На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Танцевально-двигательная терапия - эффективная технология социализации детей
Танцевально-двигательная терапия - эффективная технология социализации детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Харитонова Светлана Александровна канд. пед. наук, доцент Николаева Ксения Витальевна магистрант
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» г. Улан-Удэ, Республика Бурятия




Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) в последнее время стала очень популярным методом социализации и реабилитации, и используется специалистами различных областей современной науки. Как утверждает А. С. Щелканова «Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний человека. Поэтому танец представляет собой эффективное средство инкультуризации человека и одновременно является важным рычагом в формировании его идеалов, ценностей, внутреннего облика» [2].
Сегодня танцевально-двигательную терапию теоретики и практики применяют с разных позиций: как метод психотерапии (Садыкова Д.А., Бутон Б, Миронова С.П. и Васильева А.Е и др.), метод пис- хопрофилактики (Гиголаева Т.В., Нестеров А.Н., Перевозчикова Е.В., Руженская Е.В., Толстова С.Ю., Махов А.С и др.), метод социальной интеграции и личного роста (Бирюкова И.В.), как метод социальной, социально-психологической и коррекционной работы.


Специалисты выделяют три основных вида танцевально-двигательной терапии (таблица 1).

Таблица 1
Виды танцевально-двигательной терапии

Вид

Характеристика

Клиническая танцевально-двигательная терапия

Может использоваться как дополнительная терапия вместе с лекарственной. Наибольшего эффекта может достигать для пациентов, с нарушениями речи и проблемами в межличностных коммуникациях. Обычно проводится в клинических условиях и может длиться не один год

Танцевально-двигательная терапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия)

Имеет своей основой психоанализ, берущей свое начало в работах К.Г. Юнга и сторонников его школы. Данный вид направлен на решение вполне определенных задач и проблем пациентов. По данной методике специалист работает как индивидуально, так и с группой пациентов и требуется достаточно значительное время для достижения терапевтического эффекта

Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования

В данном случае танец позволяет усилить самооценку, освоить новые формы красивого движения, найти новое средство для выражения своих чувств и эмоций, прийти в хорошую физическую форму, наладить более эффективную коммуникацию (социализироваться) с другими людьми

Данная классификация во многом условна, но, она позволяет установить границы в работе психолога, социолога и педагога в рамках ТДТ.
В мире существует три основные школы танцевально-двигательной терапии: английская, американская и немецкая. Отечественный исследователь психологии ТДТ Т.А. Шкурко [1] изучает различия между ними и приходит к следующим выводам.
1. Основой немецкой школы ТДТ стала концепция Г. Аммона, которую он назвал «гуманистической структурологией» это прежде всего: импровизация танцора в которой он должен выразить свое внутреннее состояние; тело, душа и движения танцора должны звучать в унисон; при этом сам танец наблюдают зрители, которые должны выразить поддержку и одобрение танцору после исполнения им танца. Известный немецкий исследователь танцевальной терапии М. Бергер, так выразил данную концепцию ТДТ: «В ней постоянно взаимодействуют сознательное и бессознательное, индивидуальное и групповое, мужское и женское, болезнь и здоровье».
2. В американском и английском направлении танцевально-двигательной терапии можно выделить два основных направления: «интерпретирующая психодинамика» и «не интерпретирующая
психодинамика». В основе первого направления лежит изучение сознательного и бессознательного в психике индивида, которое должно быть продемонстрировано в танце. Основу «интерпретирующей психодинамики» танцевально-двигательной терапии (в американской модели) представляют «двигательные ассоциации», задачей которых признается отражение внутренних эмоций.
3. Отличием ТДТ в Британии считается ее «неинтерпретирующий характер танца». И это является базовым отличием британской танцевально-двигательной терапии от американской. Британская интерпретация ТДТ не отрицает полностью наличие такой связи между движением и внутренними эмоциями, но она говорит, что связь это не явная и часто неоднозначная. При рефлексии пациентов на психотерапевтических сеансах психолог не связывает психическую и эмоциональную экспрессию пациента с его двигательной и танцевальной активностью. Такой связью психолог считает «пояснительные комментарии к танцу» (т.е. здесь нужна более глубокая расшифровка активности пациента).
Можно сказать, что отличия между разными направлениями танцевально-двигательной терапии основаны на том, что по-разному расставлены приоритеты у модераторов, проводящих сеанс ТДТ, по-разному используются подходы: психоаналитические теории, и психодинамическая терапия, элементы поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии и пр.
Рассматривая ТДТ как одну из технологий социализации детей, мы провели пилотажное исследование в «Заиграевском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», расположенного в с. Новая Брянь Республики Бурятия. Центр оказывает услуги по психолого- медико-педагогической реабилитации детей, содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и др. В центре находятся 235 детей, есть дети с задержкой психического развития и ДЦП.
Мы проводили тренинг с применением технологии ТДТ, используя упражнения, разработанные С. Песецки, А. М. А. Бебик, И. В. Бирюковой, Гиршон, И. Бартеми, и др. данные упражнения были направлены на снятие страхов, эмоционального напряжения, выражения своих эмоций, развитие эмоциональной сферы, исследования реакций своего тела и его действий. В тренинге участвовали 20 детей (из них 6 человек с ЗПР), продолжительность тренинга составила 6 дней (9 часов).
Весь тренинг мы разделили на блоки (рис. 1).

тдт


Оценка результатов тренинга проводилась методами наблюдения за несовершеннолетними и интервью, как с участниками, так и с работниками центра. По результатам проведения тренинга можно сказать, что уровень тревожности у детей стал заметно ниже, эмоциональное состояние стабилизировалось, дети стали больше общаться, меньше конфликтовать и лучше себя контролировать. На основе данных результатов можно сделать вывод, что танцевально-двигательная терапия оказывает положительное влияние на детей, и является одной из эффективных технологий социализации. Полученные результаты помогут в дальнейшем выстроить траекторию работы по применению ТДТ в процессе социализации не только здоровых детей, но и детей с различными нозологиями.
Список литературы
1. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивные методы в психологической практике / Т.А. Шкурко
2. Щелканова А.С. Основные направления танцедвигательной терапии / А.С. Щелканова. - С. 173
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.