На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Роль и значение эмоционального интеллекта в контексте становления и развития личности
Роль и значение эмоционального интеллекта в контексте становления и развития личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Черных Яна Игоревна студентка
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область

В контексте развития современной психолого-педагогической науки, направленном на сопровождение становления и развития личности, особое внимание в формировании психологического благополучия и образовательного успеха детей уделяется роли эмоционального интеллекта (ЭИ). Исследования, проведенные в данной области, подчеркивают важность эмоционального интеллекта как неотъемлемого компонента развития личности в детском возрасте.


В работах психолога Дж. Майера, автора теории эмоционального интеллекта, выдвигается предположение о том, что способность эффективно распознавать и управлять эмоциями, как своими, так и окружающих, существенно влияет на интеллектуальные и социальные аспекты развития личности. Их работы предоставляют теоретическую базу для понимания, как эмоциональный интеллект влияет на процессы обучения, адаптации и формирования межличностных отношений [10].
Эмоциональный интеллект, по мнению А.И. Савенкова, играет важную роль в стремлении к жизненному успеху. Способность эффективно управлять своими эмоциями и воспринимать эмоции других людей представляет собой ключевой фактор для формирования успешных и гармоничных взаимоотношений в группе, что служит основой для эффективной социализации, формирования высокого социометрического статуса личности и профилактики девиантного поведения [9, с. 92].
Проблема формирования эмоционального интеллекта является актуальной на протяжении всего периода развития. По результатам отечественных и зарубежных психологических исследований, высокий уровень эмоционального интеллекта способствует развитию успешных качеств личности, начиная с раннего детства и до младших школьных классов [2]. При этом, согласно И.Н. Авериной, «в практическом аспекте, процесс становления и развития эмоционального интеллекта у школьников традиционно рассматривается главным образом представителями психологической науки, в то время как для школьных педагогов остро важен вопрос разработки концептуальных методов формирования эмоционального интеллекта на различных уровнях образования. Исследования подобного рода в отечественной педагогической литературе пока немногочисленны и, в целом, освещают лишь отдельные аспекты развития эмоционального интеллекта школьников, представляя проблему достаточно фрагментарно» [2, с. 141].
Таким образом, эмоциональный интеллект является ключевым фактором в становлении личности детей, и его понимание и развитие требуют глубокого анализа, основанного на научных исследованиях и применимого в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Эмоциональный интеллект, представляющий собой многомерное психологическое понятие, охватывает несколько ключевых компонентов, играющих существенную роль в становлении и развитии личности детей. Эти компоненты формируют основу эмоциональной компетентности и влияют на межличностные взаимодействия, управление эмоциями и адаптацию к окружающей среде.
Самосознание в контексте эмоционального интеллекта представляет собой способность индивида осознавать свои эмоции, анализировать их источники, а также осознавать влияние эмоций на принятие решений и поведение. Исследования Э.П. Комаровой подчеркивают важность самосознания как фактора, способствующего адаптации и эффективному функционированию индивида в социуме [8]. В свою очередь, такой компонент ЭИ как саморегуляция, представляет собой способность эффективно управлять своими эмоциями. Этот компонент включает в себя контроль всплесков гнева, стресса или беспокойства, а также способность оставаться спокойным в сложных ситуациях.
Исследования Е.А. Волгусновой подчеркивают важность развития саморегуляции как элемента социальной адаптации и успешного решения конфликтов [4].
Мотивация в рамках эмоционального интеллекта относится к способности устанавливать цели, находить вдохновение и удовлетворение в своей деятельности. Исследователями выделяются важность мотивации в формировании личности и подчеркивают, что развитие мотивационной сферы влияет на активность и целеустремленность индивида.
Социальное умение в контексте эмоционального интеллекта означает способность чувствовать и понимать эмоции других людей. Исследования Дж. Г оттмана и Джоан Деклер выявляют влияние социального умения на качество межличностных отношений и подчеркивают, что способность эмпатии способствует успешному взаимодействию в социуме [5].
