На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе
Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе
Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы


Психологическая коррекционно-развивающая работа
в период адаптации детей к школе

Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Соответственно, коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации детей к школе представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации, которая может проявляться на физиологическом, познавательном, социально-психологическом и личностном уровне.
Подчеркивая специфику психокоррекционного процесса, специалисты нередко склонны отграничивать его от развивающего процесса. При этом отмечают, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление, основная же задача развития состоит в том, чтобы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества. Коррекционная работа помогает преодолевать трудности развития, развивающая направлена на профилактику и предупреждение проблем развития.
Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой, поэтому применительно к психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка к школе уместно пользоваться понятием "коррекционно-развивающая работа".
Выбор целей и направленности коррекционно-развивающей работы, то есть стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нормативности развития, коррекции "сверху вниз" и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционно-развивающей работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции и развития.
Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. "Возрастные нормы" первоклассника (младшего школьника) могут быть представлены например, в виде "Психологических характеристик идеального первоклассника" (см.Приложение 1) и/или "Психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника" (см. методическое пособие "Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации").
Принцип коррекции "сверху вниз" ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение данного принципа требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекционно-развивающая работа должна строиться как целенаправленное формирование психических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции "снизу вверх", имеющей своей целью упражнение и упрочение того, что уже достигнуто ребенком, она носит опережающий, предвосхищающий характер, активно формирует то, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. Это значит, что каждый ребенок находится как бы на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов:
а) на уровне благополучия, соответствующего нормативам развития;
б) на уровне "риска", то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, выражающихся в различных отклонениях от нормативного хода развития.
Деятельностный принцип, коррекционно-развивающей работы, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционно-развивающих воздействий и, во-вторых, задает их способы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Коррекционно-развивающая работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Коррекционно-развивающий процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:
- развивающего – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития;
- профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
При составлении коррекционно-развивающих программ необходимо опираться на следующие принципы: единства диагностики, коррекции и развития; приоритетности коррекции причин отклонений перед симптоматической коррекцией; учета возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности; активного привлечения ближайшего социального окружения; комплексности методов, постепенного возрастания сложности, увеличения уровня субъектности ребенка.
Алгоритм составления коррекционно-развивающей программы:

  • четкая формулировка цели коррекционно-развивающей работы; определение круга решаемых задач;
  • определение методологии и содержания программы;
  • выбор стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы;
  • определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
  • отбор методик и техник работы;
  • определение общего времени и графика встреч;
  • подготовка оборудования, диагностических и стимульных материалов;
  • определение критериев эффективности коррекционно-развивающих занятий.

Цель коррекционно-развивающей работы на этапе адаптации детей к школе, сформулированная в самом общем виде: формирование и развитие психических процессов и навыков детей, способствующих успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели возможно, как полагают многие специалисты, в процессе реализации следующих задач:

  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной "Я-концепции" детей, устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности.
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в комплексе, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.
В то же время существование различных моделей, объясняющих причины трудностей развития ребенка, опора на разные уровни организации психических процессов, а также конкретная диагностика уровня готовности детей к школьному обучению, выявление актуального уровня, зоны ближайшего развития ребенка и его ресурсов расширяют (углубляют), конкретизируют цели и задачи коррекционно-развивающей работы, тем самым определяя вариативность ее содержания, многообразия стратегий и тактик.
Так, например, коррекционно-развивающая работа в сфере когнитивного развития первоклассников может предполагать:

  • развитие восприятия и сенсорных способностей;
  • развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
  • развитие воображения и творческих способностей;
  • становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: умения выделять существенные признаки, анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения;
  • коррекция и развитие речи и речевых функций;
  • коррекция и развитие пространственной организации, координации движений и мелкой моторики;
  • развитие познавательной мотивации и т.д.

Развитие произвольности психической деятельности может выступать как самостоятельная системообразующая задача в период адаптации к школе, так и являться сопутствующей задачей того же познавательного развития. В содержание коррекционно-развивающей деятельности (круг решаемых задач) могут быть включены вопросы:

  • развитие основных качеств внимания: концентрации, устойчивости, объема, распределения, переключения;
  • развитие умения работать по образцу и по по инструкции (взрослого или сверстника);
  • развитие умения планировать и осуществлять контроль деятельности;
  • совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие умений подчинять свою деятельность времени, отведенному на выполнение задания и т.д.

