На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Приложение 3
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе - Приложение 3
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе
Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе
Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации
Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей к школе
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы

Приложение 3

Психодиагностические таблицы
"Причины трудностей в обучении младших школьников"

Таблица № 1

1. Ребенок плохо учится (неуспеваемость), с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода. У учителей возникают сомнения, что положение может измениться.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами
в соответствии
с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины
(предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Не выполняет самостоятельные задания или делает их намного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника (3, 6...).

• Безразличен
к отметкам и к
происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу (1, 2, 6...).

• Неуправляем, неусидчив, мешает проведению урока
(1, 2, 5, 6...).

• Что ни спросишь, говорит "не знаю" или вообще молчит (3, 4, 5, 6).

• Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально (3, 4, 5)

1 - нарушения учебной мотивации

  • Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности;
  • ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека

2 - развитие ребенка по "игровому" типу

См. табл. № 7

3 - повышенная тревожность

  • Поддерживать доброжелательные взаимоотношения;
  • найти и обеспечить сферу успеха;
  • использовать щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
  • снизить значимость сфер неуспеха и т.п.

4 - развитие по типу
"хроническая неуспешность"

См. табл. № 5

5 - нарушение отношений с учителем

  • Осознать причины напряженности в отношении с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям и др.);
  • попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, постараться не усугублять их и т.п.

6 - задержки в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноза
требуется заключение медико-педагогической комиссии

  • Желательно обучение в классе выравнивания;
  • игровые формы обучения, репетиторство;
  • стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром;
  • обязательна консультация со специалистом с целью определения методов специфической коррекции и т.п.

Другие причины, вызывающие неуспеваемость

 

Таблица № 2

2. У ребенка не сформированы волевые черты характера, низкий уровень познавательных интересов (по определению учителя - он ленится).
К этой группе относятся дети, которые, по мнению учителя, учатся ниже своих способностей.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины
(предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Равнодушен ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу (1, 3, ...)

• Халтурит, не хочет
стараться, хотя может
учиться лучше, под различными предлогами
(не успел, забыл,
не могу и т.п.)
не выполняет
задания (1, 2, 3 ...).

• Утомленный вид,
сонливость или, наоборот, чрезмерная возбудимость к концу занятий (1, 4, ...).

• Делает все очень
медленно, как бы нехотя (1, 2, 5).

 

1 - нарушение учебной мотивации

  • Поддержание преобладания положительных эмоций в учебной деятельности;
  • ориентирование ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т.д.

2 - повышенная тревожность

  • Поддержание доброжелательных взаимоотношений;
  • поиск и обеспечение сферы успеха;
  • щадящий оценочный режим в сфере неуспеха;
  • снижение значимости сфер неуспеха и т.п.

 

3 - нарушение отношений с учителем

  • Осознание основной причины вашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.);
  • попытка понять его проблемы

4 - сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)

  • Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после уроков, если не успел на уроке и т.д.);
  • развитие способности эффективно восстанавливать силы и следить за своей работоспособностью и т.п.

5 - общая замедленность темпа деятельности

  • Не осуждать за медлительность;
  • сократить объема заданий;
  • оценивать прежде всего за качество, а не за объем выполненной работы и т.п.

Другие причины, вызывающие жалобы на лень

 

Таблица № 3

3. Ребенок рассеян. К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности - низкий.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины (предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Торопится, отвечает, но, подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель

• Неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле (1, 4, ...).

• Невнимателен, сидит за уроками часами, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил (1, 2, 3, ...)

1 – несформированность организации деятельности

  • Формирование навыков самоконтроля;
  • отработка навыка планирования и т.п.

2 - повышенная тревожность

  • Поддержание доброжелательных взаимоотношений;
  • поиск и обеспечение сферы успеха;
  • щадящий оценочный режим;
  • снижение значимости сферы неуспеха и т.п.

3 – развитие по типу "Уход от деятельности"

См. табл. № 6

4 – повышенная энергетика

  • Принятие мер по организации самоконтроля и умению планировать свои действия;
  • выработка внимательного отношения к инструкциям учителя;
  • ненавязчивый контроль исполнительности и т.п.

Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность

 

 

Таблица № 4

4. У ребенка не сформирована произвольная деятельность (по определению учителя - неуправляем).
К этой группе относятся дети, не способные или не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с организацией деятельности, с поведением.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины
(предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально, неустойчив (1, 2, 3).

• Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость (5),

• Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо (1, 4)

 

1 – избалованность

  • Установление тесного контакта с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективной

2 - развитие по "игровому" типу

См. табл. № 8

3 – развитие по типу "негативистическая демонстративность"

См. табл. № 9

4 – повышенная энергетика

  • Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия;
  • направление энергии ребенка в социально приемлемое русло;
  • ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т.п.

5 - двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

  • Спокойный стиль взаимоотношений;
  • рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее

Таблица № 5

5. Развитие ребенка идет по типу "хроническая неуспешность".
Главная черта детей типа "хроническая неуспешность" – постоянный страх ошибиться, сделать что-то не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезорганизуют их учебную деятельность, и таким образом неудачи становятся хроническими.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии
с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины (предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Учил, но не может хорошо ответить

• Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет
хорошо.

• Контрольные пишет значительно хуже, чем обычные работы

• После неудачного
ответа долго не может включиться
в работу и др.

1 - личностная тревожность (основная)
2 - факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
а) нарушение отношений с учителем;
б) завышенные ожидания взрослых;
в) первичные трудности с освоением
школьной программы, например: в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопатических нарушений, слабого развития мелкой моторики и т.д.

  • Поддержание доброжелательных отношений;
  • поиск и обеспечение сферы успеха;
  • обеспечение щадящего оценочного режима в сферах неуспеха;
  • снижение значимости сферы неуспеха;
  • одновременное проведение работы по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.

 

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом

 

Таблица № 6

6. Развитие ребенка идет по типу "уход от деятельности".
Главная черта детей типа "уход от деятельности" - склонность к фантазированию. Часто "витают в облаках" во время урока, особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на "взрослые" темы, задают вопросы ради вопросов, делают какие-то подарки, хвастаются, читают во время уроков взрослые книги и т.п.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины (предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Нестабильность успехов в учебе.

• О чем-то мечтает на уроках.

• Невнимательность.

• Лень (может учиться, но не хочет).

• Что-нибудь читает
или рисует вместо того, чтобы участвовать в работе класса.

• Лживость

Основная– неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся
с легкой тревожностью.

Дополнительная – потеря учебной мотивации (преобладание мотива избегания неудачи)

  • Помощь ребенку в поиске сферы успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получать признание взрослых (занятия абстрактной живописью, модным спортом, танцами и т.п.);
  • включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий и др.);
  • помощь в учебе (поощрение успехов - активности на уроке, изучения дополнительного материала и т.д.)

Таблица № 7

7. Развитие ребенка идет по "игровому" типу.
С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность и неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстает от сверстников.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины (предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Неуправляемость:
требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиняться школьным
требованиям.

• Не замечает своих
ошибок, повторяет их после замечаний учителя

• Безразличен к отметкам.

• Неуспеваемость по многим предметам и др.

Основная - отсутствие произвольности
и регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная -
задержка психического развития

 

  • Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал;
  • единственное средство - всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, наглядность, больше эмоциональности при объяснении и т.д.;
  • если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очевидных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы

 

Таблица № 8

8. Развитие ребенка идет по типу "негативистская демонстративность".
Главная черта таких детей - высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного "шута".

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины
(предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации

• Неуправляемость, не понимает
ни по-хорошему,
ни по-плохому.

• Сознательно нарушает школьные нормы поведения (делает все назло).

• Может хорошо
учиться, но привык утверждаться в плохом

Неудовлетворенная
потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью

  • Уделение ребенку внимания. Истинным наказанием для него является только лишение внимания. Поэтому в случае "фокусов" все замечания свести к минимуму. А главное, свести к минимуму эмоциональность реакций;
  • найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей - занятия в театральных студиях;
  • помнить, что первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывом негативизма. В это время необходимо быть особенно терпеливым, чтобы вести себя в соответствии с первой рекомендацией


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.