На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Консультационная служба как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в социализации обучающихся с ОВЗ
Консультационная служба как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в социализации обучающихся с ОВЗ
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Никитина Анастасия Алексеевна аспирант, директор ГБУ «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Оренбургской области» г. Оренбург, Оренбургская область




В современном мире мы отмечаем несомненный прирост количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ). По данным Росстата в 2025 году их число составляло 15 тысяч, в 2020 году - 87 тысяч обучающихся [4].
Но первоочередное внимание стоит уделять не просто цифрам, а именно качественным показателям, которые мы хотим достигнуть в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
У обучающихся с ОВЗ отмечаются значительные трудности при включении в образовательный процесс: низкий уровень адаптации и самостоятельности к учебным навыкам, трудности при освоении образовательной программы, нарушение коммуникации и др.
Социализация один из основных этапов включения ребенка с ОВЗ в инклюзивный образовательный процесс.
Одним из приоритетных направлений в социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями является процесс взаимодействия педагогов и родителей.
Только путем выстраивания благоприятного включения ребенка с ОВЗ в процесс инклюзивного образования социализация будет носить положительный характер.
В настоящее время разработано большое количество форм взаимодействия педагогов и родителей в образовательной организации. В соответствии со статьей 64 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации для оказания помощи родителям создаются консультационные центры [5].
Консультационная служба - это также одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в образовательной организации. Изначально на этапе создания таких служб ее основной задачей было оказание помощи родителям, чьи дети находятся на семейной форме образования. Однако из-за высокой потребности в получении такой помощи других родителей (законных представителей) они стали создаваться во всех образовательных организация, вне зависимости от того, как обучается их ребенок.
На территории Оренбургской области также функционируют консультационные службы: 243 на базе дошкольных образовательных организациях, 536 на базе общеобразовательных организациях, а также шесть на базе иных организациях (чаще всего на базе организаций системы дополнительного образования).
Основной целью таких служб является оказание методической, психолого-педагогической и диагностической помощи родителям (законным представителям).
С 2019 года на территории государства реализуется федеральный проект «Образование», где в свою очередь был проект «Поддержка семей, имеющих детей», но с 2021 года показатель данного проекта обозначился в проекте «Современная школа». Суть показателя заключается в оказании всесторонней помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, которые хотят принять на воспитание в свои семьи детей.
С 2021 года также Министерством Просвещения Российской Федерации проводит ежегодный конкурсный отбор заявок на предоставление гранта в виде субсидии юридическим лицам на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям или законным представителям детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в 2021 году организации Оренбургской области получили поддержку в рамках данного конкурсного отбора: ФГБОУ ВО «ОГПУ».
В 2022 году помощь родителям в рамках данного конкурса оказывали следующие организации: ФГБОУ ВО «ОГПУ», АНО «Центр практической психологии г. Орска», ГАПОУ «Ташлинский политехнический техникум».
Помощь в 2023 году оказывали: АНО «Центр практической психологии г. Орска», МАУ «Импульс-центр» г. Оренбурга, ФГБОУ ВО «ОГПУ».
В 2024 году победителями конкурсного отбора стали: ГБУ Центральная ПМПК, Г АПОУ «Педагогический колледж г. Орска», АНО «Центр практической психологии г. Орска», МАУ «Импульсцентр» г. Оренбурга, ФГБОУ ВО «ОГПУ».
Так, дополнительно в рамках исполнения Постановления Правительства Оренбургской области №724 от 15.11.2018 года с 2019 года «О создании консультационного центра психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних» на базе ГБУ Центральная ПМПК был создан консультационный центр «Мы вместе» [1].
В 2023 году было проанализирована деятельность государственного бюджетного учреждения «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Оренбургской области» и было принято решение учувствовать в грантовом конкурсе. Основной категорией граждан консультационной службы была заявлена категория родителей, обучающихся с ОВЗ. В 2024 году проект ГБУ Центральная ПМПК «Люби Уникальных» был поддержан и реализуется на территории Оренбургской области [2].
В процессе реализации проекта будет оказана помощь 10 000 родителям (законным представителям), также будет проведено 12 практических мероприятий с целью повышения родительской компетентности по вопросам обучения, воспитания и развития детей: семинар - практикум «Коррекция негативных психических состояний школьников с ОВЗ», практикум «Подготовка обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов к сдаче ГВЭ», выездной тренинг «Знаете ли вы своего ребенка?», семинар-практикум с элементами тренинга «Как помочь ребенку в условиях адаптации?», семинар-практикум «Специфика общения с гиперактивными детьми», тренинг для родителей детей с ОВЗ «Будьте счастливы вместе», семинар - практикум с элементами тренинга для родителей детей младшего школьного возраста «Обучаем, играя», тренинг «Я и мой ребенок: поиски взаимопонимания», семинар - практикум «Как помочь ребенку с ОВЗ и ребенку-инвалиду стать успешным?», семинар «Секреты здоровья детей раннего возраста», круглый стол «Как формировать родительский авторитет», семинар - практикум с элементами тренинга «Конфликты и пути их решения».

Запланированы выездные консультации в отдаленные сельские районы, где специалистов коррекционного профиля отмечается малое количество.
В рамках консультационной службы «Люби Уникальных» работают 6 консультантов: три педагога-психолога, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог.
В рамках деятельности ГБУ Центральная ПМПК также осуществляется методическая поддержка педагогов системы инклюзивного образования.
В процессе проведения практических мероприятий мы планируем включать как педагогов, так и родителей (законных представителей). Так как совместно выстроенная работа по вопросу социализации, обучающихся приведет к положительному результату. Также для педагогов запланировано проведение супервизий с психологом проекта, на котором будут рассматриваться проблемные ситуации и способы их разрешения.
Включение в проект родителей запланировано как обучающихся с ОВЗ, так и нормотипичных детей.
Посредством данного взаимодействия мы планируем, что процесс социализации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет носить благоприятный характер и будет иметь следующие особенности: дети приобретут новые коммуникативные навыки, которые позволяют успешно адаптироваться в социуме, дети научатся адекватно оценивать свои знания, умения и навыки (развитие самокритичности), развитие адекватных связей в обществе и др. [3].
Таким образом, подводя итог статьи, стоит отметить, что в системе образования Оренбургской области существуют разнообразные формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе социализации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Однако, можем полагать, что консультационная служба приводит к значительным качественным изменениям.

Список литературы

1. Постановление Правительства Оренбургской области №724 от 15.11.2018 года «О создании консультационного центра психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних».
2. Приказ Минпросвещения России от 22 сентября 2023 г. №711 «Об утверждении перечня юридических лиц - победителей конкурсного отбора на предоставление в 2024 году из федерального бюджета грантов в форме субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
3. Самоукова С.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования / С.А. Самоукова // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С. 338-342 [Электронный ресурс].
4. Федеральная служба государственной статистика [Электронный ресурс].
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.