На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе
Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе
Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения
и преодоления школьной дезадаптации

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания.
Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь в настоящее время актуализируют проблему взаимодействия педагогов, психологов, родителей, повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка.
Активно распространяется модель "открытого" образовательного учреждения (детского дошкольного учреждения, школы прежде всего), предусматривающая реализацию принципов сотрудничества, личностно-развивающего, проблемного и деятельностного подходов.
В стратегии взаимодействия с семьей ныне востребованы следующие идеи:

  • оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации;
  • гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых;
  • партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия;
  • системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями;
  • проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями.

На любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей:

  • Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье.
  • Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности.
  • Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности.
  • Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка.

В начале школьного обучения, в 1-ом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе.
Приоритетными для педагога-психолога являются следующие задачи:

  • установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся;
  • повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
  • принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.

Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций.
Что же касается форм работы, они могут быть как традиционными (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации), так и сравнительно новыми (родительские клубы, социально-психологические тренинги, психолого-педагогический театр).
В начале школьного обучения в 1-ом классе собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в месяц, обсуждая с родителями трудности адаптационного периода, рассказывая о формах поддержки ребенка, оптимальных домашних формах решения школьных проблем и т.д.
В содержательном отношении круг обсуждаемых вопросов во взаимодействии с родителями может быть весьма разнообразен. Приведенная в ч.1 методического пособия тематика консультаций для родителей (или выступлений на родительских собраниях) может быть дополнена и/или изменена в соответствии с запросом родителей и/или психолого-педагогической модели взаимодействия с семьей, которой придерживается педагогический коллектив и педагог-психолог.
Одним из элементов содержательного взаимодействия с родителями (в ходе собраний, консультаций, письменного общения и т.д.) является разработка рекомендаций, памяток для родителей (пример таковых см. в приложении № 4).
Ярким примером интеграции образовательного процесса, основанным на сотрудничестве педагога и психолога с родителями, является родительский клуб. Основными целями создания и организации деятельности родительского клуба являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений, создание условий для эмпатийно-личностного общения между членами семьи, формирование установки на сотрудничество со школой в целях успешного обучения, воспитания и развитие личности ребенка. Проведение заседаний родительского клуба предполагает решение сразу нескольких задач, исходящих из функций клуба: просветительской, прогностической, диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной.
Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, углубление и систематизация знаний о закономерностях развития ребенка.
Прогностическая функция направлена на прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, его адаптацию в школьной среде, становление позиции школьника.
Диагностическая функция позволяет объективно оценивать и осмыслять имеющуюся семейную ситуацию развития ребенка, условия его воспитания в семье, направлена на более глубокое понимание родителями собственного ребенка.
Развивающая функция предполагает помощь в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка.
Коррекционная функция направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка.
Консультативная функция предполагает следующее:
1) укрепление уверенности родителей в их собственных возможностях;
2) помощь в установлении теплых отношений в семье;
3) обеспечение безопасной атмосферы, в которой родители могут работать с собственными внутриличностными проблемами и проблемами, касающимися отношений с детьми и своей родительской роли.
Методы, используемые в работе клуба:

  • экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей;
  • лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты);
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
  • методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды;
  • обмен опытом в воспитании детей;
  • анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики.

Общая структура проведения занятий в клубе:

    • Формулирование темы занятия, основных целей.
    • Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части.
    • Основная часть, в которой реализуется тема занятия:
      • Отработка необходимых навыков через упражнения.
      • Лекция или сообщение специалистов.
      • Активное обсуждение.
      • Система упражнений.
    • Заключительная часть. Рефлексия.
    • Домашнее задание.

Возможны варианты или другая комбинация в зависимости от темы занятия.
Тематика встреч в клубе "Родительский дом – начало начал" может быть следующей:

Занятие 1.

Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка – стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.

Занятие 2.

Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Занятие 3.

Как развивать ответственность в наших детях. Уровни и составляющие ответственности. Правила передачи ответственности.

Занятие 4.

Помощь родителей в учении школьника – какой она должна быть. Развитие познавательной активности ребенка в семье.

Занятие 5.

Бесконфликтная дисциплина. Правила о правилах.

Занятие 6.

Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.

Занятие 7.

Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств.

Занятие 8.

Итоговое. Формула семейного счастья.

Второй вариант тематики клубных встреч:

  • Давайте познакомимся поближе. Семья и школа – теперь мы вместе.
  • Лики родительской любви. Как на самом деле любить ребенка.
  • Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей).
  • Почему ребенок бывает несчастлив?
  • Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей).
  • Игра – дело серьезное. Игры в школе и семье.
  • Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей).
  • Итоговая встреча. В дружбе взрослых и детей сила школы и семей.

Опыт организации и осуществления деятельности родительских клубов с первых шагов поступления ребенка в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует гармонизации, взаимодополняемости влияний взрослых на социальную ситуацию развития школьника, позволяет установить партнерские заинтересованные друг в друге отношения педагогов и родителей, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.