Специфика конфликтов в подростковом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Жукова Марина Александровна аспирант
ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
г. Санкт-Петербург

Тема конфликтов среди подростков уже долгое время остается актуальной, несмотря на частое обсуждение. Исследования школьных конфликтов со стороны психологов, социологов и педагогов не приводят к их полному исчезновению в школах. Одной из причин этого является специфика конфликтов у школьников. Анализ работ таких авторов, как Акулич М.М. [2], Боулз С., Бережной Г. С. [3], Магдеева А.М., Мухадинова В.Р, Астахова Ю.Л. [2], показывает, что основной акцент в современной научной литературе делается на изучение конфликтов подростков в школах, агрессии у подростков и причин школьного насилия. Анализ конфликтов между подростками и учителями проводится значительно реже, хотя именно учитель является центральной фигурой образовательного процесса и взаимодействия в нем.
Чаще всего в современной научной литературе изучались конфликты подростков в школе [5], агрессия у подростков [3], акцент делался на причины агрессивного и конфликтного поведения, выявлялись виды и причины школьного насилия [5]. Анализ конфликтов подросток- учитель производился значительно реже. Хотя именно учитель выступает центральной фигурой образовательного процесса и взаимодействия в нем.
Исследования последних лет показывают, что около 80% подростков в школе имеют средний уровень конфликтности. Они отстаивают свое мнение настойчиво, не обращая внимание на возможные последствия для отношений с окружающими. Конфликтное поведение в подростковом возрасте обусловлено внутренними разногласиями и борьбой за независимость, связанными с возрастным кризисом. Внутренний конфликт и кризис самостоятельности приводят к частым конфликтам, как внутренним, так и внешним.
Помимо внутренних факторов, конфликты у подростков могут быть обусловлены также внешними обстоятельствами. Отрицательный микроклимат в семье, затрудненные отношения с родителями, а также зависимость от виртуальной реальности и компьютерных игр могут усиливать конфликтность и напряженность подростковой среды. В образовательном процессе также наблюдается увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков, что приводит к накоплению эмоционального напряжения и возрастанию вспыльчивости.
Проблемой конфликтного поведения в подростковом возрасте занимались Проблемой конфликтного поведения подростков занимались такие ученые как В.И. Андреев, Н.В. Гришина, Н.В. Васильев, Н.П. Дедов, И.В. Дубровина, Т.В. Ковшечникова, Н.А. Козлов, М.М. Рыбаков и другие. Понятие «конфликтное поведение» исследовала Л. А. Петровская. Она определяет поведение такого типа как действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений [4], т. е. блокировать поведение, провоцирующее конфликт.
Конфликтное поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику. Характеризуя особенности конфликтов в подростковом возрасте, определимся с тем, какой возрастной период считать непосредственно подростковым.
В научной литературе рамки подросткового возраста определены как достаточно широкие: с 12 до 17 лет. Например, С. Холл ставил возрастные рамки подросткового периода от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет) [1]. Л. И. Божович в своих работах обозначает другие временные рамки подросткового возраста - 12-17 лет, при этом тоже выделяет две фазы: 12-15 лет и 15-17 лет. Э. Эриксон считал, что подростковый возраст начинается в 12-13 лет и заканчивается в 18-19 лет формированием эго-идентичности [1].
Одной из особенностей конфликтов у подростков являются наличие у них внутренних разногласий, борьбы за независимость как следствием протекания возрастного кризиса. Внутренний конфликт и кризис самостоятельности ведет к внутренним и внешним разногласиям, частым конфликтам [5].
Если явления внутреннего кризиса обостряются дисгармоничными взаимоотношениями в семье или в коллективе, конфликтность возрастает. Подросток борется за свою независимость от взрослых, за статус в группе сверстников. Отрицательный микроклимат в семьях ведёт к возникновению таких негативных проявлений школьника, как протестные и оппозиционные реакции, вспыльчивость, грубость, отчуждённость, неприязнь к другим подросткам. Всё это увеличивает частоту конфликтов, тормозит социализацию. Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых болезненных и частых столкновений в жизни ребенка. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении, суицидальным реакциям, проблемам социализации во взрослом возраст. Некоторые исследователи (О.В. Кербиков, А.Е. Личко, Г.Е. Сухарева, Я. А. Лупьян) считают, что проблемы социализации, в том числе конфликтость зависит от неправильного выбора типа воспитания: потворствующая гиперопека, гипоопека, подавляющая гиперопека [5].
