Отришко Мария Сергеевна студентка Научный руководитель Липилина Елена Юрьевна канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» г. Ставрополь, Ставропольский край
В современном мире здоровый образ жизни играет решающую роль в нашей жизни, он не только помогает нам быть физически и психологически сильными, но и способствует нашему общему благополучию и качеству жизни.
Понятие здоровый образ жизни довольно широкое и трактуется разными специалистами по-разному. Так, например, по определению Гальперина П.Я. «Здоровый образ жизни» - это способ жизни, направленный на поддержание и улучшение физического, психологического и социального благополучия человека. Он включает в себя такие аспекты, как правильное питание, регулярная физическая активность, отказ от вредных привычек (как курение, употребление алкоголя или наркотиков), достаточный отдых и сон, избегание стрессовых ситуаций, регулярные медицинские осмотры и т. д. [3]. Здоровый образ жизни гораздо более многогранный и включает в себя не только физическую, но и психическую, социальную и духовную составляющие [7, с. 84-87] Здоровый образ жизни включает в себя умелое использование всего спектра факторов, которые влияют на наше здоровье. Это не только регулярная физическая активность и правильное питание, но и гармоничные отношения с самим собой и окружающими людьми. Важно уметь расслабляться и наслаждаться жизнью. Для достижения и поддержания здорового образа жизни необходимо овладеть оздоровительными методами и технологиями. Это может быть медитация, йога, дыхательные практики или другие природосообразные методы, способствующие укреплению организма и улучшению психического состояния [4]. Каждый человек может найти свои собственные способы достижения гармонии и баланса. Важным аспектом здорового образа жизни является формирование установки на здоровье и благополучие. Данная установка позволяет нам принимать правильные решения в повседневной жизни, отдавая предпочтение здоровому питанию, физической активности и положительным межличностным отношениям. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших задач современного общества. В этом возрасте дети активно учатся и формируют свои привычки, которые могут оказать долгосрочное влияние на их здоровье и благополучие в будущем. В образовательном процессе ставится задача не только передать им необходимые знания, но и научить использовать эти знания в повседневной жизни. Согласно утверждению Б.В. Сергеевой образовательный процесс состоит из трёх этапов: Первый этап: ознакомление и мотивация. На этом этапе основной задачей является ознакомление детей с понятием здорового образа жизни и мотивация их к его принятию. Второй этап: формирование знаний и навыков. На этом этапе ученики получают более конкретные знания о здоровом образе жизни и развивают соответствующие навыки. Третий этап: практическое применение. На этом этапе ученики учатся применять полученные знания в повседневной жизни. Они должны осознать, что здоровый образ жизни - это не просто теория, но что-то, что они могут интегрировать в свою повседневную рутину. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является важной задачей, которую необходимо решать как в семье, так и в образовательных учреждениях [2] Один из основных аспектов формирования здорового образа жизни - это правильное и сбалансированное питание. Родители и педагоги должны обучать детей правильному выбору продуктов, объяснять, какие продукты полезны для организма, а какие могут нанести вред здоровью. Также важным элементом здорового образа жизни является физическая активность. Необходимо создать условия для занятий спортом как в домашнем, так и в школьном окружении, а также побудить детей к активному образу жизни [5]. Не менее важным аспектом является гигиена. У детей младшего школьного возраста еще формируются навыки личной гигиены, поэтому педагогам и родителям важно уделять достаточно времени и внимания обучению ребенка правилам личной гигиены. И, наконец, важным элементом здорового образа жизни является психологическое благополучие ребенка. Важно обеспечить детям уважение, любовь и поддержку, создать атмосферу доверия и понимания. Педагоги и родители должны оказывать психологическую поддержку в сложных ситуациях, помочь ребенку разобраться с эмоциями и научить его конструктивно выражать свои чувства. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста является важной задачей педагогической работы. Для этого необходимо создание определенных педагогических условий. Педагогические условия - это определенные факторы и условия, которые позволяют осуществлять эффективный образовательный процесс и обеспечивают успешное обучение и развитие учащихся [6]. Для успешного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста необходимы определенные педагогические условия. Во-первых, важно создать благоприятную образовательную среду. Школьная атмосфера должна быть способствовать развитию здорового образа жизни среди детей [1]. Во-вторых, важно практиковать целенаправленное обучение здоровому образу жизни. Необходимо разрабатывать специальные планы и программы обучения, которые будут включать в себя изучение основ здорового образа жизни и прививать детям навыки выполнения физических упражнений, правил гигиены и здорового питания. В-третьих, важно создавать условия для практического опыта. Дети младшего школьного возраста должны иметь возможность практически применять полученные знания в своей повседневной жизни. В-четвертых, важно учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Ребенок должен сам осознать важность здорового образа жизни, поэтому необходимо использовать методы мотивации, награды и поощрения. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья, а также создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития учащихся становятся актуальными педагогическими задачами. Создание благоприятной образовательной среды, целенаправленное обучение, практический опыт и учет психологических особенностей детей - основные составляющие успешного формирования здорового образа жизни у детей. Список литературы 1. Нормативные документы [Электронный ресурс]. - rospotrebnadzor ru 2. Антонова A.A. Совместная деятельность образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей / А. А. Антонова, Н.Г. Денисова // Материалы Межрегиональной XI научно-практической конференции «Здоровый образ жизни веление времени». - Йошкар-Ола: ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медколледж», 2016. - C. 17-19. 3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Университет, 1999. - 332 с. 4. Гуревич П.С. Психология / П.С. Гуревич. - М.: КноРус, 2015. - 208 с. 5. Далбараева О.К. Физическое воспитание / О.К. Далбараева // Наука и образование: новое время. - 2016. - №1. EDN VOFSSD 6. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стер- хова // General and Professional Education. - 2012. - №1. - Р. 8-14. 7. Пехарева C.B. Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста / С.В. Пехарева // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. - 2012. - №1. - С. 84-87.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с. |