Екимова Ольга Алексеевна магистрант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Аннотация: в статье рассматривается проблема становления личности ребенка в семье. Автором описаны семейные факторы, которые влияют на личность. В заключение сформулирован вывод о том, что проявление безусловной любви к детям формирует адекватную самооценку и самодостаточную личность, способную проявлять добро и заботу по отношению к другим людям Ключевые слова: семья, личность, ребенок.
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.
Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Важно, чтобы воспитанием занимались не только оба родителя, но и отсутствие между ними разногласий - как в отношениях, так и в выбранных методах воспитания. Исследования в области семейной психологии показали, что подавляющее большинство детей, имеющих невротические расстройства, состояли в семьях с противоречивыми воспитательными методами. Ключевую эмоциональную значимость в становлении личности ребёнка имеют отношения между родителями и детьми.
Основные задачи, лежащие в основе детско-родительских отношений: 1. С одной стороны - уберечь ребёнка от опасностей. 2. С другой стороны - формирование самостоятельной личности.
Развитие личности происходит путём реализации двух путей: 1. Отрицательное воздействие - когда дети живут в условиях эмоционального отвержения, диктата в воспитании, при гиперопеке или гипоопеке. 2. Положительное воздействие - условия сотрудничества, доверительного общения, эмоциональной поддержки. В этом случае развивается и повышается качественный уровень личности подрастающего человека.
Среди главных факторов, влияющих на личность, выделяются: 1. Приёмы воспитания, характерные для семьи и отношение к ребёнку родителей. 2. Принятый в семье стиль общения как залог становления коммуникативного аппарата ребёнка. 3. Структура семьи и распределение ролей внутри неё.
Приобретённый жизненный опыт в семье оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Семья имеет самый длительный временной промежуток по интенсивности воздействия на личность. Кроме того, семья связана с главной эмоциональной привязанностью в жизни людей, поэтому оказывает большее влияние, чем любой другой общественный институт.
На личность влияют следующие семейные факторы: 1. Социальное положение. 2. Род занятий. 3. Достаток. 4. Уровень образования родителей. 5. Особенности воспитания и стиль общения.
Ребёнок попадает в зависимость от атмосферы, в которой растёт, уже с младенческого возраста, когда ещё не сталкивается с осознаваемым серьёзным воспитанием, как может показаться взрослым. Ведь в этот период ребенок уже воспринимает ласковое к нему обращение. Факторы детско-родительских отношений находят отражение в становлении приоритетных ценностей человека на протяжении всей жизни. Поэтому представления об окружающем мире ребёнок больше всего получает именно в семье. Родители несут личную ответственность за становление личности и судьбу ребёнка. Как правило, на проявление проблем в поведении детей влияет атмосфера внутри семьи. Само поведение складывается в результате зависимости от отношений между супругами, к другим людям и к собственным детям.
Факторы риска, формирующие проявление отрицательного поведения: 1. Особенности распределения времени и внимания на детей (слишком много или недостаточно). 2. Удовлетворение потребностей. 3. Количество предъявляемых требований. 4. Серьёзность наказаний. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Таким образом, проявление безусловной любви к детям формирует адекватную самооценку и самодостаточную личность, способную проявлять добро и заботу по отношению к другим людям.
Список литературы 1. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис. / А.Г. Асмолов. - М., 1996. - С. 72. 2. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. - М.: Педагогика, 1987. - С. 30. 3. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г. Н. Г одина // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1987. - С. 76. 4. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М: Просвещение, 1984. - С. 82. 5. Заслуженюк В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей / В.С. Заслуженюк, В.А. Семиченко. - М.: Просвещение, 1996. - С. 36.
Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с. |