Общая напряженность у подростков, обусловленная трудными взаимоотношениями с родителями, нередко приводит к конфликтам со сверстниками и учителями. Зависимость от виртуальной реальности, компьютерных игр, ухудшает коммуникативные навыки подростка, и усиливает общую напряженность, что, в свою очередь снижает фрустрационную толерантность, облегчает возникновение конфликта. Увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков в образовательном процессе, пагубное влияние Интернета и компьютерных игр, выступают факторами накопления высокого уровня эмоционального напряжения, на фоне которого возрастает вспыльчивость ребенка.
В подростковом возрасте на возникновение регулярного конфликтного поведения оказывают влияние такие факторы положение в группе сверстников и особенности личности. Это еще одна особенность конфликтов в подростковой среде. Стремление к высокому статусу в группе, соперничество является причиной возникновения неадекватного конфликтного поведения. А. А. Бодалев считает, что низкий социометрический статус подростка в референтной группе является основной причиной формирования внутреннего конфликта, отторжения себя [6]. Если у подростка отмечаются акцентуации, то его характер особенно влияет на конфликтное поведение. Противоречивая самооценка, высокий уровень тревожности, эмоциональные перепады, негативизм, упрямство, стремление стать независимым, самостоятельным и выраженность реакций протеста, оппозиции, открытое девиантное поведение могут часто порождать конфликтное поведение, препятствовать поиску конструктивного выхода из сложившихся трудных ситуаций. Подросток внутри себя ощущает противоречия, что является источником для изменения его представления о себе. Эти противоречия приводят к сильному недовольству собой и проявлению разных противоположных качеств. Он одновременно самонадеянный и неуверенный, грубый и чувствительный, развязный и робкий. Деструктивная сторона его личности всегда стремится увеличить и усугубить конфликт, при этом проявляется подозрительность и недоверие к окружающим, а также нарушение принятой этики общения. Большая часть подростков не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте, навыками саморегуляции. Поэтому в школе в учебно-воспитательный процесс при работе с подростками необходимо внедрять мероприятия нового вида по предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов [6]. Даже при наличии программ медиации, работы психолога, воспитательного отдела, проблема буллинга сохраняется в школах.
В школе конфликты происходят между всеми участниками учебного процесса: школьники, учителя, родители. Подростки конфликтуют не между собой индивидуально, но между группами (классами). Нередко встречается внутриличностный конфликт, который сопровождает суицидальными высказываниями, мыслями. Зная возрастные особенности подростков, учителя все же в процессе взаимодействия с учеником нередко игнорируют возрастные особенности ребенка, его индивидуальность, право на самостоятельность, применяют авторитарный стиль общения, не желая понять его точку зрения. Это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт. Внутриличностный конфликт может возникнуть у школьника при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.
Формирование адекватного поведения в конфликте в подростковом возрасте является одним из важнейших условий целостного развития личности ребенка, а также важным условием предотвращения получения серьезных психологических травм как результата воздействия подросткового буллинга.
Особенности конфликтов в подростковом возрасте связаны также с положением в группе сверстников и особенностями личности. Стремление к высокому статусу, соперничество могут быть причиной возникновения неадекватного конфликтного поведения. Низкий социометрический статус в референтной группе может вызывать внутренний конфликт и отторжение.
Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, которая связана со спецификой протекания данного возрастного периода.
В целом, конфликты у подростков являются сложной и многогранной проблемой, связанной с возрастным кризисом и поиском самоопределения. Они влияют на процесс социализации и могут иметь долгосрочные последствия для развития личности. Поэтому, исследование и понимание особенностей подростковых конфликтов является важной задачей для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с этой возрастной группой.
Список литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2010. - 378 с.
2. Бочарова Е.Е. Конфликтология / Е.Е. Бочарова. - Саратов: Наука, 2011. - 110 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008 - 544 с.
4. Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Смысл, 2017 - 687 с.
5. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - В 2 кн. Кн. 1. - М.: Владос, 2013. - 384 с.

Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.