Ткаченко Ирина Валериевна д-р психол. наук, профессор Пурышева Ульяна Витальевна магистрант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Агрессия (от латинского «аgгеssiо» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [1].
А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия», «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия - это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [2, с. 218]. Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» [2, с. 218]. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. Агрессивное поведение у детей является одной из важных проблем, с которой сталкиваются многие родители, педагоги и специалисты в области психологии. Дети в возрасте от 7 до 10 лет находятся в переходном периоде своего развития, когда они начинают проявлять более сложные формы поведения. В этой статье мы рассмотрим причины агрессивного поведения детей в этом возрасте и возможные пути решения этой проблемы. Важность семьи и школы как института воспитания обусловлена тем, что здесь ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Здесь закладываются основы личности ребенка. Поэтому, по нашему мнению, важно рассмотреть причины деструктивного поведения и предупредить их последствия.
Причина 1: недостаток навыков эмоциональной регуляции. Дети в возрасте от 7 до 10 лет только начинают учиться управлять своими эмоциями и регулировать их выражение. Они могут испытывать сильные эмоции, такие как гнев, разочарование или ревность, но не знают, как должны адекватно реагировать на них. В результате, они могут проявлять агрессию в отношении других людей. По нашему мнению, детям необходимо помогать формировать умение распознавать свои чувства и выбирать подходящие способы реагирования на них. Для этого можно использовать следующие методы: - обсуждение чувств. Проговорите с ребенком о том, что он испытывает в данный момент. Отразите его состояние, «похоже, что ты злишься из-за того, что у тебя не получается ...»; - упражнения на дыхание. Научите ребенка правильно дышать, чтобы снять напряжение и успокоится. Можно использовать простое упражнение «квадрат дыхания»; - физические упражнения. Занимайтесь спортом или играйте в активные игры вместе с ребенком, чтобы он мог выпустить свою энергию и избавиться от негативных эмоций.
Причина 2: влияние окружения. Окружение играет важную роль в формировании поведения детей, включая агрессивное поведение. Исследования показывают, что факторы окружающей среды могут оказывать значительное влияние на уровень агрессии у детей. Один из основных факторов, влияющих на агрессию у детей, - это семья. Если в семье присутствует насилие или конфликтные отношения между родителями, это может привести к повышенному уровню агрессии у детей. Также важно отметить, что воспитание и общение родителей с детьми также имеют большое значение. Например, если родители используют физическое наказание или поощряют агрессивное поведение, это может способствовать развитию агрессивного поведения у детей. Кроме того, окружение вне дома также может оказывать влияние на уровень агрессии у детей. Например, социальная среда, в которой находится ребенок (школа, друзья), может иметь значительное влияние на его поведение. Если в школе есть проблемы с дисциплиной или буллингом, это может способствовать развитию агрессивного поведения у детей. Также стоит упомянуть о медиа-восприятии. Дети часто смотрят фильмы и играют в компьютерные игры, где присутствуют сцены насилия. Это может привести к тому, что дети начинают воспринимать насилие как нормальное явление и проявлять агрессивное поведение. В целом, окружение имеет большое значение для формирования поведения детей, включая агрессивное поведение. Поэтому очень важно создавать благоприятную среду для детей, которая поможет им развиваться гармонично и безопасно.
Причина 3: отсутствие коммуникационных навыков. Дети в возрасте от 7 до 10 лет только начинают активно развивать свои коммуникационные навыки. Они могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств словами, поэтому могут прибегать к агрессии, чтобы привлечь внимание или достичь своих целей. Недостаток навыков общения может привести к конфликтам с другими детьми или взрослыми. Коммуникативные навыки - это умения человека общаться с другими людьми. Для их развития у младших школьников полезны следующие упражнения. 1. «Интервью». Ребёнок выбирает себе интервьюера (это может быть одноклассник, учитель, родитель) и задаёт ему вопросы о его жизни, интересах, увлечениях. Интервьюер отвечает на вопросы ребёнка. После этого они меняются ролями. 2. «Сочиняем сказку». Участники делятся на две команды. Первая команда придумывает начало сказки, вторая - её продолжение. Затем команды снова меняются ролями. В конце все вместе обсуждают получившуюся сказку. 3. «Моя любимая игрушка». Каждый ребёнок рассказывает о своей любимой игрушке, почему она ему нравится, какие эмоции вызывает. Другие дети слушают рассказ и задают вопросы.
Причина 4: недостаток внимания и заботы. Дети в возрасте от 7 до 10 лет нуждаются во внимании и заботе взрослых. Если они не получают достаточного количества положительного внимания и поддержки, они могут начать проявлять агрессию, чтобы привлечь внимание к себе. Недостаток внимания может возникать из-за занятости родителей или недостатка понимания и сознательности взрослых. Известно, что любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в направлениях: - информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) - обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью. Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь школьного психолога. Кроме этого, для родителей, агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога или в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту. Проводя регулярные мероприятия по профилактике причин агрессивного поведения учащихся в младшей школе, мы сможем уменьшить случаи проявления агрессии в средней и старшей школе. Родители, педагоги и специалисты в области психологии должны работать вместе, чтобы помочь детям развивать эти навыки и создавать поддерживающую и любящую среду, которая способствует их позитивному росту и развитию.
Список литературы 1. Психологический словарь. - 1997. 2. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 3. Лютова К.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / К.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2005.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе: семейные традиции и инновации : сборник материалов III Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2024 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2024. - 220 с. |