На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Техники психодрамы в ресурсном обеспечении профессиональной самореализации личности
Техники психодрамы в ресурсном обеспечении профессиональной самореализации личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Обухова Юлия Владимировна
Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону

Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализации в теории А. Маслоу, идентичности в теории Э. Эриксона, самоэффективности в теории А. Бандуры. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации [1]. На процесс самореализации оказывают влияние две группы факторов: внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести интеллектуальные особенности (хорошо развитый эмоциональный, социальный и вербальный интеллект), волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность и др.), личностные особенности (гармонизация Я-концепции, адекватная самооценка, общительность и др.). Эти факторы можно рассматривать как личностные ресурсы. К внешним факторам относятся влияние социума, наличие или отсутствие барьеров к самореализации.

Отметим, что личность стремится самореализоваться во многих сферах деятельности, однако одним из ведущих компонентов жизнедеятельности человека является профессиональная деятельность.
По мнению Н.И. Плужниковой профессиональная самореализация выступает в роли как процесса, так и результата саморазвития. Как результат профессиональная самореализация определяется с помощью двух оценок:
1) внешняя - индикатор эффективности профессиональной деятельности;
2) внутренняя - удовлетворенность своей деятельностью [3].


На основе этих оценок можно выделить четыре вида профессиональной самореализации личности: гармоничная профессиональная самореализация (внешняя эффективность - внутреннее удовлетворение), полугармоничная профессиональная самореализация (внешняя неэффективность - внутреннее удовлетворение), адаптивная профессиональная самореализация (внешняя эффективность - внутреннее неудовлетворение), нереализованная (внешняя неэффективность - внутреннее неудовлетворение).
На основе выделенных видов самореализации приведем пример работы психодраматиста с такими клиентами.


Первый тип клиентов - клиенты, которые смогли эффективно выстроить свою профессиональную траекторию, полностью раскрыть свои личностные ресурсы. Их профессиональную успешность отмечают окружающие, да и сами клиенты полностью удовлетворены процессом самореализации. Они не нуждаются в проведении психокоррекционных мероприятий.
Второй тип клиентов - клиенты, которые испытывают на себе постоянную критику значимых других в адрес их профессиональной деятельности (результата и/ или процесса деятельности, выбора профессии, должности, конкретной организации), но сами полностью довольны своей профессиональной самореализацией. В работе с такими клиентами можно использовать следующие техники психодрамы: технику «Самопрезентация» в двух вариациях (представление самого себе - Я-реальное и представление себя глазами значимого другого - Я-отраженное), технику «Исполнение роли» (Я-настоящий и Я-идеальный в восприятии окружающих), технику «Монолог» (комментирование своих истинных мыслей и чувств, которые вызывает критика других людей), технику «Дублирование» при актуализации негативных эмоций и чувств. Отметим, что использование техники «Самопрезентация» в двух вариациях позволит выявить, что конкретно волнует клиента, в чем конкретно проявляются различия в самоописании Я-настоящее и Я-отраженное [2]. Наличие большого количества статусных характеристик при описании Я-отраженного и отсутствие их в Я-настоящем, сопровождающемся описанием экспрессивных черт личности, может свидетельствовать о внутриличностном конфликте.
Третий тип клиента - клиенты, склонные к самокритике, самобичеванию, осознающие, что сделали неправильный профессиональный выбор, хотя окружающие подчеркивают профессиональную успешность таких людей. В работе с такими клиентами целесообразно применить техники психодрамы на ресурсы (символдраматическую психодраму - Мотивы «Луг», «Гора»; аксиодраму на тему «Ценности и желания»), упражнение «Колесо жизни» на осознание наполненности, нахождения баланса и гармонии жизни. Более подробное описание данного упражнения можно найти в монографии автора [4].
Четвертый тип клиентов - клиенты, испытывающие значительные затруднения в профессиональной самореализации. Это затруднения могут проявляться в невозможности самореализации в желаемой профессии в силу объективных (безработица, проблемы со здоровьем) или субъективных причин (несоответствие образа желаемой и реальной работы по критериям зарплаты, статуса, временных, эмоциональных, моральных, физических затрат и др.). С такими клиентами наиболее эффективно применение техник из футуродрамы (работа с будущим, осознание истинных потребностей и желаний личности), а также техника психодрамы «Обмен ролями», которая позволит выявить истинные причины нахождения человека в данном состоянии, введение дополнительной реальности, которая позволит создать завершенный образ желаемого будущего. Эффективно также применение игротерапии для обеспечения оптимальных условий психологического благополучия клиента [5]. После того, как клиент осознает образ идеального будущего, можно применить упражнение из НЛП «Линия жизни», которое позволит клиенту зафиксировать значимые шаги к достижению своей цели с фиксацией конкретных сроков достижения.
Таким образом, можно прийти к выводу, что применение техник психодрамы в ресурсном обеспечении профессиональной самореализации личности будет эффективным, если мы учитываем вид профессиональной самореализации клиента.

Список литературы:

1. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 28-36.
2. Обухова Ю.В. Практическая психология личности: драматические и игровые техники в работе психолога: учебное пособие. - Ростов-на- Дону - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. - 124 с.
3. Плужникова Н.И. Психологическая характеристика профессиональной самореализации как условие развития профессиональных компетенций / В сборнике: Психологические проблемы самореализации современной молодежи, 2014. - С. 122-127.
4. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: монография/ Ю.В. Обухова, Е.В. Зинченко, Е.В. Белова, И.В. Афанасенко. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2016. - 305 с.
5. Черная А.В., Темнышова Е.И. Ресурс отношений игрового терапевта и клиента в обеспечении оптимальных условий психологического благополучия / В сборнике: Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. 2014. - С. 91-94.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.