Волик Татьяна Владимировна Студентка Научный руководитель Липилина Елена Юрьевна канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» г. Ставрополь, Ставропольский край
Прежде, чем рассмотреть специфику развития навыков общения у младших школьников, необходимо рассмотреть суть термина «навыки общения». Однако для того, чтобы сформулировать емкое и четкое определение, важно рассмотреть с различных точек зрения, что же такое общение, и что такое навыки.
Так, Л.С. Выготской под общением понимает важный фактор психологического развития человека, а также условие саморегуляции человека. В.Н. Мясищев рассматривает общение как единый процесс взаимодействия группы людей, непосредственно влияющих друг на друга. Согласно мнению М.В. Фалей, общение представляет собой один из важнейших механизмов социализации человека, способов его существования, удовлетворения основных потребностей, путь взаимодействия людей [1, с. 7]. По мнению А.А. Бодалева, в основе общения лежит не только взаимодействие людей, основной функцией которого является передача информации, но и эмоциональный компонент, нацеленный на становление субъективно переживаемых взаимосвязей между людьми [2, с. 289]. Рассмотрим понятие навыки. По Г.К. Селевко, навыки - «способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык - это автоматизированное умение» [3, с. 7]. Таким образом, проанализировав различные подходы, можно сделать вывод о том, что навыки общения - это способность человека использовать разные средства общения при решении каких-либо ситуаций и задач, реализуемые в процессе межличностного общения между людьми. Навыки общения у детей младшего школьного возраста исходят в первую очередь от мотивов общения. Следует учесть, что мотивы общения у младших школьников различаются по характеру взаимодействия, то есть мотивы общения со сверстниками отличаются от мотивов общения со взрослыми. Однако, стоит заметить, что в процессе взаимодействия ребенка, как со сверстниками, так и со взрослыми закладывается социальная основа, активно развиваются навыки общения и различные коммуникации. М.И. Лисина и А.Г. Рузская выделили такую классификацию мотивов общения младших школьников со сверстниками: деловые, познавательные, личностные. Педагогические условия развития навыков общения представляют собой ряд положений, совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды, а также комплекс методов и приемов, организационных форм работы и воспитания [4]. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит первая дифференциация выбора: по симпатии, единству интересов, месту проживания, соседству по парте, половому признаку. Также при взаимодействии с коллективом появляется первый опыт заводить дружеские и приятельские отношения, активно формируются социальные качества, совершенствуются психические процессы. Исходя из вышесказанного, для развития навыков общения важно внедрять в образовательный процесс различные формы организации работы, а именно индивидуальную, в основе которой закладываются индивидуальные качества и в процессе которой ребенок может продемонстрировать навыки общения; парная, в процессе которой у ребенка формируются умения и навыки взаимодействия со сверстником, в ходе которого ребенок получает такие важные компетенции, как умение слушать, слышать другого, считаться с его мнением, искать компромиссные решения, а также умение аргументировать, делать выводы и высказывать предположения; коллективная - ориентированая на достижение единой цели, общего результата деятельности, в процессе такой работы важно, чтобы ребенок осознал, что коллективная (или групповая) работа достигает результат более быстро и качественно, чем один человек, выполняющий этот же объем работы в одиночку. Вместе с тем, при групповой, коллективной форме, у ребенка формируются такие качества личности, как коллективизм, целеустремленность, бескорыстность и т. д. В ходе такой работы навыки общения активно развиваются и совершенствуются, поскольку детям самостоятельно необходимо распределить между собой задачи, распределить роли, учитывая индивидуальные способности, качества личности, немаловажным навыком является умение договариваться, приходить к единому решению или умозаключению в решении какой-либо задачи или ситуации. Для реализации форм организации общения младших школьников важно устанавливать эмоциональные связи между детьми посредством соблюдения комплекса педагогических условий. Первое - формирование благоприятного микроклимата внутри коллектива. Данное педагогическое условие важно для того, чтобы младшие школьники чувствовали себя психологически защищено, а также данное условие позволяет удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном контакте со сверстниками. Также, с переходом в школу, как в новую социальную среду и получением ребенком новой социальной роли изменяются и взаимоотношения внутри семьи. Иногда это связно непосредственно с тем, что отношение к ребенку напрямую зависит от успешности обучения. Исходя из этого, вторым педагогическим условием развития навыков общения у детей является слаженная работа педагога с родителями, направленная на повышение уровня их коммуникативного развития, заключающееся в рекомендациях по взаимодействию родителя и ребенка. Несомненно, родители приучают детей к определенным стандартам и правилам поведения, которые ребенок активно демонстрирует при взаимодействии со взрослыми. А в процессе общения со сверстниками ребенок применяет неожиданно креативные действия, отличающиеся неопределенными нормами, свободой выбора, образом действия, индивидуальными проявлениями навыков общения и выраженной эмоциональностью. Именно поэтому третьим педагогическим условием развития навыков общения выступает обеспечение некоторой свободы общения детям младшего школьного возраста. Такую возможность можно реализовать посредством коммуникативных игр, игровых ситуаций. Вместе с тем, младшие школьники общаются не только со сверстниками, но и с взрослыми, у них появляется новый тип взаимоотношений «учитель-ученик». Посредством данного типа отношений можно развить в младшем школьнике важные навыки общения: диалогичную и монологичную речь, способность устанавливать контакт с другими взрослыми и на этой основе строить межличностные отношения, также такой тип взаимоотношений способствует формированию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность и самостоятельность. Таким образом, для развития навыков общения у детей младшего школьного возраста необходимы выделенные нами педагогические условия, которые необходимо соблюдать учителю: создание на занятиях в классе благоприятной атмосферы, целенаправленная работа по развитию навыков общения с родителями, включение коммуникативно-игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс. Список литературы 1. Фалей М.В. Педагогическое общение: учебное пособие / М.В. Фалей. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 116 с. EDN VLJXBT 2. Гонохова Т.А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Гонохова, Г.Ж Солтанова // Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. - 2015. - С. 96-100. EDN YQKMQL 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы IV Международной научно-практической конференции (Тула, 11 апреля 2024 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.
|