Следующим компонентом ЭИ является управление отношениями. В эмоциональном интеллекте оно связано с тем, как индивид устанавливает и поддерживает здоровые межличностные отношения. При исследовании данного аспекта особое внимание акцентируется на важности умения разрешать конфликты, строить сотрудничество и эффективно взаимодействовать с окружающими [6].
Таким образом, понимание и развитие данных компонентов эмоционального интеллекта становятся ключевыми задачами в психолого-педагогическом сопровождении детей, способствуя не только формированию эмоциональной компетентности, но и эффективной социальной адаптации.
Эффективная оценка и развитие эмоционального интеллекта у детей требует применения разнообразных методов, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка. В этом разделе рассматриваются современные методологии, используемые в психолого-педагогическом сопровождении, и приводятся примеры научных исследований, поддерживающих эффективность данных методов.
Использование опросников и анкет представляет собой распространенный метод оценки эмоционального интеллекта у детей. Например, методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) направлена на выявление способности ребенка осознавать и различать свои и чужие эмоции [7]. Наблюдение за детьми в различных ситуациях - еще один метод, позволяющий оценить их реакции на эмоциональные стимулы. Психологи могут проводить наблюдение как в контролируемых условиях, так и в реальных жизненных ситуациях. Исследование В.А. Аверина демонстрирует, что наблюдение в различных контекстах позволяет выявить индивидуальные особенности реакций на эмоциональные стимулы [1, с. 62].
Игры и ролевые упражнения специально разработаны для развития и оценки эмоционального интеллекта у детей. Исследователи в данной области предлагают использование ролевых ситуаций, где дети решают конфликты, управляют своими эмоциями и развивают понимание эмоций других участников. Такие методы позволяют оценить не только эмоциональный интеллект, но и социальные навыки детей [1, с. 63].
Проведение бесед и интервью с детьми представляет собой метод, позволяющий лучше понять их способность анализировать и выражать свои эмоции. Здесь основное внимание акцентируется на необходимости индивидуальных бесед для выявления уровня самосознания и умения анализировать эмоциональные состояния.
Эти методы оценки, подкрепленные научными исследованиями, являются интегральной частью психолого-педагогического сопровождения и способствуют более глубокому пониманию и развитию эмоционального интеллекта у детей.
При рассмотрении ЭИ в контексте становления и развития личности важно уделить внимание рассмотрению педагогических программ и последние научных исследования в этой области. Эффективное внедрение педагогических программ, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта у детей, требует основательного анализа научных исследований в данной области. Рассмотрим некоторые подходы к развитию ЭИ у детей, что согласуется с основными принципами психолого-педагогического сопровождения становления и развития личности.
Одной из таких педагогических программ, ориентированных на развитие ЭИ у детей, является программа «RULER» (Recognize, Understand, Label, Express, Regulate), разработанная в Университете Иель. Исследования авторов об эффективности данной программы подчеркивает, что ее использование способствует улучшению навыков распознавания, понимания, обозначения, выражения и регуляции эмоций у детей.
Программа «Promoting Alternative Thinking Strategies» (PATHS) М. Гринберга акцентирует внимание на развитии социальных и эмоциональных навыков у детей. Данная программа сосредоточена на развитии социальных и эмоциональных навыков у детей, помогая им развивать эмпатию, решение конфликтов и управление эмоциями.
