Профессиональная деятельность
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональная деятельность
Становление профессиональной деятельности
Ценности профессиональной деятельности
Все страницы

План

1. Профессиональная деятельность и ее виды

2. Становление профессиональной деятельности

3. Ценности профессиональной деятельности


Основные понятия и термины
Виды профессиональной деятельности, виды человеческой деятельности, возрастные и биографические кризисы, квалификация, классификации профессиональной деятельности, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, профессиональное обучение, профессия, специальность, стадии профессионализации, стадия авторитета, стадия адаптации, стадия интернала, стадия наставника, сферы профессиональной деятельности, ценности профессиональной деятельности


1. Профессиональная деятельность и ее виды


Профессиональная деятельность - это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
Наличие у человека определенной профессии является свидетельством того, что он может квалифицированно выполнять данный вид работ.
Понятие «профессия» многозначно и означает следующий ряд:
- общность людей;
- область приложения сил;
- деятельность и область проявления личности;
- исторически развивающуюся систему;
- реальность, творчески формируемую самим субъектом.
В самом широком смысле профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Многие профессии подразделяются на специальности.
Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии, более узкая классификация профессиональной деятельности, требующая конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение более узких профессиональных задач. Лица, владеющие определенной специальностью, подразделяются по квалификациям.
Квалификация работника - это уровень профессиональной подготовленности, зависящий от объема имеющихся у него знаний, умений, опыта и навыков, необходимых для выполнения определенной работы с наибольшей эффективностью и качеством.
Профессиональная деятельность род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
- заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
- организатор условий такой деятельности;
- источник ее материального финансирования;
- регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
- эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
- источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут выполняться государственными институтами или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.).
Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).
С точки зрения, общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека, профессия - это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Профессия это социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.
Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда. Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности.
Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т. д.), людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
В российском законодательстве «Профессиональная деятельность» получает правовую регламентацию по видам деятельности различных специальностей, а субъекты профессиональной деятельности - это физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую российскими законами.
Занятие профессиональной деятельностью возможно только после соответствующего оформления, а по отдельным видам деятельности необходима государственная регистрация и (или) лицензирование.
Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Деятельность можно разделить на этапы:
- процесс вовлечения в деятельность;
- процесс целеполагания;
- процесс проектирования действий;
- процесс осуществления действий;
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Виды человеческой деятельности.
Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия, получения которого не осознаются.
Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Предметная деятельность. Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни. В раннем возрасте (с 1-3 лет) она и становится ведущей.
Учение (учебная деятельность) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования - образование в учебных заведениях различного типа, однако оно осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и других сферах. Помимо специально организуемого обучения, проводимого в определенном режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.
Сетевая деятельность связана с использованием Интернета и осуществления с его помощью различных операций.
Игровая деятельность. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Научная деятельность - интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:
- решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;
- обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Виды профессиональной деятельности:
Управление - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Обслуживание - предоставление услуг клиенту за определенную плату.
Образование - процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности.
Контроль - наблюдение с целью официальной проверки, регистрации правильности, точности работы кого-либо или чего-либо.
Производство - процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Производственное предприятие также называют производством.
Консультирование. Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Консультирование (консалтинг) - вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса.
Оздоровление - это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведет в целом к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и повышению продолжительности жизни. Не путать с лечением (от болезней).
Защита - сознательная или бессознательная деятельность человека, предусматривающая сохранение его жизни и обеспечивающая такое разрешение внутрипсихических конфликтов, которое в силу внешних обстоятельств и внутренних стремлений оказывается приемлемым для него.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Сферы профессиональной деятельности. Сфера профессиональной деятельности - это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.
По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности:
- сферу материального производства
- непроизводственную сферу.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной - увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).
В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.
Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.
Предпринимательство - это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере
Процесс - это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности - это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность.
Готовность включает в себя такие аспекты:
- физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
- нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
- психологический (соответствие особенности и свойств психики - внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. - характеру труда);
- практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).
Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.
Мотив - это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).
К функциональным возможностям человека относятся:
- возможности рук (сила, ловкость, координация);
- возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
- возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
- возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
- возможности речевого аппарата, голоса и др.
Классификации профессиональной деятельности. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований.
Существуют различные классификации профессиональной деятельности. Общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта. При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий.
Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому, или иному основанию.
Профессии различаются:
- по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд;
- по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на: оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный преподавание, лечебная работа и др., нестандартный научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); динамический и статический; однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
- в зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление водолазные работы, низкие температуры полярники, информационные перегрузки диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.);
