На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические аспекты формирования нравственных ценностей у младших школьников
Психологические аспекты формирования нравственных ценностей у младших школьников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Крючкова Оксана Вячеславовна магистрант Научный руководитель Дормидонтов Роман Александрович канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область
Проблема воспитания подрастающего поколения остается актуальной в обществе на протяжении всего его развития. Формирование нравственных ценностей с детства является ключевым аспектом развития современного общества. В условиях современного информационного общества сложно формировать ценности у подрастающего поколения из-за смены тенденций. Требования общества, которые являются социально необходимыми, должны стать внутренней мотивацией для каждого ребенка. Следовательно, важно помочь детям уже в младшем школьном возрасте ориентироваться в сложном социальном мире и иметь установленные нравственные ценности.


Нравственные ценности выполняют функции нормы и контроля: с одной стороны, они мотивируют ученика соблюдать установленные правила поведения, а с другой - помогают осознать себя как свободного, совестливого и ответственного человека.
Обычно, начиная с момента обучения в школе, учитель знакомит ребенка с новыми правилами поведения в классе, школьном коллективе и на улице. Соблюдение правил оценивается одобрением от взрослых, в то время как нарушения вызывают осуждение и становятся задачей, с которой педагогам нужно справиться. Однако ценности не являются нормами или правилами. Они представляют собой субъективные смыслы жизни, которые переживаются и осознаются как цель существования, а также как наиболее привлекательные средства достижения своих целей. Исследователи считают, что в структуре личности нравственные ценности, наряду с биологическими потребностями, являются источниками мотивации [1; 3].
Г.П. Овсянникова считает, что внутреннее состояние ученика является ключевым элементом его личностного развития, формирующимся на протяжении всего дошкольного возраста и завершаемым к его окончанию. Ученик начальной школы начинает осознавать свое социальное «Я». Это новое ощущение порождает желание занять новое положение в системе общественных отношений и осуществлять новые важные для общества действия. Поэтому развитие нравственных ценностей обусловлено деятельностью, которой занимается ребенок. Здесь важную роль играет натура взаимоотношений, формирующихся между данным ребенком и обществом, его компонентами и отдельными людьми [1].
В младшем школьном возрасте человек впервые осознает себя как возможного создателя собственного пути жизни, уточняет личностные границы внутри коллективного существования с другими людьми, а также проявляет свободное и ответственное отношение к себе и окружающим.
Г.П. Ивановой и М.В. Курановой выделены основные показатели развития моральных ценностей у школьников. Среди них можно выделить когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационный и поведенческий аспекты [1; 2].
Е.В. Михайлова обозначает компоненты оценки развития нравственных ценностей у школьников. Когнитивный аспект включает в себя осведомленность и понимание значения универсальных духовно-нравственных ценностей и выражается в их приоритетном выборе.
Оценочно-эмоциональный критерий отражается в форме установок, выражающих отношение к нравственным ценностям, эмоциональном оттенке нравственных представлений, и глубине чувственных реакций.
Мотивационный критерий определяется нравственными потребностями и мотивами. Поведенческий критерий характеризуется собственными оценочными установками и устойчивым поведением, ориентированным на установленные нормы [3].
Характерными для детей младшего школьного возраста являются следующие психологические новообразования: осознание умения самостоятельно регулировать психомоторную и интеллектуальную деятельность; способность действовать во внутренней организации; повышенная рефлексия в качестве средства расширения осознанной, целенаправленной учебной работы; обучение социальным аспектам, таким как сознательные отношения к совместному общению, совместной деятельности и укрепление уверенности в себе.
Важное влияние на развитие у младших школьников системы саморегуляции и нравственных ценностей оказывает механизм рефлексии, который включает в себя осознание личными поступков и состояний.
Ребенок усваивает многие ценности и нормы поведения через механизм идентификации, т.е. путем отождествления с собой других людей. В общих чертах процесс формирования личностных ценностей у младших школьников можно объяснить через понятия интериоризации и социализации.
Во-первых, процесс усвоения ценностей социальных групп и их превращение в личностные ценности можно охарактеризовать как переход от ценностей коллективов к индивидуальным ценностям. Этот процесс, который переносит ценности из социальной внешности во внутренний мир личности, обычно описывается термином «интериоризация».
Во-вторых, происходит переход от установившейся структуры индивидуальной мотивации, зависящей исключительно от потребностей (внутренних, биологических), к структуре, где ключевую роль играют ценности внутренние (социальные). Этот процесс известен как социализация.
У детей данного возраста существует собственная система потребностей. Она включает в себя как общечеловеческие потребности (физиологические, духовные, коммуникативные и др.), так и те, что особенно выражены в детстве (чувство защищенности, стремление к успеху, желание получать разнообразные впечатления, играть и др.).