Программа «Second Step» автора К.Э. Саттон фокусируется на развитии социальных и эмоциональных навыков у детей. Программа предоставляет инструменты для развития социальных и эмоциональных навыков у детей, включая навыки саморегуляции и эмпатии
Обобщая результаты научных исследований, проведенных в области эмоционального интеллекта, можно выделить ключевые требования к педагогическим программам: эффективные программы должны включать в себя комплексный подход к развитию эмоциональных компетенций, внедряться в образовательный процесс и быть адаптированными к индивидуальным потребностям детей.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, сфера развития эмоционального интеллекта у детей требует дальнейших научных исследований. Существует необходимость более глубокого изучения влияния социокультурных особенностей на эффективность программ, а также необходимость разработки новых методов оценки и развития эмоционального интеллекта у детей в различных возрастных группах. Таким образом, педагогические программы, основанные на научных исследованиях, играют важную роль в эффективном развитии эмоционального интеллекта у детей. Они предоставляют ценные инструменты для психолого-педагогического сопровождения и обеспечивают более полное становление и развитие личности в образовательной среде.
В современном контексте образования и формирования личности эмоциональный интеллект занимает важное место, оказывая существенное воздействие на психологическое благополучие и успешное обучение детей. Высокий уровень эмоционального интеллекта важен для успешного социального взаимодействия и адаптации в обществе. Это особенно актуально в сфере образования, где эмоционально интеллигентные дети часто демонстрируют лучшие результаты в учебе и более эффективное взаимодействие в коллективе.
Однако, как было отмечено ранее, несмотря на значительные успехи в исследованиях эмоционального интеллекта, в сфере психолого-педагогического сопровождения становления и развития личности по-прежнему существует ряд перспективных направлений для дальнейших исследований. В связи с чем существует необходимость более глубокого изучения влияния индивидуальных особенностей на развитие эмоционального интеллекта у детей и разработку персонализированных подходов. Подчеркивается важность учета социокультурных особенностей в разработке программ и методов развития эмоционального интеллекта, так как культурные и социальные контексты оказывают значительное воздействие на формирование эмоциональных компетенций у детей, что в свою очередь подчеркивает необходимость адаптации педагогических практик к разнообразию культурных контекстов.
Таким образом, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в становлении и развитии личности детей, влияя на их успешное обучение, социальное взаимодействие и адаптацию в обществе. Понимание механизмов формирования эмоционального интеллекта и разработка эффективных методов его развития становятся неотъемлемой частью современного психолого-педагогического сопровождения в образовании. Дальнейшие исследования в области эмоционального интеллекта и его роли в становлении и развитии личности предполагают углубленное изучение индивидуальных различий, социокультурных влияний, а также эффективности педагогических программ. Необходимо также акцентировать внимание на создании и апробации новых методик оценки и развития эмоционального интеллекта, адаптированных к современным реалиям образовательного процесса.
Список литературы
1. Аверин В.А. О взаимосвязи невербального и эмоционального интеллекта детей в возрасте от 8 до 11 лет / В.А. Аверин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2011. - №42 (259). - С. 60-65.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие: монография / И.Н. Адреева. - Новополоцк: Изд-во Полоцкого государственного университета, 2020. - 356 с.
3. Багнетова Е.А. Эмоциональное состояние учащихся как фактор здоровья и успешного обучения / Е.А. Багнетова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - №5 (50). - С. 86-89.
4. Волгуснова Е.А. Исследование процесса формирования эмоционального интеллекта учащихся школы / Е.А. Волгус- нова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - №3 (146). - С. 192-199.
5. Готтман Дж. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей / Дж. Готтман, Джоан Де- клер; пер. с англ. Г. Федотовой. - 7-е изд., перераб., исп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 296 с.
6. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте / Ю.В. Давыдова. - М., 2011. - 23 с.
7. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
8. Комарова Э.П. Интеллектуально-эмоциональное становление поликультурной личности: проблемы интеграции / Э.П. Комарова // Вестник ВГУ. - 2017. - №4. - С. 133-137.
9. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А. И. Савенков. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 127 с. EDN VUPXBT
10. Mayer J.D. A field guide to emotional intelligence / J.P. Ciarrochi, J.P. Forgas, J.D. Mayer // Emotional intelligence in everyday life. - Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. - p. 3-24.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.