Исследование чувства одиночества у старшеклассников |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
В. Д. Толкачева М. Е. Пермякова Уральский федеральный университет, Екатеринбург Ключевые слова: возрастная психология; старшеклассники; чувство одиночества; зависимость от общения; позитивное одиночество. Введение. В современном обществе наблюдается постоянная тенденция к увеличению числа людей, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к депрессии, алкоголизму, наркомании, суициду [1]. Одиночество — это особая форма субъективного переживания, возникающего вследствие фрустрации его потребности в общении с другими людьми [2]. На эмоциональном уровне это может проявляться в ощущении покинутости и ненужности, уходе в себя, печали, злости, подозрительности, иногда даже переживании страха и ужаса. Ощущение одиночества впервые появляется в подростковом возрасте и может с годами усугубляться. Сравнение показателей одиночества в разных возрастных группах выявило наибольшие их значения в юношеском возрасте [3]. Действительно, именно в подростковом и юношеском возрасте общение со сверстниками занимает лидирующие позиции, и при неудовлетворенности этой потребности одиночество переживается острее. Цель данного исследования — изучение чувства одиночества у старшеклассников. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 138 учащихся старших классов (77 девушек, 61 юношей) в возрасте от 16 до 18 лет. Для измерения уровня субъективного чувства одиночества использовалась «Шкала одиночества» (Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюсона), для изучения таких аспектов отношения к переживанию одиночества, как зависимость от общения и позитивное одиночество, использовался «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева).
Результаты. Исследование уровней субъективного чувства одиночества по методике «Шкала одиночества» показало, что больше половины старшеклассников (51 %) оценили свой уровень одиночества как низкий. Данные показатели характерны для людей, не испытывающих психологических затруднений в связи с переживанием одиночества и имеющих достаточно социальных связей, обеспечивающих им необходимый уровень вовлеченности в социум. 38 % старшеклассников со средним уровнем одиночества периодически испытывают это чувство, но способны справляться с его негативной стороной. Для 11 % школьников, оценивших свой уровень одиночества как высокий, характерны сильные негативные эмоции в связи с этим, острая нехватка социальных контактов, друзей, неспособность самим преодолеть это негативное переживание. Сравнение по φ*— угловому преобразованию Фишера количества девушек и юношей с разными уровнями одиночества не выявило достоверных различий между ними. Сравнение средних показателей одиночества по t-критерию Стьюдента также не выявило различий между юношами и девушками (tэмп= 0,1 < tкр= 1,97 при p < 0,05). Результаты исследования показателей зависимости от общения и позитивного одиночества по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» показали, что для большинства старшеклассников (78 %) характерен высокий уровень зависимости от общения, причем как для юношей, так и для девушек, между результатами которых нет достоверных различий (tэмп= 1,8 < tкр= 1,97 при p < 0,05). Это значит, что большинство из них имеют негативное представление об одиночестве и склонны искать общения любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями. Полученные данные по шкале «Позитивное одиночество» показали, что 57 % старшеклассников способны испытывать положительные эмоции в ситуациях уединения, умеют ценить одиночество. При этом выявлены достоверные различия между позитивным одиночеством у юношей и девушек (tэмп= 3,1 > tкр= 2,61 при p < 0,01). Последние более склонны воспринимать одиночество с позитивной стороны. Заключение. Исследование показало, что в целом для старшеклассников характерно умение справляться с негативными аспектами переживания одиночества, большая часть юношей и девушек не испытывают острой нехватки социальных контактов. Старшеклассники, оценивающие свой уровень одиночества как высокий, и не умеющие находить его позитивные стороны, относятся к группе риска по девиантному поведению и нуждаются в психологической помощи. 1. Филиппенко Н. А. Социальное одиночество подростков региона: проблема социализации // Регионология. 2011. № 2 (75). С. 176-181. 2. Зинченко Е. В., Рудя И. А. Субъективное ощущение одиночества у женщин // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. № 3/4. С. 58-60. Орешкина А. С. Особенности копинг-поведения суицидальной личности // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. Т. 27, № 3. С. 43- Источник: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 4-5 апреля 2019 г. / отв. ред. И. А. Ершова, М. Е. Пермякова ; Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 158 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |