На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование мыслительных операции у старших дошкольников
Формирование мыслительных операции у старших дошкольников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Белоусова Ольга Владимировна воспитатель Мусина Азалия Азатовна воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа №962» г. Москва

Создание мыслительной активности у старших дошкольников - одна из важных задач в психолого-педагогическом поле. Решение этой задачи касается современной дошкольной образовательной системы, которая является одним из основных способов формирования мыслительных процессов у детей и влияет на их личностное развитие и готовность к школьному обучению.


Система дошкольного образования представляет собой цельную структуру, которая индивидуализирует путь каждого ребенка и его образовательный маршрут. Она отличается открытостью, гибкостью, вариативностью и динамизмом. Опыт работы дошкольных учреждений показывает, что они имеют большой потенциал для самореализации детей в различных видах деятельности, определяют специфику их личностного развития и готовность к школе. В процессе обучения в дошкольных учреждениях дети учатся работать в коллективе, овладевают правилами поведения в группе, принципами общения с взрослыми и развивают навыки совместной деятельности с ровесниками. Здесь проводятся занятия во всех областях образования: знакомство с окружающим миром, развитие речи, музыкальное воспитание, изобразительная и конструктивная деятельность, развитие математических представлений и физкультура. Однако в настоящее время по разным причинам значительное количество детей не посещает дошкольные учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует, что на этапе подготовки ребёнка вопросы развития мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения как психологической основы универсальных логических учебных действий в дальнейшем в младшем школьном возрасте.
Для примера приведем разработанный согласно ФГОС ДО Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетовой, Т.А. Руновой учебно-методический комплекс «Дошкольная академия» [1]. Одной из главных линий данной программы является формирование интеллектуальной основы готовности к обучению, которая заключается в развитии надпредметных мыслительных навыков, т.е. основных интеллектуальных операций, которые могут обеспечить успешность обучения ребенка.
С опорой на исследования вышеуказанных авторов общая последовательность развития метапредметных мыслительных навыков представлено следующим образом: анализ ^ синтез ^ сравнение ^ классификация. Каждый этап создаёт психологическую основу для следующего этапа. Так, анализ и синтез - это платформа для развития сравнения, а на котором базируется классификация. Классификация создаёт платформу для формирования обобщения. При этом действия, сформированные на предыдущих этапах, включаются как компоненты операций более сложного уровня.
Операция анализа является начальной для формирования метапредметных мыслительных действий - это способность вычленить в объекте его свойства, признаки, качества, состояния. Сначала операция формируется на уровне восприятия, т.е. анализируется реально представляемый дошкольникам знакомый простой предмет. Дети начинают видеть привычный объект по-новому, иногда с необычной стороны, что создаёт основу для развития центрального новообразования будущего первоклассника - теоретического анализа.
Ориентируясь на индивидуальные способности детей, воспитатель может усложнять действия, переводя анализ из сферы восприятия в сферу представлений. Здесь реальные предметы не предлагаются и анализ проводится на уровне образов и представлений из долговременной памяти «Представьте собаку и назовите как можно больше её признаков» (большая, злая, у неё четыре лапы, нет хвоста, гладкая шерсть, черная и пр.). В конце формирования операции анализа детей просят назвать свойства, выходящие из зоны восприятия - понятия (домашнее животное, хищник).
Развитие операции анализа необходимо проводить параллельно с противоположенной для него операцией - синтезом - объединение разрозненных признаков и качеств в целостный образ или понятие.
Для этого детям предлагаются игровые задания по определению объекта по названным признакам в их комплексе: дошкольникам предлагается самим придумать «загадку»: сначала представить предмет, описать его характерные признаки и загадать «загадку» сверстникам. Остальные воспитанника отгадывают предмет по описанию.
Следующим шагом является обучению действию сравнения - выявления сходства либо различия между характеристиками предмета или явления. Зачастую дети старшего дошкольного возраста при сравнении предметов видят только их различия. Верным алгоритм сравнения считается, когда выделяются не только лишь различия, но и сходства предметов.
Проводится подготовка к введению операции сравнения: сопоставление объектов по заданному признаку; изменение отдельных признаков объектов и др.
Сначала сравнивают реальные предметы, на уровне всех видов восприятия. Принципом усложнения является переход от сравнения реально предъявляемых предметов к сравнению на основе представлений и понятий. Нужно отметить, что при завершении данной серии занятий работа с действием сравнения не заканчивается, а выполняется на отвлечённых, абстрактных, сложных для дошкольников объектах. Например, при работе со звуковыми схемами слов воспитатель спрашивает: какой признак является общим у всех схем (мягкий согласный, отмеченный зеленым цветом, в середине слова),
а по какому признаку они различаются (в одной звуковой схеме гласный, отмеченный красным цветом, в начале слова, а в другой - в конце). В данном случае операция сравнения отрабатывается и на уровне слухового восприятия.
Дети по заданию воспитателя сравнивают природные явления и деятельность людей в разные сезоны, внешний облик и особенности поведения животных зимой и летом, повадки домашних и диких животных и т.д. [3].
Необходимо отметить, что данная работа требует и специфических профессиональных компетенций воспитателя. Это достаточный либо высокий уровень развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности, которая позволяет ему осознавать идею интеллектуального развития ребёнка как особую профессиональную ценность [2].
Завершая изложение, хочется отметить, что на этапе подготовки к школе в старшем дошкольном возрасте задача формирования психологических основ универсальных логико-когнитивных операций не исчерпывается только лишь развитием действий анализа, синтеза и сравнения. Дальнейшая работа заключается в формировании операций классификации и обобщения. Для их развития с детьми можно использовать следующие дидактические игры: «Круги Эйлера», «Четвертый лишний», «Логический поезд», разнообразные игры с использование блоков Дьенеша и т. д. Дошкольники 5-7 лет еще не могут в полном объеме овладеть приемами обобщения и классификации. Но даже первые простейшие попытки играют важную роль в развитии познавательной деятельности детей-дошкольников: упорядочивают в систему имеющиеся знания, развивают логического мышления.
Все мыслительные операции взаимосвязаны, поэтому полноценное их формирование возможно только в комплексе. Только совместное их развитие способствует развитию абстрактного отвлеченного логического мышления в целом. Старшие дошкольники с достаточно развитым словесно-логическим мышлением легко и быстро усваивают новый материал, понимают логику рассуждений и сами способны логично и грамотно рассуждать, умеют оперировать словами, подводить итоги и делать самостоятельные выводы, устанавливать простые закономерности и причинно-следственные связи, а также легко адаптируются к новым условиям в целом.
Список литературы
1. Гуцу Е.Г. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения у дошкольников на этапе подготовки к школе / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, Т.А. Рунова // Школьные технологии. - 2019. - №6. - С. 46-52.  
2. Сорокоумова С.Н. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации / Е.Г. Гуцу, С.Н. Сорокоумова // Приволжский научный журнал. - 2014. - №4. - С. 305-309.
3. Ханова Т.Г. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе / Т.Г. Ханова, М.В. Бывшева, Е.Е. Демидова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. №2 (23). - С. 11.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.