Е.В. Михайлова отмечает, что одна из основных потребностей детства - стремление к взрослению - у младших школьников проявляется как желание стать хорошим учеником и получить признание именно за успехи в учебе [3]. Поэтому еще одним важным аспектом в развитии ценностей является соотношение между ожиданиями и фактическими результатами. Если цель не была достигнута, ребенок может испытать неудачу и либо уменьшить ожидания, либо предпринять новые попытки для поддержания прежнего уровня.
Мотивы играют двойную роль в процессе формирования нравственных ценностей у младших школьников. С одной стороны, они стимулируют и ориентируют действия, а с другой, придают действиям личностный и субъективный смысл. Таким образом, активация тех или иных мотивов способствует возникновению и укреплению у младших школьников отношений, например, к реальным обстоятельствам, что, в свою очередь, содействует развитию нравственных ценностей. При определенных условиях в процессе развития мотивационной сферы ребенка происходит изменение иерархии мотивов, их подчинение - некоторые мотивы становятся главными, в то время как другие становятся второстепенными. Новые мотивы деятельности и поведения формируются через процесс смещения мотивации на достижение конкретной цели. Этот сдвиг возникает из-за того, что результаты наших действий и поступков часто оказываются более значимыми и обширными, чем исходные цели, установленные личностью, что способствует возникновению иных мотивов для продолжения действий.
Г.П. Иванова отмечает, что в области психолого-педагогических исследований выявлены определенные закономерности, которые описывают процесс формирования ценностей у детей [1]. Среди этих закономерностей можно выделить зависимость формирования младшими школьниками нравственных ценностей от различных объективных факторов, прежде всего от семейных обстоятельств (структуры семьи, уровня образования родителей и их профессиональной деятельности), а также от факторов, таких как место проживания, академическая успеваемость и тип образовательного учреждения.
Также доказано, что формирование нравственных ценностей зависит от субъективных факторов, таких как характер потребностей и желаний детей, их эмоциональное состояние, а также от обнаружения и учета наиболее значимых качеств личности педагогом, активизации значимых ценностей у детей класса.
Из сказанного можно сделать вывод, что общение и деятельность являются методами, которые помогают ученику усвоить ценности других людей и сформировать свое представление о мире. Одним из важных изменений в психологии ребенка этого возраста является внутреннее осознание и принятие младшим школьником своей социальной роли в сочетании с обобщением собственных чувств. Это позволяет перейти от признания общественных ценностей к их внутреннему принятию и индивидуализации.
Одна из ключевых потребностей - стремление стать хорошим учеником - вместе с ориентацией на выполнение общественно признанных действий, на оценку окружающих и осознание своей важности для других как равноправного участника общества, являются основой для развития потребностей, переходя от физиологических потребностей к социально-нравственным ценностям.
Вместе с упомянутыми выше, актуальными могут быть следующие механизмы, такие как свободное подражание и идентификация, которые способствуют удержанию общественных стандартов и норм поведения, а также позволяют детям усваивать и выбирать ценности. Процесс рефлексии у детей младшего школьного возраста представляет собой изменение восприятия внешних взаимоотношений на внутренние и важные для самого себя, то есть формирование личностных ценностей.
При формировании нравственных ценностей в этом возрасте наблюдаются общие закономерности воспитания, а также особенности, включая влияние факторов, таких как семейная обстановка и накопленный опыт социальных отношений ребенка. В научных источниках логика данного процесса включает в себя последовательные шаги: поиск, оценка, выбор и претворение (или воплощение ценности в совместной деятельности), и предполагает развитие потребностно-мотивационного компонента в сочетании с интеллектуально-эмоциональным (оценочным) и поведенческим-волевым.
Таким образом, младший школьный возраст представляет собой важный период для формирования нравственных ценностей из-за уникальных особенностей и новообразований, таких как разделение между реальным «Я» и идеальным «Я», различение внутренней и внешней сторон личности ребенка, осознание своего социального «Я», что порождает основную потребность «становиться взрослым». Важно осознавать, что ценностное отношение ребенка к окружающему миру формируется тогда, когда личностный смысл ценности проявляется через опыт ребенка, где ценность впервые приобретает конкретное содержание.
Список литературы
1. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: монография / Г.П. Иванова; Моск. гуманитар.-соц. акад. - М.: Социум, 2001. - 159 с.
2. Куранова М.В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук / М.В. Куранова. - М., 1999. - 27 с.
3. Михайлова Е.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Михайлова. - М., 2007. - 47 с.
4. Утёмов В.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников / В.В. Утёмов, А.А. Климова // Концепт. - 2017. - Т. 29. - С. 180-184.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.