Организация профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении дошкольного образования |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Шаклюцкая Лилия Казимировна Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад № 1», Докшицы Деятельность педагога-психолога в учреждении дошкольного образования регулируется множеством документов, начиная от Конвенции ООН о правах ребёнка и заканчивая локальными документами учреждения. [1, с.32]. Несомненно, что эта деятельность имеет свою специфику. Цель педагога-психолога состоит в том, чтобы постараться сделать пребывание ребенка в детском саду комфортным и удобным, эмоционально благополучным; познакомить родителей с особенностями развития их ребёнка на всех возрастных этапах; помочь принять его и научить воспитателей правильно выстраивать отношения с ребёнком с ОПФР в рамках инклюзивного образования. Очень важно помочь ребенку не чувствовать себя «лишним», так как в последнее время таких детей становится всё больше, а также дать соответствующие рекомендации родителям и педагогам. Педагог-психолог должен заниматься охраной психического, психологического, социального и физического развития детей в учреждении, т.к. сохранение и укрепление здоровья детей является главной заботой взрослых, а проблема психологического здоровья детей, факторов его формирования и путей укрепления приобретает все большую актуальность. Психолог помогает выявить причины поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и помогает справиться с ними как можно раньше, подключив к работе других специалистов и родителей. С помощью наблюдения и диагностических методик педагог-психолог изучает индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения со сверстниками, индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Ценность психологической диагностики состоит в том, что она помогает получить информацию об актуальном развитии воспитанников, определить, на что необходимо больше обратить внимания в ходе работы, выявить проблемы всех участников образовательного процесса. Без диагностики сложно организовать и рационально управлять дальнейшей работой. Диагностика показывает реальную, а также наглядную картину действительности, что помогает в организации работы. В рамках коррекционно-развивающего направления педагог-психолог помогает улучшить образовательный процесс (адаптацию, возникающие трудности как в развитии, так и в обучении и поведении). С этой целью и проводятся коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками. Если педагог-психолог не может оказать соответствующую помощь, то он обязан перенаправить к специалисту, где родители смогут её получить. Консультирование помогает оказать помощь педагогам и родителям в решении возникающих в процессе работы вопросов (адаптации воспитанников, проблем взаимоотношений в группе, социализации, организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям). Особое внимание необходимо уделять вопросам формирования чувства защищенности, позитивного самопринятия, социальной активности ребенка в условиях семейного воспитания. Консультирование проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. В рамках работы «Материнской школы», следует отметить немаловажную роль педагога-психолога, где осуществляется комплекс мероприятий, включающий психолого-педагогическое сопровождение детей в период привыкания к учреждению дошкольного образования. Организовывается консультативный пункт для родителей, где они могут получить ответы на интересующие их вопросы о воспитании, поседении, взаимоотношении с ребёнком. Практика работы показала, что у многих родителей, имеющих детей раннего возраста, не посещающих учреждения дошкольного образования, высока потребность в консультативной помощи. Одно из важных направлений работы педагога-психолога - работа с педагогами, направленная на повышение их психолого-педагогической и правовой культуры. Профилактика и просвещение педагогов способствует систематизации психолого-педагогических знаний и грамотной реализации их в практической деятельности, а также повышает психологическую культуру специалистов. Психопрофилактическая работа проводится как индивидуально, так и с группой педагогов. При этом следует уделить пристальное внимание профилактике профессионального стресса, вопросам проявления агрессии на рабочих местах. На занятиях проходит знакомство с методами саморегуляции, укрепления психологических защитных механизмов, педагоги учатся корректно реагировать на сложные ситуации и контролировать свои эмоции, при этом создаются все условия для участия педагогов в тренингах на сплочение коллектива, что является важным для плодотворной работы в коллективе и по предупреждению эмоционального «выгорания» педагогов. С законными представителями воспитанников психопрофилактика и просвещение осуществляется через обновление информации на стендах в родительских уголках, выступлениях на родительских собраниях, приглашение к участию в родительском клубе, открытых мероприятиях учреждения дошкольного образования. В рамках организационно-методической работы педагог-психолог планирует и анализирует свою деятельность, ведёт текущую документацию, осуществляет подготовку актуальных мероприятий для реализации направлений своей деятельности, постоянно повышает свой уровень профессиональной компетенции как специалиста. Профилактика семейного неблагополучия в работе педагога-психолога играет важную роль. Защита прав каждого ребёнка и предупреждение семейного неблагополучия является одной из важных задач в работе специалиста. Легче предупредить неблагополучие, чем впоследствии выводить ребёнка и семью с уже возникшей ситуации, в которой ребёнок находится в социально опасном положении. Инновационная деятельность. Сегодня психология - это интенсивно развивающаяся область, поэтому и педагог-психолог должен находиться в постоянном режиме развития, творчества, обновления мышления и профессиональной деятельности, быть готовым к восприятию инноваций, способным к проектированию и реализации новых технологий в области образования. Этому способствует работа в рамках инновационной деятельности. Проводится психологический мониторинга по теме инновации, осуществляется подбор и разработка анкет, тестов, опросников, ведётся мониторинг деятельности и промежуточных результатов реализации проекта (диагностика, анкетирование педагогов, анкетирование родителей, консультативный пункт для родителей). Осуществляется помощь по внедрению программно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Несомненно, представленные направления не исчерпывают всё разнообразие вариантов организации деятельности педагога-психолога, однако содействуют обогащению профессионального мастерства. Таким образом, профессиональная деятельность педагога-психолога является важным элементом всей системы образования, имеет свои особенности и представляет собой самостоятельную систему, которая реализуется в сотрудничестве с педагогическими работниками и родителями воспитанников. Библиография: 1. Зданович В.М. Организация деятельности педагога-психолога // Руководитель учреждения дошкольного образования. - 2017. - № 1. - С. 32-35. 2. Овсянник Н.В. Справочная книга педагога психолога учреждения дошкольного образования: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. / Н.В. Овсянник. - Мозырь: Белый Ветер, 2012. - 170 с. Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |