Страница 4 из 9
Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Соответственно, коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации детей к школе представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации, которая может проявляться на физиологическом, познавательном, социально-психологическом и личностном уровне. Подчеркивая специфику психокоррекционного процесса, специалисты нередко склонны отграничивать его от развивающего процесса. При этом отмечают, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление, основная же задача развития состоит в том, чтобы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества. Коррекционная работа помогает преодолевать трудности развития, развивающая направлена на профилактику и предупреждение проблем развития. Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой, поэтому применительно к психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка к школе уместно пользоваться понятием "коррекционно-развивающая работа". Выбор целей и направленности коррекционно-развивающей работы, то есть стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нормативности развития, коррекции "сверху вниз" и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционно-развивающей работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции и развития. Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. "Возрастные нормы" первоклассника (младшего школьника) могут быть представлены например, в виде "Психологических характеристик идеального первоклассника" (см.Приложение 1) и/или "Психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника" (см. методическое пособие "Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации"). Принцип коррекции "сверху вниз" ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение данного принципа требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекционно-развивающая работа должна строиться как целенаправленное формирование психических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции "снизу вверх", имеющей своей целью упражнение и упрочение того, что уже достигнуто ребенком, она носит опережающий, предвосхищающий характер, активно формирует то, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. Это значит, что каждый ребенок находится как бы на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов: а) на уровне благополучия, соответствующего нормативам развития; б) на уровне "риска", то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, выражающихся в различных отклонениях от нормативного хода развития. Деятельностный принцип, коррекционно-развивающей работы, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционно-развивающих воздействий и, во-вторых, задает их способы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки. Коррекционно-развивающая работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Коррекционно-развивающий процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня: - развивающего – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития; - профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии; - коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития. При составлении коррекционно-развивающих программ необходимо опираться на следующие принципы: единства диагностики, коррекции и развития; приоритетности коррекции причин отклонений перед симптоматической коррекцией; учета возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности; активного привлечения ближайшего социального окружения; комплексности методов, постепенного возрастания сложности, увеличения уровня субъектности ребенка. Алгоритм составления коррекционно-развивающей программы:
- четкая формулировка цели коррекционно-развивающей работы; определение круга решаемых задач;
- определение методологии и содержания программы;
- выбор стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы;
- определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
- отбор методик и техник работы;
- определение общего времени и графика встреч;
- подготовка оборудования, диагностических и стимульных материалов;
- определение критериев эффективности коррекционно-развивающих занятий.
Цель коррекционно-развивающей работы на этапе адаптации детей к школе, сформулированная в самом общем виде: формирование и развитие психических процессов и навыков детей, способствующих успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно, как полагают многие специалисты, в процессе реализации следующих задач:
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной "Я-концепции" детей, устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в комплексе, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов. В то же время существование различных моделей, объясняющих причины трудностей развития ребенка, опора на разные уровни организации психических процессов, а также конкретная диагностика уровня готовности детей к школьному обучению, выявление актуального уровня, зоны ближайшего развития ребенка и его ресурсов расширяют (углубляют), конкретизируют цели и задачи коррекционно-развивающей работы, тем самым определяя вариативность ее содержания, многообразия стратегий и тактик. Так, например, коррекционно-развивающая работа в сфере когнитивного развития первоклассников может предполагать:
- развитие восприятия и сенсорных способностей;
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
- развитие воображения и творческих способностей;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: умения выделять существенные признаки, анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения;
- коррекция и развитие речи и речевых функций;
- коррекция и развитие пространственной организации, координации движений и мелкой моторики;
- развитие познавательной мотивации и т.д.
Развитие произвольности психической деятельности может выступать как самостоятельная системообразующая задача в период адаптации к школе, так и являться сопутствующей задачей того же познавательного развития. В содержание коррекционно-развивающей деятельности (круг решаемых задач) могут быть включены вопросы:
- развитие основных качеств внимания: концентрации, устойчивости, объема, распределения, переключения;
- развитие умения работать по образцу и по по инструкции (взрослого или сверстника);
- развитие умения планировать и осуществлять контроль деятельности;
- совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности;
- развитие умений подчинять свою деятельность времени, отведенному на выполнение задания и т.д.
Каждый период детского развития начинается в сфере человеческих отношений. Любая деятельность не может развиваться, если она не встроена в новую систему отношений ребенка с обществом. Поэтому начальный этап обучения детей с неизбежностью диктует повышение уровня социального функционирования, формирования доверия к окружающему миру через ситуации успеха как в основной учебной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем. Соответственно, программы работы с детьми в период адаптации включают, как правило, задачи развития и коррекции коммуникативных навыков, например:
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- становление умения владеть средствами общения;
- коррекция и развитие адекватного полоролевого поведения;
- формирование этически ценных норм взаимоотношений;
- коррекция агрессивности, развитие умения разрешать конфликтные ситуации;
- развитие умения оказывать и принимать знаки внимания, слушать и понимать другого;
- формирование установок на сотрудничество, умения работать в группе;
- развитие способности работать в коллективно-распределительных формах деятельности.
