Глазкова Елизавета Сергеевна магистрант Научный руководитель Дормидонтов Роман Александрович канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область Для человека познавательные процессы, то есть восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь являются основными элементами в различных сферах жизни. Для успешного выполнения задач, общения, обучения и труда необходимо активно использовать эти процессы: наблюдать за окружающим миром, обращать внимание на важные аспекты, воображать возможные сценарии, запоминать информацию, анализировать и выражать свои мысли.
У младших школьников важным аспектом познавательной деятельности является осознание личных изменений, происходящих в процессе учебной деятельности. Данные изменения не сразу становятся заметными, так как происходят не скачкообразно, а постепенно. Формирование познавательных функций у детей представляет собой сложный процесс, который связан с развитие их произвольности и увеличивающейся способностью регулировать и управлять своим поведением. М.С. Амосова утверждает, что каждый познавательный процесс младшего школьника оказывается под контролем учителя, а сам обучающийся должен обеспечить самоконтроль на основе специфических познавательных действий [1]. Выделим специфику развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Восприятие представляет собой главный способ познания, при котором происходит чувственное и целостное отражение окружающей действительности, ее объектов и происходящих явлений в процессе прямого воздействия на чувственные органы. Дети приходят в школу, обладая хорошо развитыми процессами восприятия, позволяющими им различать формы, цвета и звуки речи. Однако они пока не способны проводить систематический анализ свойств и качеств предмета, и им нужно овладеть методами такого анализа. Ученики начальных классов часто обладают слабой способностью дифференцировать восприятие. Они часто путают предметы, которые похожи друг на друга в каком-то аспекте. Одной из распространенных ошибок является зеркальное отражение фигур, букв и цифр при их изображении. Для того чтобы избежать подобных ошибок у младших школьников, необходимо их обучать сравнивать похожие предметы и находить между ними различия. С.В. Марихин подчеркивает, что на уроках появляется специфическая перцептивная деятельность - наблюдение. Задачей такой деятельности является выявление особенностей воспринимаемого объекта. Для этого ставятся специальные задания на восприятие объектов, такие как обнаружение различий в рисунках, нахождение двух похожих объектов или выявление отличий между четырехзначными числами и определение в каком разряде находятся эти различия; подсчет треугольников в предложенной фигуре и другие подобные задачи [3]. В процессе обучения школьник учится систематически и внимательно изучать объект, приобретая навыки наблюдения, однако его способности всё еще зависят от указаний и контроля, осуществляемых учителем. В школьном обучении происходит интенсивное развитие всех аспектов внимания. Особенно заметен прогресс в развитии произвольности, так как в школьной среде детям нужно следить за различными свойствами объектов, которые могут не вызывать их непосредственный интерес. В исследовании С.В. Марихина отмечается тот факт, что поддержать длительное произвольное внимание ученика в течение урока затруднительно, поэтому в процессе урока часто используются элементы непроизвольного внимания: наглядные материалы, выделение ключевых деталей ярким цветом, изменение интонации и темпа речи, разнообразные формы работы и методические подходы, включение игровых и соревновательных элементов. При сравнении того, как ученик и учитель читают задачу, видно, как учитель, с помощью интонаций, вкладывает в сознание учеников математические зависимости, используя элементы непроизвольного внимания [3]. М.А. Козлова утверждает, что под руководством учителя у детей формируются внутренние способы контроля и регуляции учебной деятельности. Произвольное внимание играет роль элемента самоконтроля. Этому способствует установленный порядок контроля, который настраивает ученика на его соблюдении как в школе, так и дома. К примеру, указания: перед началом урока расположите учебники и тетради на краю стола в том порядке, в котором планируете с ними работать; подготовьте все к первому уроку [2]. Также ученику требуются наглядные инструменты для самоконтроля. Для поддержки саморегуляции часто применяются определенные методы и приемы. В процессе обучения используются техники, такие как применение фишек для обозначения звуков, создание графических схем, рисунков, макетов и аппликаций. Со временем обучения школьники сами становятся все более способны самостоятельно определять свои цели, концентрировать свое внимание и контролировать себя. Однако в основе всего этого лежит требовательность и систематическая поддержка учителя. Начиная с самого начала школьной жизни, ребенок сталкивается с необходимостью запоминания материала, например расписание дня, выполнение домашних заданий, запоминание уроков, что стимулирует развитие произвольной памяти. В учебном процессе в школе, на взгляд Е.А. Сорокоумовой, ученики каждый день усваивают большой объем материала и воспроизводят его. Младшие школьники легче запоминают яркие и необычные материалы, которые вызывают у них эмоциональный отклик [4]. Улучшение памяти младших школьников происходит не только благодаря регулярной тренировке, но и за счет освоения соответствующих методов и приемов запоминания и воспроизведения, которые они сами не могут разработать. Это включает в себя, прежде всего, методы осознанного запоминания: подчеркивание ключевых слов, разбиение текста на смысловые части, группировка по смыслу, сопоставление общего и детального содержания текста и другие. Важно, чтобы эти методы были усвоены на различном материале и тренировались регулярно. Благодаря обучению в школе интенсивно развивается воображение ребенка. В процессе учебной работы ученик получает обширные описательные сведения, что требует от него постоянного формирования внутренних образов. Без них трудно полностью понять учебный материал и усвоить его, поэтому воображение младшего школьника, которое активно с самого начала обучения, играет важную роль в целенаправленной деятельности, способствуя его умственному развитию. Сначала у младшего школьника воображение обычно довольно схематично, образы бедные деталями и не очень гибкие. Дети пытаются применить свои существующие представления о жизни к описанным в учебнике ситуациям. Для сосредоточения воображения на тексте используются разнообразные методы, такие как создание картинного плана, чтение по ролям и другие. Под влиянием учебного процесса дети начинают создавать более точные и детальные образы, могут представить события во времени и детально описывать как предшествующие события, так и события, происходящие после, а также представлять возможные состояния персонажей или последствия событий. Использование воображения в процессе обучения не только способствует усвоению учебного материала, но и выступает в качестве формы активности личности ученика, позволяя ему сопоставлять себя с положительными персонажами, о которых говорится в учебных материалах. Развитие речи в младшем школьном возрасте представляет собой сложный и многогранный процесс. Включает в себя улучшение устной речи, работу над чистотой произношения, устранение диалектных особенностей, усвоение сложных грамматических структур и использование деепричастных оборотов. Расширяются возможности для общения и использования устной речи. Примером служит грамотная и разнообразная речь учителя. Появляются новые формы более сложной устной речи: чтение и письмо. Эти навыки являются важными достижениями школьников, представляют собой формы символической коммуникации. Согласно результатам множества исследований, навык чтения является основой успехов в учёбе, поскольку без него школьник не способен усвоить учебный материал и понять суть математических задач. Поэтому руководители школы обязательно контролируют скорость чтения. Учащиеся начальной школы обогащают свою устную речь фразами и оборотами письменной речи. Иногда они дословно повторяют фразы из учебника на уроке, что делает их речь менее естественной и более формальной, однако это помогает им понять логику аргументации. Внутренняя речь школьников претерпевает значительные изменения, поскольку учебная деятельность требует постоянного самоконтроля. В процессе внутренней речи ученики планируют порядок действий и разрабатывают внутренний план. В процессе внутренней речи школьники проводят самоанализ и самооценку. Здесь также ощущается влияние учителя через определение порядка самоконтроля. Учебная деятельность стимулирует развитие мышления ребенка. Мышление обучающихся в начальной школе, как отмечает Э. Хаббибулина проходит 2 стадии. На первой стадии у детей преобладает наглядно-действенное мышление, когда они анализируют материал на основе видимых и ощутимых характеристик предметов. Учебные действия осуществляются в соответствии с образцом. Обобщения делаются на основе наглядных особенностей [5]. Учебный материал по различным предметам в первом и втором классах представляется таким образом, чтобы важные характеристики были наглядно выражены. Например, состав числа может быть представлен парами цифр в окнах многоэтажного дома или двумя группами конкретных предметов: 5 кружков и 2 треугольника и так далее. Процесс обучения в этих классах содержит множество наглядных пособий. На второй стадии этого процесса происходит усвоение научных понятий с учетом их иерархических отношений и классификации. Суждения младших школьников строятся на наглядных характеристиках предметов, но они уже начинают осваивать их с помощью мыслительной деятельности. К третьему-четвертому классу у школьников появляется больше суждений, отражающих важные взаимосвязи явлений и количество наглядных элементов уменьшается. По мере поступления в школу, ребенок оказывается под строгим контролем за ходом и результатами каждого познавательного процесса. Учитель и родители, опираясь на свой социальный опыт, корректируют его способы рассмотрения, восприятия, запоминания и т. д. Выполнение школьных заданий включает в себя последовательное выполнение инструкций учителя и родителей, что способствует развитию самоконтроля и умения подробно аргументировать правильность своих ответов. В результате возникают ценные интеллектуальные способности, такие как внутреннее планирование действий и внутреннее осознание под названием рефлексия [5]. Таким образом, развитие познавательных способностей напрямую связано со всеми основными предметами начального обучения. Так как развитие всех познавательных процессов младших школьников имеют свои особенности, важно организовывать уроки таким образом, чтобы у детей была возможность расширять свои знания, развивать любознательность и любовь к изучению, тренировать внимание, воображение, память и мышление. В результате когнитивные процессы приобретают выраженную активность и направленность под воздействием познавательного интереса. Список литературы 1. Амосова М.С. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в процессе дидактических игр / М.С. Амосова 2. Козлова М.А. Учет особенностей познавательных процессов младших школьников при построении и организации учебной деятельности / М.А. Козлова 3. Марихин С.В. Особенности психических познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем учебной успеваемости / С.В. Марихин, О.Г. Шорохова 4. Сорокоумова Е.А. Исследование особенностей развития познавательных процессов младших школьников поколения Z / Е.А. Сорокоумова, М.А. Борисова 5. Хабибуллина Э. Особенности развития познавательных процессов младших школьников / Э. Хабибуллина
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с. |