На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Родительские компетенции в аспекте сопровождения семьи особого ребенка
Родительские компетенции в аспекте сопровождения семьи особого ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Попова Елена Васильевна студентка Научный руководитель Шалагинова Ксения Сергеевна канд. психол. наук, доцент, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область



В наши дни наблюдается рост числа детей, сталкивающихся с разнообразными проблемами развития. Родительский путь в таких случаях требует особой мудрости и готовности принять уникальные условия развития ребенка внутри семьи. Это не просто желание помочь, но и необходимость в том, чтобы родители предпринимали сознательные усилия для уменьшения или преодоления существующих нарушений у их детей.
Исследователи активно ищут стратегии и методы, чтобы помочь детям с особыми потребностями интегрироваться в социальную среду и адаптироваться к жизни в различных общественных группах. Самой продуктивной, с точки зрения методической подготовки, является область реабилитации. В соответствии с определением, данном Всемирной организацией здравоохранения, реабилитация представляет собой комплексный процесс, включающий медицинские, социальные, образовательные и профессиональные меры, направленные на максимальное возможное восстановление функциональности и самостоятельности лица с инвалидностью.
Семья играет ключевую роль в процессе социально-культурного включения детей с ограниченными возможностями, обеспечивая необходимую стимуляцию для их социализации, вхождения в культурное пространство и интеграции. Дети, сталкивающиеся с ограничениями в здоровье, испытывают трудности в общении и преодолевают физические и моральные препятствия; в условиях гармоничных семейных отношений они находят необходимую поддержку и опору. Семья становится для них фундаментом, с которого они начинают свой путь к самоопределению в обществе. Тем не менее, в специализированных исследованиях недостаточно внимания уделяется изучению условий, инструментов и методов взаимодействия с семьей в качестве идеальной среды для развития личностных характеристик, способствующих социально-культурной адаптации детей с особыми потребностями.
Финансовые затруднения и психологический стресс, с которыми сталкиваются семьи, порождают сложности, связанные с воспитанием. Это особенно заметно, когда родители, столкнувшиеся с сомнениями в своих воспитательных способностях, теряют авторитет и пример для подражания в глазах своих детей. В результате, во многих семьях воспитательный процесс сужается до базовых аспектов ухода за ребенком, таких как кормление, одевание и применение дисциплинарных мер. Эта тенденция особенно заметна в семьях, где родители уже испытывают повышенное психологическое давление из- за воспитания ребенка с ОВЗ.
Ученые выделяют некоторые типичные ошибки родителей особенных детей.
Многие родители склонны избегать открытых разговоров о проблемах своих детей, что может привести к отсутствию необходимой профессиональной поддержки для ребенка.
Отмечается, что такое поведение может быть продиктовано желанием защитить ребенка от излишних споров, издевательств со стороны одноклассников и несправедливого отношения учителей. Однако, не осознавая этого, родители, действуя под влиянием своих опасений, фактически ухудшают положение. В результате, когда ребенок не получает адекватного внимания и специализированной поддержки, ему становится труднее прогрессировать в своем развитии.
Родители, осведомленные о наличии государственных учреждений и частных организаций, предоставляющих коррекционные и психологические услуги для детей с особыми потребностями, иногда сталкиваются с трудностями при попытке вовлечь своего ребенка в программы, которые предлагают эти учреждения. Частные занятия, к сожалению, не всегда доступны каждой семье. Когда родители находят возможность для таких занятий, они не всегда придерживаются советов специалистов.
Это порой проявляется в том, что дети не выполняют задания дома, потому что родители не придают должного значения домашней работе, полагая, что занятия вне дома уже достаточны. Иногда, столкнувшись с неудачами ребенка в выполнении упражнений, родители поддаются желанию взять ситуацию в свои руки и выполнить задание за ребенка. Однако они не всегда осознают, что таким образом они лишают своего ребенка возможности самостоятельно учиться и развиваться.
Множество исследований в области психологии и педагогики единодушно указывают на одну ключевую деталь в процессе становления личности у детей с особенностями здоровья: их развитие напрямую зависит от тесного сотрудничества между родителями и специалистами. Эффективное взаимодействие с семьёй ребёнка является фундаментом, на котором строится удачная коррекционноразвивающая работа.
Напряженная атмосфера в семье может усиливать проблемы, связанные с социальным и индивидуальным развитием детей, нуждающихся в особом уходе. Постоянные конфликты, непоследовательность в методах воспитания и неоднозначность в ожиданиях по отношению к ребенку могут отрицательно сказаться на прогрессе в развитии таких детей, увеличивая проявления уже существующих трудностей.
Развитие психолого-педагогических компетенций среди родителей представляется одним из ключевых решений в сложившейся обстановке. Наличие таких компетенций у родителей становится фундаментом для сбалансированного психического развития детей, как в рамках семейной среды, так и во внешнем мире.
В настоящее время понятие педагогической и психологической компетенции в различных источниках трактуется по-разному. Нам в большей степени импонирует следующее определение компетентного родителя:
«Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что, если не помогает одно, надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться».
Среди родительских компетенций исследователями выделяются: умение устанавливать доверительный контакт с ребенком, способность чувствовать состояние своего ребенка, умение и готовность понимать его поведение, способность определять и использовать адекватные конкретной ситуации методы семейного воспитания, уверенность в себе и своих действиях.
Абилитационная компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, включает в себя следующие компетенции: педагогическую, психологическую, социальную, правовую. Абилитационная компетентность позволяет родителям осуществлять не только уход за ребёнком, но и эффективно выстраивать процесс его развития, проводить коррекционные мероприятия с учётом особенностей его здоровья, возрастных особенностей и особенностей его личности.
Формирование психолого-педагогической компетентности подкрепляется множеством ресурсов: книги и руководства для родителей, образовательные телепрограммы, журналы и просветительские инициативы вносят свой вклад в этот процесс. Тем не менее, приобретение знаний требует внимательного отбора информации, пропуская через фильтры критического мышления и отвергая ненадежные данные. Родителям важно учитывать не только популярные тенденции среди других родителей, но и прислушиваться к собственным предчувствиям и опыту. В идеале, процесс воспитания детей должен сопровождаться рекомендациями квалифицированных специалистов, таких как психологи, дефектологи и логопеды. Эффективный способ обеспечения такой поддержки - организация консультаций и образовательных вебинаров для родителей.
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психол. основы: учеб. пособ. / Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2003.
2. Иванов И.А. Формирование представлений о родительской компетентности / И.А. Иванов. - М.: Просвещение, 2002. - 130 с.
3. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема / Л.С. Богачева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.