Одной из важнейших проблем психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к школе является проблема принятия ребенком новой социального роли, развитие его позитивной Я-концепции, формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации. Решение этой проблемы связано с реализацией следующих задач коррекционно-развивающей работы:
- развитие эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования;
- коррекция страхов и снижение тревожности;
- формирование позитивного отношения к школе, учению;
- выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам;
- формирование эффективного адаптационного стиля и способности преодолевать трудности;
- формирование стремления к реализации своих способностей и другие задачи.
Основное содержание коррекционно-развивающих занятий составляют игры и психотехнические упражнения. Не считаем необходимым приводить примеры таких игр и упражнений (их в современной литературе представлено очень много). Однако думаем, что полезным будет привести требования-рекомендации по содержанию коррекционно-развивающей работы, разработанные М.Р.Битяновой. Связанные с разработанными ею же параметрами психолого-педагогического статуса, эти требования позволяют реализовать принцип системности и обеспечить комплексность коррекционно-развивающей работы.
Параметры психолого-педагогического статуса
|
Параметры к психолого-педагогическому статусу
|
Психологические требования к содержанию коррекционно-развивающей работы
|
1. Познавательная сфера
|
1.1. Произвольность психических процессов
|
- Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе
|
Упражнения и приемы требующие:
-
- четкого соблюдения правил и условий ("Запретное движение", "Четыре стихии");
- ограничение непроизвольной речевой и двигательной активности ("Что слышно?", "Слушай и исполняй", "Совушка");
- непродолжительного, но сильного концентрирования на определенном объекте ("Слушаем тишину", "Слова-невидимки";
- выполнение функций ведущего;
- межгрупповой конкуренции, требующей группового сплочения и принятия личной ответственности за групповой результат ("Эстафеты", "Совместный рисунок");
- нахождение или придумывание предмета с определенными свойствами; установление типа связи между предметами: сходство, противоположность, род-вид ("Закончи предложение", "Четвертый лишний");
- установление причинно-следственных связей ("Последовательные картинки", "Продолжи ряд");
- способность домыслить, дорисовать, достроить нечто в уме ("Муха", "Внутренний мультфильм");
- продолжить рассказ;
- придумать ассоциацию;
- придумать и изложить инструкцию к задаче или упражнению;
- прохождение лабиринтов и обведение рисунков;
- сборка конструкций из мелких деталей;
- построение "хрупких конструкций"
|
- Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий
|
- Совершение учебных действий по образцу и правилу, установленному взрослым
|
- Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче
|
- Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи
|
1.2. Развитие мышления
|
- Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем; способность к обобщению
|
- Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
|
1.3. Сформированность важнейших учебных действий
|
- Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности
|
- Сформированность внутреннего плана умственных действий
|
- Умение выполнять задание взрослого
|
1.4. Развитие речи
|
- Понимание смысла текста или простых понятий.
|
- Использование речи, как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)
|
1.5. Развитие тонкой моторики
|
Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию
|
2. Особенности поведения и общения школьников
|
2.1. Взаимодействие со сверстниками
|
Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем
|
Использование игр и групповых или парных упражнений, предполагающих:
- организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности;
- принятие детьми различных ролевых обязательств: исполнительных, лидерских, контролирующих (сюжетно-ролевые игры);
- переживание общих чувств успеха и неудачи;
- различные ролевые отношения со взрослыми;
- принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому;
- переживание общих чувств;
- разработка и обязательное выполнение определенных игровых норм поведения и взаимодействия;
- контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы;
- проживание различных ситуаций в условиях соблюдения необходимых норм;
- ограничение речевой активности и физической активности;
- выполнение роли ведущего в игровой или реальной ситуации;
- строгое выполнение правил группы;
- поощрение активности: уважение мнений и решений ребенка;
- использование обсуждения при решении всех важных вопросов группы
|
2.2. Взаимодействие с педагогами
|
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю
|
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
|
Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм
|
2.4. Поведенческая саморегуляция
|
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению
|
2.5. Актив-ность и независимость
|
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
|
3. Особенности системы отношений ребенка к миру и самому себе
|
3.1. Отношение к себе
|
Позитивная "Я-концепция", устойчивая положительная самооценка
|
- создание ситуаций успеха;
- создание условий для осмысления ребенком себя, своих поступков и социальных отношений (этап рефлексии занятия);
- организация ситуация позитивной обратной связи и продуктивной критики ("Горячий стул")
|
Перспективной задачей в содержании коррекционно-развивающей работы с первоклассниками является выработка у детей эффективного адаптационного стиля, способностей и умений самостоятельно справляться с проблемами. В приложении № 5 приведён фрагмент программы психологических занятий с детьми "Трудности первоклассника", реализующих эту задачу.
|