На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Семья как главный фактор становления личности ребёнка
Семья как главный фактор становления личности ребёнка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Екимова Ольга Алексеевна магистрант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматривается проблема становления личности ребенка в семье. Автором описаны семейные факторы, которые влияют на личность. В заключение сформулирован вывод о том, что проявление безусловной любви к детям формирует адекватную самооценку и самодостаточную личность, способную проявлять добро и заботу по отношению к другим людям
Ключевые слова: семья, личность, ребенок.


Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Важно, чтобы воспитанием занимались не только оба родителя, но и отсутствие между ними разногласий - как в отношениях, так и в выбранных методах воспитания. Исследования в области семейной психологии показали, что подавляющее большинство детей, имеющих невротические расстройства, состояли в семьях с противоречивыми воспитательными методами. Ключевую эмоциональную значимость в становлении личности ребёнка имеют отношения между родителями и детьми.

Основные задачи, лежащие в основе детско-родительских отношений:
1. С одной стороны - уберечь ребёнка от опасностей.
2. С другой стороны - формирование самостоятельной личности.


Развитие личности происходит путём реализации двух путей:
1. Отрицательное воздействие - когда дети живут в условиях эмоционального отвержения, диктата в воспитании, при гиперопеке или гипоопеке.
2. Положительное воздействие - условия сотрудничества, доверительного общения, эмоциональной поддержки. В этом случае развивается и повышается качественный уровень личности подрастающего человека.


Среди главных факторов, влияющих на личность, выделяются:
1. Приёмы воспитания, характерные для семьи и отношение к ребёнку родителей.
2. Принятый в семье стиль общения как залог становления коммуникативного аппарата ребёнка.
3. Структура семьи и распределение ролей внутри неё.


Приобретённый жизненный опыт в семье оказывает влияние на всю
последующую жизнь человека. Семья имеет самый длительный временной промежуток по интенсивности воздействия на личность. Кроме того, семья связана с главной эмоциональной привязанностью в жизни людей, поэтому оказывает большее влияние, чем любой другой общественный институт.


На личность влияют следующие семейные факторы:
1. Социальное положение.
2. Род занятий.
3. Достаток.
4. Уровень образования родителей.
5. Особенности воспитания и стиль общения.


Ребёнок попадает в зависимость от атмосферы, в которой растёт, уже с младенческого возраста, когда ещё не сталкивается с осознаваемым серьёзным воспитанием, как может показаться взрослым. Ведь в этот период ребенок уже воспринимает ласковое к нему обращение. Факторы детско-родительских отношений находят отражение в становлении приоритетных ценностей человека на протяжении всей жизни. Поэтому представления об окружающем мире ребёнок больше всего получает именно в семье. Родители несут личную ответственность за становление личности и судьбу ребёнка.
Как правило, на проявление проблем в поведении детей влияет атмосфера внутри семьи. Само поведение складывается в результате зависимости от отношений между супругами, к другим людям и к собственным детям.


Факторы риска, формирующие проявление отрицательного поведения:
1. Особенности распределения времени и внимания на детей (слишком много или недостаточно).
2. Удовлетворение потребностей.
3. Количество предъявляемых требований.
4. Серьёзность наказаний.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Таким образом, проявление безусловной любви к детям формирует адекватную самооценку и самодостаточную личность, способную проявлять добро и заботу по отношению к другим людям.


Список литературы
1. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис. / А.Г. Асмолов. - М., 1996. - С. 72.
2. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. - М.: Педагогика, 1987. - С. 30.
3. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г. Н. Г одина // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1987. - С. 76.
4. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М: Просвещение, 1984. - С. 82.
5. Заслуженюк В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей / В.С. Заслуженюк, В.А. Семиченко. - М.: Просвещение, 1996. - С. 36.

Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.