РАБОТА ПСИХОЛОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Цель: овладеть навыками психологической диагностики учащихся старших классов. Задачи:
- Познакомиться с особенностями работы с учащимися старших классов.
- Разработать алгоритм изучения личности учащегося старших классов.
- Реализовать психодиагностическое обследование, составить аналитическую справку с рекомендациями по его результатам.
Практика в старшей школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу по двум темам (выбор методики по второй теме осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики): 1. Диагностика личности и межличностных отношений старшеклассников. 2. Изучение профессиональной направленности личности старшеклассника (одна методика на выбор). Этапы практики: 1 этап. Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога системы образования со старшеклассниками. Студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для старшеклассников по изучению личностных особенностей учащихся, их профессиональной направленности. Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела. 2 этап. Подготовка к диагностике старшеклассников. Изготовление необходимого раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола. 3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса. 4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, а также составляют аналитическую справку и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся. Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.
Отчетные документы по IV разделу практики:
- Психодиагностический инструментарий.
- Протоколы (копии) обследования старшеклассников.
- Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса (в зависимости от индивидуального задания) (приложение 5).
Перечень рекомендуемых методик
№ п/п |
Цель
|
Название методики
|
Автор методики
|
Возрастной период клиента
|
Диагностика личности и межличностных отношений старшеклассников
|
1.
|
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения
|
Опросник интерперсонального диагноза
|
Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек
|
с подросткового возраста
|
Изучение профессиональной направленности личности старшеклассника
|
2.
|
Отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова, а также профориентация подростков и взрослых
|
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
|
Е.А. Климов
|
Подростковый возраст, взрослые
|
3.
|
Выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов
|
Методика «Карта интересов»
|
А. Е. Голомшток, модификация С.Я. Карпиловской
|
Подростковый и юношеский возраст
|
4.
|
Выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности
|
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
|
Л. Йовайши, модификация Г.В. Резапкиной
|
Подростковый и юношеский возраст
|
Источник: УЧЕБНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА для студентов 3 курса дневной и заочной формы обучения (специальность 1-23 01 04: «Психология») Учебно-методическое пособие Витебск, 2010 Авторы-составители: О.Е. Антипенко, Н.И. Циркунова, Ю.Л. Довгая, О.П. Кошкина, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко, Г.С. Азаренок. |