На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей в процессе подготовки ребенка к школе
Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей в процессе подготовки ребенка к школе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Рублевская Елена Анатольевна, Томашевич Татьяна Федоровна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск

Одним из важных компонентов готовности ребенка к школе является психологическая готовность. Если общее психическое развитие ребенка не достигло определенного уровня, учеба будет даваться ребенку с большим трудом. Дети, которые психологически не готовы к школе, могут прекрасно читать, считать и радовать взрослых различными школьными навыками, но в первом классе у них возникают проблемы со здоровьем, поведением, изучением нового учебного материала.

В учреждениях дошкольного образования уделяется большое внимание формированию психологической готовности воспитанников к школе. Усилия педагогических работников направлены на развитие таких основных элементов психологической готовности, как интеллектуальный, мотивационный, личностный и волевой. Но без участия родителей усилия педагогического коллектива могут оказаться незначительными. Именно поэтому педагоги уделяют большое внимание взаимодействию с родителями будущих первоклассников. Для педагогов важным является настроить родителей на взаимодействие, вызвать у них интерес к проблемам воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста [1].

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований

О.С. Богдановой, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, А.П. Усовой и др., корни неготовности к систематическому обучению (недостаточный уровень развития речи, отставание моторного развития, несформированность основных психических процессов, отклонения в состоянии здоровья, понижение работоспособности, повышение утомляемости, отсутствие четкого понимания требований, предпочтение игровой деятельности учебной, трудности в общении со сверстниками и взрослыми) уходят в стиль семейного воспитания. Даже хорошо подготовленные к школе дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить, насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к школьной жизни [2, 3].

Анализируя результаты многочисленных бесед с родителями по поводу подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что многие из них считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого - значит привести малыша к срыву. Здесь особенно велика ответственность родителей. В некоторых семьях родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их к школе. У таких детей нет интереса к чтению книг, родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что для нормального развития дошкольника педагогическое просвещение родителей - жизненная необходимость. Однако не всегда традиционные методы взаимодействия с семьей оказываются эффективными.

В государственном учреждении образования «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка» (далее - Сморгонском ДЦРР) практикуется такая форма взаимодействия с семьей, как постоянно действующая семейная гостиная «Наш будущий первоклассник». Проводимая в ней работа дает возможность:

- предоставлять родителям информацию психолого-педагогического содержания; повышать педагогическую компетентность родителей;

- наглядно продемонстрировать родителям способности их детей;

- продемонстрировать примеры и методы работы с детьми;

- обсудить дополнительные вопросы, которые могут волновать родителей.

Планируя такую деятельность с родителями, педагоги ставили перед собой задачи:

1) повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру ребенка;

2) способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей;

3) содействовать повышению психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к школе;

4) научить родителей играм, развивающим у детей произвольные когнитивные процессы и волю;

5) показать важность этих процессов для успешного обучения в школе.

В течение учебного года в рамках семейной гостиной в Сморгонском ДЦРР проводятся три встречи: два круглых стола на тему «Знаем ли мы своего будущего ученика» и «Готовность детей к обучению в школе» и занятие - тренинг «Готовимся к школе».

Длительность каждой встречи - 1-1,5 часа. Количество участников - 20 человек. Каждой встрече предшествует предварительная работа с детьми, родителями, педагогами: опрос детей, обследование личностной сферы детей, анкетирование педагогов, тестирование и опрос родителей.

Такая форма работы с родителями как круглый стол, дала возможность раскрепостить родителей, настроить их на дружественную, открытую беседу, отвлечься от бытовых проблем.

Первая встреча была нацелена на то, чтобы сформировать у родителей представления об индивидуально-типологических особенностях личности; раскрыть влияние черт темперамента на подготовку ребенка к школе.

Знание индивидуально-типологических особенностей детей помогает родителям найти подход к ребенку, лучше понять его внутренний мир, который порой скрыт от взрослых, особенно тогда, когда впереди возрастной кризис и поступление в школу. Используя игровые моменты, педагоги привлекают внимание родителей к тем сторонам личности ребенка, о которых они часто забывают, а иногда даже и не знают.

Целью второй встречи являлось повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе. У большинства родителей есть поверхностные знания о том, что такое психологическая подготовка ребенка к школе. Многие из них ориентированы только на развитие интеллектуальной сферы будущего школьника, а об остальных составляющих психологической готовности не догадываются. Это показал опрос родителей, в котором они должны были проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости. Анализ результатов опроса показал, что для родителей главное - это научить ребенка считать и читать.

Третья встречи нацелена на обучение родителей играм, развивающим познавательные процессы, волю. Поэтому запланирована такая форма работы с родителями как занятие-тренинг, которая позволила обыграть с родителями тот игровой практический материал, который необходим для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Кроме этого, с целью психологического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе, им были предложены консультации, рекомендации, советы, которые постоянно обновляются в уголке педагога- психолога на следующую тематику: «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение», «Как нужно готовиться к школе», «Рецепты победного учения», «Рекомендации для формирования психологической готовности к школе».

Таким образом, проводимые мероприятия помогают педагогическим работникам учреждения дошкольного образования наладить эмоциональный контакт с родителями, способствуют улучшению детско-родительских отношений, позволяют сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей у них достаточно имеющихся знаний и опыта.

Библиография:

1. Дошкольное учреждение - семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: примерная программа самообразования для педагогов и родителей и метод. рекомендации / Е.А. Панько, Т.В. Поз- деева. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 116 с.

2. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184 с.

3. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс / Е.В. Рылеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 4. - С. 104-111.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.