Страница 7 из 9
Приложение 3
Психодиагностические таблицы "Причины трудностей в обучении младших школьников"
Таблица № 1
1. Ребенок плохо учится (неуспеваемость), с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода. У учителей возникают сомнения, что положение может измениться.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Не выполняет самостоятельные задания или делает их намного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника (3, 6...).
• Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу (1, 2, 6...).
• Неуправляем, неусидчив, мешает проведению урока (1, 2, 5, 6...).
• Что ни спросишь, говорит "не знаю" или вообще молчит (3, 4, 5, 6).
• Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально (3, 4, 5)
|
1 - нарушения учебной мотивации
|
- Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности;
- ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека
|
2 - развитие ребенка по "игровому" типу
|
См. табл. № 7
|
3 - повышенная тревожность
|
- Поддерживать доброжелательные взаимоотношения;
- найти и обеспечить сферу успеха;
- использовать щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
- снизить значимость сфер неуспеха и т.п.
|
4 - развитие по типу "хроническая неуспешность"
|
См. табл. № 5
|
5 - нарушение отношений с учителем
|
- Осознать причины напряженности в отношении с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям и др.);
- попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, постараться не усугублять их и т.п.
|
6 - задержки в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноза требуется заключение медико-педагогической комиссии
|
- Желательно обучение в классе выравнивания;
- игровые формы обучения, репетиторство;
- стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром;
- обязательна консультация со специалистом с целью определения методов специфической коррекции и т.п.
|
Другие причины, вызывающие неуспеваемость
|
|
Таблица № 2
2. У ребенка не сформированы волевые черты характера, низкий уровень познавательных интересов (по определению учителя - он ленится). К этой группе относятся дети, которые, по мнению учителя, учатся ниже своих способностей.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Равнодушен ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу (1, 3, ...)
• Халтурит, не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания (1, 2, 3 ...).
• Утомленный вид, сонливость или, наоборот, чрезмерная возбудимость к концу занятий (1, 4, ...).
• Делает все очень медленно, как бы нехотя (1, 2, 5).
|
1 - нарушение учебной мотивации
|
- Поддержание преобладания положительных эмоций в учебной деятельности;
- ориентирование ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т.д.
|
2 - повышенная тревожность
|
- Поддержание доброжелательных взаимоотношений;
- поиск и обеспечение сферы успеха;
- щадящий оценочный режим в сфере неуспеха;
- снижение значимости сфер неуспеха и т.п.
|
3 - нарушение отношений с учителем
|
- Осознание основной причины вашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.);
- попытка понять его проблемы
|
4 - сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)
|
- Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после уроков, если не успел на уроке и т.д.);
- развитие способности эффективно восстанавливать силы и следить за своей работоспособностью и т.п.
|
5 - общая замедленность темпа деятельности
|
- Не осуждать за медлительность;
- сократить объема заданий;
- оценивать прежде всего за качество, а не за объем выполненной работы и т.п.
|
Другие причины, вызывающие жалобы на лень
|
|
Таблица № 3
3. Ребенок рассеян. К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности - низкий.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Торопится, отвечает, но, подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель
• Неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле (1, 4, ...).
• Невнимателен, сидит за уроками часами, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил (1, 2, 3, ...)
|
1 – несформированность организации деятельности
|
- Формирование навыков самоконтроля;
- отработка навыка планирования и т.п.
|
2 - повышенная тревожность
|
- Поддержание доброжелательных взаимоотношений;
- поиск и обеспечение сферы успеха;
- щадящий оценочный режим;
- снижение значимости сферы неуспеха и т.п.
|
3 – развитие по типу "Уход от деятельности"
|
См. табл. № 6
|
4 – повышенная энергетика
|
- Принятие мер по организации самоконтроля и умению планировать свои действия;
- выработка внимательного отношения к инструкциям учителя;
- ненавязчивый контроль исполнительности и т.п.
|
Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность
|
|
Таблица № 4
4. У ребенка не сформирована произвольная деятельность (по определению учителя - неуправляем). К этой группе относятся дети, не способные или не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с организацией деятельности, с поведением.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально, неустойчив (1, 2, 3).
• Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость (5),
• Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо (1, 4)
|
1 – избалованность
|
- Установление тесного контакта с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективной
|
2 - развитие по "игровому" типу
|
См. табл. № 8
|
3 – развитие по типу "негативистическая демонстративность"
|
См. табл. № 9
|
4 – повышенная энергетика
|
- Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия;
- направление энергии ребенка в социально приемлемое русло;
- ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т.п.
|
5 - двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)
|
- Спокойный стиль взаимоотношений;
- рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее
|
Таблица № 5
5. Развитие ребенка идет по типу "хроническая неуспешность". Главная черта детей типа "хроническая неуспешность" – постоянный страх ошибиться, сделать что-то не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезорганизуют их учебную деятельность, и таким образом неудачи становятся хроническими.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Учил, но не может хорошо ответить
• Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо.
• Контрольные пишет значительно хуже, чем обычные работы
• После неудачного ответа долго не может включиться в работу и др.
|
1 - личностная тревожность (основная) 2 - факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность: а) нарушение отношений с учителем; б) завышенные ожидания взрослых; в) первичные трудности с освоением школьной программы, например: в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопатических нарушений, слабого развития мелкой моторики и т.д.
|
- Поддержание доброжелательных отношений;
- поиск и обеспечение сферы успеха;
- обеспечение щадящего оценочного режима в сферах неуспеха;
- снижение значимости сферы неуспеха;
- одновременное проведение работы по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.
В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом
|
Таблица № 6
6. Развитие ребенка идет по типу "уход от деятельности". Главная черта детей типа "уход от деятельности" - склонность к фантазированию. Часто "витают в облаках" во время урока, особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на "взрослые" темы, задают вопросы ради вопросов, делают какие-то подарки, хвастаются, читают во время уроков взрослые книги и т.п.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Нестабильность успехов в учебе.
• О чем-то мечтает на уроках.
• Невнимательность.
• Лень (может учиться, но не хочет).
• Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в работе класса.
• Лживость
|
Основная– неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью.
Дополнительная – потеря учебной мотивации (преобладание мотива избегания неудачи)
|
- Помощь ребенку в поиске сферы успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получать признание взрослых (занятия абстрактной живописью, модным спортом, танцами и т.п.);
- включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий и др.);
- помощь в учебе (поощрение успехов - активности на уроке, изучения дополнительного материала и т.д.)
|
Таблица № 7
7. Развитие ребенка идет по "игровому" типу. С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность и неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстает от сверстников.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Неуправляемость: требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиняться школьным требованиям.
• Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя
• Безразличен к отметкам.
• Неуспеваемость по многим предметам и др.
|
Основная - отсутствие произвольности и регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.
Дополнительная - задержка психического развития
|
- Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал;
- единственное средство - всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, наглядность, больше эмоциональности при объяснении и т.д.;
- если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очевидных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы
|
Таблица № 8
8. Развитие ребенка идет по типу "негативистская демонстративность". Главная черта таких детей - высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного "шута".
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
|
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный "диагноз")
|
Общие рекомендации
|
• Неуправляемость, не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому.
• Сознательно нарушает школьные нормы поведения (делает все назло).
• Может хорошо учиться, но привык утверждаться в плохом
|
Неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью
|
- Уделение ребенку внимания. Истинным наказанием для него является только лишение внимания. Поэтому в случае "фокусов" все замечания свести к минимуму. А главное, свести к минимуму эмоциональность реакций;
- найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей - занятия в театральных студиях;
- помнить, что первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывом негативизма. В это время необходимо быть особенно терпеливым, чтобы вести себя в соответствии с первой рекомендацией
|
|