На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Приложение 2
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Приложение 2
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе
Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе
Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Приложение 2

Рекомендации педагогу

Развитие понятийного, словесно-логического мышления детей
в младшем школьном возрасте

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-действенного, наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Сохраняя свое значение и нуждаясь в подкреплении и дальнейшем развитии, первые две формы мышления являются основой для формирования словесно-логического, понятийного мышления.
Всякий мыслительный процесс в той или иной мере выражается в понятиях – словах, отражающих необходимые и существенные (сущностные) признаки (т.е. свойства и отношения) предметов и явлений. Однако, понятия не выступают изолированно друг от друга и от образов, представлений, которые также являются носителями смыслового содержания и могут быть включены в мышление. Поэтому в практической мыслительной деятельности все виды мышления неразрывно взаимосвязаны и, следовательно, развитие мышления может и должно происходить в разнообразных видах деятельности и с использованием разнообразного коррекционно-развивающего материала, относящегося к разным областям знаний и к различным школьным предметам, а также представленного в различных репрезентативных системах.
При этом следует помнить, что самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно в младшем школьном возрасте воплощается в деятельности конструирования (конструкторы, мозаики, упражнения со спичками, разрезные картинки, задания с ножницами и бумагой). Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа по конструированию, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он должен, прежде всего, продумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Для целенаправленного формирования и развития понятийного мышления рекомендуется следующее.
1. Активизировать речевое развитие школьников, критериями которого являются: активный словарный запас, легкость и точность речи, употребление речевых форм (устойчивых словосочетаний), служебных слов (предлогов, союзов, частиц), гибкость речи (использование синонимов, омонимов, выбор слов в зависимости от контекста, переход глаголов в существенные и наоборот и т.д.).
В коррекционно-развивающих занятиях предусматриваются задания, в которых требуется исправить семантические ошибки; восстановить "рассыпанные" предложения, подобрать друг к другу слова-объекты и слова-признаки, синонимы и омонимы; составить слова или предложения по заданной конструкции (схеме) или опоре и наоборот; "зашифровать" имеющиеся слова или предложения. Методом развития активной речевой деятельности является также метод словесных ассоциаций. Неоценимую помощь в развитии логического мышления оказывают загадки, ребусы, шарады и другие "игры со словами" (можно в месте с детьми с родителями в течение учебного года работать над проектом (проектами) "Природа в загадках и картинках", "Кроссворды о животных" и др., продутом которых станут рукописные книги-сборники).
2. Добиваться осознанности учения, мыслительной работы, понимания слов и текстов (как устных, так и письменных), учить детей высказывать суждения и делать умозаключения.
В качестве критериев понимания рассматриваются следующие: ответы на вопросы по тексту, поставленные в разной форме; составление вопросов к тексту и отдельным предложениям; составление плана, заглавия, пересказ текста (своими словами или в обобщенной форме); объяснение значений некоторых слов или фраз; восстановление пропусков слов в тексте; дополнение текстов; восстановление системы (связности) текстовых материалов; выделение темы, идеи, главных мыслей в тексте, раскрытие подтекста, переносного смысла текстов (басни, пословицы, метафоры).
Ключевыми словами вопросов и заданий педагогов, обращенных к пониманию учащихся, могут быть: "Что вы узнали о …" "Почему …", "Объясните взаимосвязь…", "Расскажите своими словами…", "Преобразуйте выражение, чтобы…", "Закончите фразу…", "Объясните цель применения…", "Каковы ваши предложения…", "Решите задачу другим (несколькими способом…", "Какие вы сделали выводы…", "Какая теория (правило) объясняет это…", "По каким признакам вы решили, что…", "Насколько верны выводы…", "Опишите достоинства (недостатки…" и др.
3. Обогащать содержание учебной деятельности учащихся на занятиях по различным предметам упражнениями и задачами, направленными на формирование основных мыслительных операций в вербальной (словесной) форме. Такими операциями являются: абстрагирование, анализ, сравнение, классификация, синтез, обобщение, установление логических связей.
Примерами коррекционно-развивающих упражнений могут быть задачи:

  • на выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений (цвет, форма, вкус, запах, время (когда бывает), место (где происходит, обитает), материал (из чего сделан), назначение (для чего предназначен), функции (что делает), одушевленное – неодушевленное и др.;
  • распознавание объекта по признакам (например: "Назови предметы, о которых можно сказать: круглые, белые, съедобные");
  • сравните в форме сопоставления (чем похожи (одинаковы) и противопоставления (чем отличаются) предметы или явления;
  • выделение критериев (показателей) для сравнения;
  • установление взаимосвязей (часть – целое, целое – часть, род – вид, вид – род, рядоположенность, последовательность, аналогия, противоположность, причина – следствие, следствие – причина);
  • комбинирование, конструирование (например: "Составь из элементов (букв, слогов, слов) слово, предложение, рассказ, стихотворение").

