Страница 3 из 9
Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания. Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь в настоящее время актуализируют проблему взаимодействия педагогов, психологов, родителей, повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка. Активно распространяется модель "открытого" образовательного учреждения (детского дошкольного учреждения, школы прежде всего), предусматривающая реализацию принципов сотрудничества, личностно-развивающего, проблемного и деятельностного подходов. В стратегии взаимодействия с семьей ныне востребованы следующие идеи:
- оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации;
- гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых;
- партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия;
- системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями;
- проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями.
На любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей:
- Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье.
- Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности.
- Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности.
- Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей.
- Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка.
В начале школьного обучения, в 1-ом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе. Приоритетными для педагога-психолога являются следующие задачи:
- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся;
- повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
- принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций. Что же касается форм работы, они могут быть как традиционными (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации), так и сравнительно новыми (родительские клубы, социально-психологические тренинги, психолого-педагогический театр). В начале школьного обучения в 1-ом классе собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в месяц, обсуждая с родителями трудности адаптационного периода, рассказывая о формах поддержки ребенка, оптимальных домашних формах решения школьных проблем и т.д. В содержательном отношении круг обсуждаемых вопросов во взаимодействии с родителями может быть весьма разнообразен. Приведенная в ч.1 методического пособия тематика консультаций для родителей (или выступлений на родительских собраниях) может быть дополнена и/или изменена в соответствии с запросом родителей и/или психолого-педагогической модели взаимодействия с семьей, которой придерживается педагогический коллектив и педагог-психолог. Одним из элементов содержательного взаимодействия с родителями (в ходе собраний, консультаций, письменного общения и т.д.) является разработка рекомендаций, памяток для родителей (пример таковых см. в приложении № 4). Ярким примером интеграции образовательного процесса, основанным на сотрудничестве педагога и психолога с родителями, является родительский клуб. Основными целями создания и организации деятельности родительского клуба являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений, создание условий для эмпатийно-личностного общения между членами семьи, формирование установки на сотрудничество со школой в целях успешного обучения, воспитания и развитие личности ребенка. Проведение заседаний родительского клуба предполагает решение сразу нескольких задач, исходящих из функций клуба: просветительской, прогностической, диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной. Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, углубление и систематизация знаний о закономерностях развития ребенка. Прогностическая функция направлена на прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, его адаптацию в школьной среде, становление позиции школьника. Диагностическая функция позволяет объективно оценивать и осмыслять имеющуюся семейную ситуацию развития ребенка, условия его воспитания в семье, направлена на более глубокое понимание родителями собственного ребенка. Развивающая функция предполагает помощь в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка. Коррекционная функция направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка. Консультативная функция предполагает следующее: 1) укрепление уверенности родителей в их собственных возможностях; 2) помощь в установлении теплых отношений в семье; 3) обеспечение безопасной атмосферы, в которой родители могут работать с собственными внутриличностными проблемами и проблемами, касающимися отношений с детьми и своей родительской роли. Методы, используемые в работе клуба:
- экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей;
- лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты);
- экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
- методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды;
- обмен опытом в воспитании детей;
- анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики.
Общая структура проведения занятий в клубе:
-
- Формулирование темы занятия, основных целей.
- Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части.
- Основная часть, в которой реализуется тема занятия:
- Отработка необходимых навыков через упражнения.
- Лекция или сообщение специалистов.
- Активное обсуждение.
- Система упражнений.
- Заключительная часть. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Возможны варианты или другая комбинация в зависимости от темы занятия. Тематика встреч в клубе "Родительский дом – начало начал" может быть следующей:
Занятие 1.
|
Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка – стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
|
Занятие 2.
|
Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
|
Занятие 3.
|
Как развивать ответственность в наших детях. Уровни и составляющие ответственности. Правила передачи ответственности.
|
Занятие 4.
|
Помощь родителей в учении школьника – какой она должна быть. Развитие познавательной активности ребенка в семье.
|
Занятие 5.
|
Бесконфликтная дисциплина. Правила о правилах.
|
Занятие 6.
|
Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.
|
Занятие 7.
|
Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств.
|
Занятие 8.
|
Итоговое. Формула семейного счастья.
|
Второй вариант тематики клубных встреч:
- Давайте познакомимся поближе. Семья и школа – теперь мы вместе.
- Лики родительской любви. Как на самом деле любить ребенка.
- Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей).
- Почему ребенок бывает несчастлив?
- Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей).
- Игра – дело серьезное. Игры в школе и семье.
- Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей).
- Итоговая встреча. В дружбе взрослых и детей сила школы и семей.
Опыт организации и осуществления деятельности родительских клубов с первых шагов поступления ребенка в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует гармонизации, взаимодополняемости влияний взрослых на социальную ситуацию развития школьника, позволяет установить партнерские заинтересованные друг в друге отношения педагогов и родителей, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.
|