На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Приложение 1
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Приложение 1
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе
Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе
Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Приложение 1

Метод экспертной оценки при подготовке и проведении
семинара "Психологическая готовность к обучению
глазами учителей школы"

Отбор детей в школу еще недавно был широко распространен. Проводилось тестирование детей с целью отбора наиболее подготовленных к обучению и отсева более слабых. В настоящее время в общеобразовательных школах эта процедура отменена. Необходимость обучать всех без исключения детей требует переформулировки задачи: обследование психологической готовности детей к обучению должно проводиться не с целью отсева, а для знакомства с будущими учащимися, выявления их сильных и слабых сторон, наиболее рационного комплектования классов.
Что же такое психологическая готовность к школе? Разные исследователи дают разные определения этому понятию, однако общей точкой зрения является понимание многокомпонентности этого психологического образования. Психологический словарь определяет ее следующим образом: "Психологическая готовность к школьному обучению – это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает положительное отношение к школе и учению (мотивационную готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевую готовность), наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственную готовность), а также сформированность качеств, обеспечивающих установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь классного коллектива, выполнение совместной деятельности (нравственную готовность).
Увидеть за этим определением конкретного ребенка, сделать сведения психологической науки рабочим достоянием учителя помогает метод экспертной оценки. Предметом экспертной оценки выступают качества идеального первоклассника. Педагогов просят описать, какими характеристиками должен обладать, на их взгляд, идеальный первоклассник. При этом возможны два варианта работы. Первый вариант. Психолог может заранее составить список возможных психологических и педагогических характеристик учащегося, и учителю остается проранжировать их в порядке значимости для обучения. Второй вариант. Учителю предоставляется возможность отвечать в свободной форме самому, перечисляя все значимые, на его взгляд, качества первоклассника. В этом случае происходит не пассивное просматривание учителем списка, а актуализация им важных учебных характеристик ребенка, в результате чего психолог получает доступ к языковым конструктам педагога. Создается возможность сближения и объединения психологического и педагогического языков в области описания характеристик учащихся. Для обработки полученных данных, категоризации ответов используются те или иные схемы психологических характеристик готовности ребенка к школьному обучению. В качестве примера приведем схему психологических характеристик ребенка, достаточно полно готового к обучению в школе, составленную М.Р.Битяновой.

Психологический портрет идеального первоклассника

1. Педагогическая готовность:
- хороший словарный запас;
- хорошая общая осведомленность;
- умеет развернуто ответить на вопрос;
- навыки чтения;
- навыки счета;
- навыки письма;
- навыки рисования;
- звуковая культура речи (чистая речь).

2. Интеллектуальная готовность:
- дифференцированность восприятия как основа мышления;
- планомерность восприятия (наблюдательность);
- развитое воображение;
- хорошая ориентировка в пространстве и времени;
- развитое наглядно-образное мышление:
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
- развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
- хорошая память;
- развитая регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
- интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
- предпосылки абстрактно-логического мышления:
способность понимать символы;
способность формулировать вопросы;
способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы.

3. Мотивационная готовность:
- выраженность познавательных интересов;
- стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.п.);
- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:
- умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
- сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
- произвольная регуляция внимания:
концентрация внимания;
устойчивость внимания;
переключение внимания;
- умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
- умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:
- желание общаться со взрослыми и детьми;
- умение установить контакт с учителем;
- сохранение чувства дистанции;
- способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
- умение устанавливать контакт со сверстниками
- умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем
- умение выполнять совместную работу;
- умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Следует заметить, что категоризация ответов педагогов (т.е. схема значимых характеристик первоклассника) может быть и иной. Так, желая выделить физиологический, социальный и психологический аспекты готовности к школьному обучению, ответы педагогов по образу идеального первоклассника мы структурировали в соответствии с этими блоками качеств первоклассника. В этой схеме основным содержанием понятия "Психологическая готовность к обучению в школе" является "Готовность к учебной деятельности и учению". Не будем приводить списки характеристик идеального первоклассника, полученные эмпирически на различных выборках учителей. Заметим только, что высказывания педагогов описывают, как правило, более частные проявления представленных в схеме качеств ребенка-первоклассника. Задачей психолога является соотнесение ответов с представленными в схеме характеристиками и отнесение их к определенной категории.
Следующим шагом может явиться ранжирование полученного эмпирически списка учебно-значимых качеств. Для этого учителям вновь предлагается полученный список и дается инструкция проранжировать выявленные характеристики по степени их важности для обучения в школе. Затем высчитывается средний ранг каждого учебного качества (блока качеств). В результате мы получим коллективную точку зрения педагогов школы на то, какие психолого-педагогические качества являются наиболее значимыми для систематического обучения.
Теперь появляется возможность говорить о психологической готовности не как о некоей абстрактной психологической концепции, а как о наборе реальных, знакомых учителю характеристик детей.
Семинар "Психологическая готовность к обучению глазами учителей школы" позволит на конкретном живом материале обсудить концепцию психологической готовности к школе, сблизив тем самым психологические и педагогические пространства и скорректировав представления отдельных педагогов в данном вопросе. Другой существенный результат экспертной оценки – в составлении обоснованной программы обследования при приеме в школу, определении приоритетных направлений обследования и распределении при этом функций педагогов и психолога.
Интересной научно-практической задачей может быть использование описанного метода и для изучения преемственности педагогического подхода на различных уровнях: детский сад – школа; начальная школа – средняя школа. Для реализации этого шага в исследовании достаточно провести соответствующую процедуру экспертной оценки в различных звеньях системы образования. Так, сравнительный анализ мнений учителей школы и воспитателей детских садов, позволяет выявить как сходства, так и различия в представлениях об идеальном первокласснике, что обусловливает несоответствие программ подготовки детей к школе и ожиданий учителей. Соответственно, обсуждение вопроса "Психологическая готовность к обучению глазами учителей школы и воспитателей детских садов" позволит наметить те или иные шаги в обеспечении преемственности детского сада и школы, например, осуществить коррекцию программ подготовки детей к школьному обучению.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.