Операции классификации и обобщения формируются на основе умений, развитых в выше указанных типах упражнений и параллельно с ними.
Классификация – распределение (объединение) предметов и явлений по группам (в группы) на основании выделения различных признаков.
Обобщение – объединение в одну общность (группу) предметов и явлений по основным свойствам (признакам).
В литературе можно найти множество примеров типовых упражнений и задач, способствующих развитию мыслительных операций. Отбор, конструирование и использование их в работе педагога проводятся в соответствии с требованиями, обеспечивающими формирование мотивации познавательной деятельности у школьников.
Условия формирования мотивации познавательной деятельности у школьников:
1. Организовывать мыслительную работу ребенка на том учебном материале, который ему интересен.
2. Отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо – для повышения самооценки, улучшения настроения.
3. Избегать низкого оценивания ученика и его способностей, оценивать необходимо только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ученика.
4. Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед.
5. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ и выявление причин имеющихся недостатков, не ограничиваясь только констатацией их.
6. Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности, игровой контекст, соревновательность.
При организации коррекционно-развивающих занятий важным является также и соблюдение принципа индивидуализации (полнота реализации программы зависит от индивидуальных особенностей умственного развития ребенка).

 

Компенсация нарушенного (осложненного) поведения и более эффективная организация деятельности дезадаптированных детей

Несмотря на всю сложность ситуации, необходимо все-таки подчеркнуть, что "желая" помочь ребенку, учитель первым делом должен продумать способы индивидуального подхода к нему в процессе урока. Вся тактика учителя должна быть направлена на организацию таких условий, при которых отвлекаемость ученика, его неспособность организовать свою деятельность, проявлялась бы в меньшей степени. Причем работа с ребенком должна строиться с учетом его слабых и особенно сильных сторон.
Здесь имеет значение все:

  • Место за партой должно быть в центре класса, напротив доски. Тогда ребенок будет всегда в поле зрения учителя, может быстро обратиться к нему за помощью и меньше отвлекаться.
  • На стенах классной комнаты должно быть как можно меньше отвлекающих предметов.
  • Говорить следует спокойно, четко, не торопясь и по возможности стараться не реагировать на вызывающие поступки ученика.
  • Обязательным является зрительный контакт с ребенком, т.е. учитель постоянно должен видеть глаза ученика, особенно когда объясняет материал. Зрительный контакт позволяет ребенку сконцентрировать внимание, не отвлекаться.
  • При общении с ребенком, для лучшей концентрации его внимания, должна применяться система четких и коротких указаний: "слушай!", "остановись!", "запомни!", "подумай, прежде чем напишешь!".
  • Чтобы обратить на себя внимание ученика, учитель может использовать систему жестов, мимику, поднять палец, положить руку на плечо ребенка, покачать головой и т.п.
  • Инструкции должна быть короткими и простыми. Ребенок не поймет сложных инструкций и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что каждое слово ребенку понятно.
  • Обязательно надо попросить ученика повторить, что он должен сделать. Это поможет установить, правильно ли понято задание.
  • Для каждой работы необходимо давать специальные инструкции и повторять их до тех пор, пока ребенок твердо не поймет.
  • Нельзя переходить к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущего.
  • Для каждой новой работы нужна новая полная инструкция, так как ребенок не всегда может выполнить аналогичное задание.
  • Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. Домашнее задание также необходимо написать на доске, а еще лучше дать ученику карточку с напоминанием о том, что задано на дом.
  • Рекомендуется давать только одно задание. Если задание большое, его следует разделить, и оно должно выполняться по частям. Только тогда, когда ученик выполнит одну часть, можно давать следующую.
  • Идти вперед можно только "маленькими шажками". Лучше сделать меньше, но хорошо, чем больше, но плохо.
  • Чтобы помочь ребенку компенсировать в работе свои слабые стороны, необходимо опираться на сильные. Так, если ученик имеет нарушение моторики, но хорошее речевое развитие, лучше вызывать его отвечать устно, а не просить написать на доске.
  • В процессе занятий необходимо поощрять ученика не только за хорошее поведение или хорошо выполненное задание, но и за старание, желание работать.

Если ученик абсолютно потерял контроль над собой, не следует делать резких замечаний, категорически запрещается кричать на него. Необходимо отвлечь его, отвести в спокойное место, можно умыть холодной водой, успокоить. Пока ребенок не успокоится, он не слышит ваших замечаний и не понимает. Что вы от него хотите. Но когда он успокоится, можно обсудить, что случилось.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.