Каждый период детского развития начинается в сфере человеческих отношений. Любая деятельность не может развиваться, если она не встроена в новую систему отношений ребенка с обществом. Поэтому начальный этап обучения детей с неизбежностью диктует повышение уровня социального функционирования, формирования доверия к окружающему миру через ситуации успеха как в основной учебной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем.
Соответственно, программы работы с детьми в период адаптации включают, как правило, задачи развития и коррекции коммуникативных навыков, например:

  • формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  • становление умения владеть средствами общения;
  • коррекция и развитие адекватного полоролевого поведения;
  • формирование этически ценных норм взаимоотношений;
  • коррекция агрессивности, развитие умения разрешать конфликтные ситуации;
  • развитие умения оказывать и принимать знаки внимания, слушать и понимать другого;
  • формирование установок на сотрудничество, умения работать в группе;
  • развитие способности работать в коллективно-распределительных формах деятельности.

Одной из важнейших проблем психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к школе является проблема принятия ребенком новой социального роли, развитие его позитивной Я-концепции, формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации. Решение этой проблемы связано с реализацией следующих задач коррекционно-развивающей работы:

  • развитие эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования;
  • коррекция страхов и снижение тревожности;
  • формирование позитивного отношения к школе, учению;
  • выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам;
  • формирование эффективного адаптационного стиля и способности преодолевать трудности;
  • формирование стремления к реализации своих способностей и другие задачи.

Основное содержание коррекционно-развивающих занятий составляют игры и психотехнические упражнения. Не считаем необходимым приводить примеры таких игр и упражнений (их в современной литературе представлено очень много). Однако думаем, что полезным будет привести требования-рекомендации по содержанию коррекционно-развивающей работы, разработанные М.Р.Битяновой.
Связанные с разработанными ею же параметрами психолого-педагогического статуса, эти требования позволяют реализовать принцип системности и обеспечить комплексность коррекционно-развивающей работы.

Параметры психолого-педагогического статуса

Параметры к психолого-педагогическому статусу

Психологические требования к содержанию коррекционно-развивающей работы

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

  • Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе

Упражнения и приемы требующие:

    • четкого соблюдения правил и условий ("Запретное движение", "Четыре стихии");
    • ограничение непроизвольной речевой и двигательной активности ("Что слышно?", "Слушай и исполняй", "Совушка");
    • непродолжительного, но сильного концентрирования на определенном объекте ("Слушаем тишину", "Слова-невидимки";
    • выполнение функций ведущего;
    • межгрупповой конкуренции, требующей группового сплочения и принятия личной ответственности за групповой результат ("Эстафеты", "Совместный рисунок");
    • нахождение или придумывание предмета с определенными свойствами; установление типа связи между предметами: сходство, противоположность, род-вид ("Закончи предложение", "Четвертый лишний");
    • установление причинно-следственных связей ("Последовательные картинки", "Продолжи ряд");
    • способность домыслить, дорисовать, достроить нечто в уме ("Муха", "Внутренний мультфильм");
    • продолжить рассказ;
    • придумать ассоциацию;
    • придумать и изложить инструкцию к задаче или упражнению;
    • прохождение лабиринтов и обведение рисунков;
    • сборка конструкций из мелких деталей;
    • построение "хрупких конструкций"
  • Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий
  • Совершение учебных действий по образцу и правилу, установленному взрослым
  • Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче
  • Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи

1.2. Развитие мышления

  • Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем; способность к обобщению
  • Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

  • Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности
  • Сформированность внутреннего плана умственных действий
  • Умение выполнять задание взрослого

1.4. Развитие речи

  • Понимание смысла текста или простых понятий.
  • Использование речи, как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)

1.5. Развитие тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности
при обучении письму и рисованию

2. Особенности поведения и общения школьников

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем

Использование игр и групповых или парных упражнений, предполагающих:

  • организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности;
  • принятие детьми различных ролевых обязательств: исполнительных, лидерских, контролирующих (сюжетно-ролевые игры);
  • переживание общих чувств успеха и неудачи;
  • различные ролевые отношения со взрослыми;
  • принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому;
  • переживание общих чувств;
  • разработка и обязательное выполнение определенных игровых норм поведения и взаимодействия;
  • контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы;
  • проживание различных ситуаций в условиях соблюдения необходимых норм;
  • ограничение речевой активности и физической активности;
  • выполнение роли ведущего в игровой или реальной ситуации;
  • строгое выполнение правил группы;
  • поощрение активности: уважение мнений и решений ребенка;
  • использование обсуждения при решении всех важных вопросов группы

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению

2.5. Актив-ность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

3. Особенности системы отношений ребенка к миру и самому себе

3.1. Отношение к себе

Позитивная "Я-концепция", устойчивая положительная самооценка

  • создание ситуаций успеха;
  • создание условий для осмысления ребенком себя, своих поступков и социальных отношений (этап рефлексии занятия);
  • организация ситуация позитивной обратной связи и продуктивной критики ("Горячий стул")

Перспективной задачей в содержании коррекционно-развивающей работы с первоклассниками является выработка у детей эффективного адаптационного стиля, способностей и умений самостоятельно справляться с проблемами.
В приложении № 5 приведён фрагмент программы психологических занятий с детьми "Трудности первоклассника", реализующих эту задачу.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.