самым формируем уважительное отношение к членам семьи, родным, близким, людям вообще. По сути, семейными традициями становятся общечеловеческие нормы и ценности. Нормы и ценности человечества, преломленные через призму семьи, облегчают для ребенка процесс их восприятия и усвоения. Постепенно усваиваемая система семейных законов, начинает детерминировать поведение ребенка, делая его более нравственным при условии, если традиции семьи прогрессивны и позитивны.

Список литературы

1. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Екатеринбург, 1999. - 238 с.
2. Каратаева Н.А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы / Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских. - М.: Юрайт, 2021. - 118 с.
3. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 64 с.

Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.