- по форме организации деятельности выделяют следующие виды труда: регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта); индивидуальный и коллективный (совместный) .
В XVIII в. известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:
- Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
- Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
- Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
- Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
- Вредительские науки, к которым В.Н. Татищев приравнял колдовство.
Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом С.Г. Стру- милиным , который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.
С.Г. Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:
- Первый тип - это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
- Второй тип - это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
- Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.
Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий - это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.
В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.
В настоящее время активно используется классификация профессий по Е.А. Климову , которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа.
Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:
«Человек - природа»,
«Человек - человек»,
«Человек - техника»,
«Человек - знаковые системы»,
«Человек - художественный образ».
К профессиям категории « Человек - природа» относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.
Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.
Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.
В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.
Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.
В категории «Человек - техника» главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек - техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее.
Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:
- специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород;
- профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами;
- специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке;
- профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств;
- специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций;
- профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов;
- специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов;
- профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими;
- специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.
В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.
В случае категории « Человек - человек» главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее.
Среди этой группы выделяют следующие профессии:
- специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов;
- профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами;
- специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием;
- профессии, направленные на информационное обслуживание;
- специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами;
- профессии, которые связаны с медицинскими услугами.
Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки.
Качества, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек - человек»:
- стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми;
- большая потребность в общении;
- умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей;
- умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях;
- способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.
Ведущий предмет труда классификации «Человек - знаковые системы» - это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.
Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:
- специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием;
- специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения;
- специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.
Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.
Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности «Человек - художественный образ» является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники.
Профессии группы « Человек - художественный образ» следующие:
- специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью;
- профессии, направленные на музыкальную деятельность;
- специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности;
- профессии актерско-сценической направленности.
Одной из особенностей деятельности «Человек - Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.
В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:
- гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее;
- преобразующие профессии в лице мастеров-живот- новодов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декора- торов и тому подобное;
- изыскательские профессии, к которым относят летчиков- наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.
Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:
- специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и т.д.;
- профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное;
- профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и т.д.;
- специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.
В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:
- деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности;
- трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее;
- работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное;
- труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и т.д.
Условия профессиональной деятельности. Под условиями профессиональной деятельности понимают объективные обстоятельства, определяющие или существенно влияющие на характер, содержание и качество деятельности. В психологии и социологии принято выделять нормальные и экстремальные условия деятельности.
Однако некоторые акмеологи полагают, что целесообразно выделить промежуточный класс условий, имеющих специфическое психологическое содержание, которые они называют «особыми». По их мнению, в особых условиях осуществляют свою деятельность представители многих профессий. Однако главное заключается в тенденциях устойчивого сближения особых условий деятельности с экстремальными и расширения класса экстремальных условий в труде субъектов.
Значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности специалистов являются экстремальные факторы, к которым относятся:
- механические воздействия типа вибраций, перегрузок;
- реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни;
- частое возникновение непредвиденных и аварийных ситуаций;
- высокая степень ответственности, боязнь ошибок и неудач;
- частые эмоциональные конфликты в коллективе, стиль руководства и т.п.
Общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является:
- наличие действующих экстремальных факторов;
- возникновение функциональных состояний типа динамического рассогласования;
- высокие нервно-психические и энергетические затраты;
- включение в деятельность резервных возможностей.
Отличие между ними состоит не в виде экстремальных факторов, а в периодичности, частоте или длительности их воздействия, в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, силе воздействия).
От экстремальных и сверхэкстремальных особые условия деятельности отличаются:
- непостоянством действия экстремальных факторов;
- меньшей их интенсивностью и мощностью;
- умеренной выраженностью негативных функциональных состояний;
- включением в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа.
Отсюда - классификация условий труда по основанию их отличий.
Особыми являются такие условия, когда деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.
При этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в таких условиях необходим отдых.
Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальные факторов, которые могут представлять потенциальную опасность. При этом негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в них требует восстановления.
Сверхэкстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, включаются аварийные резервные возможности такой деятельности. После такой деятельности требуется обязательная реабилитация.
Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда в затрудненных условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования. Такие состояния характеризуются нарушением адекватных физиологических и поведенческих реакций, неоправданно высокой «ценой» деятельности и приводят к нарушению ее структуры, снижению эффективности и надежности.

 


 


2 Становление профессиональной деятельности


Развитие профессиональной деятельности. Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы - обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному - сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.
Профессиональное становление - это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:
1. Формирование профессиональных намерений. Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути. Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.
2. Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15-18 лет или 16- 23 года.
Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта.
К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования. Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебнопрофессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
3. Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
- стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптан- том. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг - стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе;
- стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
- стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег;
- стадия авторитета, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения;
- стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.
Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.
Становление профессионала начинается с профессионального самоопределения в соответствии с уже имеющимися профессиональными намерениями личности. На определение себя в профессии могут оказывать влияние: личность учителя-
профессионала, которая формирует интерес к преподаваемому предмету, мнение родителей, родственников или знакомых, мнение сверстников о престижности той или иной профессии. В последнее время определиться с профессией помогают школьные психологи, которые в рамках профориентационной деятельности выявляют направленность личности школьника. Несмотря на то, что под профориентацией понимают - «целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями», в современной профориентационной работе отсутствуют системность и комплексность мер при работе со школьниками и их родителями.
Новые условия зачисления в высшие учебные заведения показали отсутствие профессионального самоопределения у многих абитуриентов: выбор разноплановых специальностей и вузов, определение специальности в процессе подачи заявления, предпочтение специальности в соответствии с результатами ЕГЭ. Возможность поступления на бюджетные места в последнее время является доминирующим мотивом для абитуриентов, выбирающих не престижные специальности.
Получение высшего профессионального образования - необходимый этап в длительном процессе становления профессионала. На первых курсах происходит переход от школьных форм идентичности и учебной деятельности к вузовским. Во второй половине обучения у студентов происходит саморазвитие, формируется система профессиональной деятельности. На третьем курсе повышается успеваемость студентов, формируется активная позиция по отношению к предлагаемому учебному материалу и складывается определенная структура интеллекта. На четвертом -пятом курсах формируются навыки профессиональной деятельности, появляется готовность к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь. Наиболее сложным является первый год обучения, что связано с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.
Переход на многоуровневую систему образования будет способствовать формированию профессионала, ориентированного на созидательную и творческую работу, нацеленного на получение высоких результатов в работе. Вариативность многоуровневой системы образования позволяет обучающему после получения четырехлетнего базового высшего образования продолжить обучение, остановить или временно отложить. Выпускникам, получившим полное высшее образование с дипломом магистра, предоставляется возможность осуществлять профессиональное становление в любых учебных учреждениях. Следует отметить, что современные выпускники высших учебных заведений помимо профессиональной грамотности должны иметь высокий уровень конкурентоспособности, коммуникативной компетентности и толерантности.
На этапе адаптации в профессиональной деятельности осуществляется освоение профессиональных норм, требований, технологий.
Профессионализация личности - продуктивный процесс развития и саморазвития, процесс реализации себя в профессиональной деятельности и достижение вершин профессионализма.
Попадая в коллектив квалифицированных специалистов, где доминирует инициативность, творческий подход, требовательность, принципиальность, начинающий специалист стремиться соответствовать высоким профессиональным нормам и требованиям. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение квалификации, поиск путей реализации себя в профессии. При успешной профессионализации личность вступает в фазу мастерства. Обладая богатым опытом, профессионал может передавать навыки, опыт и знания начинающим специалистам.
Таким образом, становление профессионала опирается на два основных понятия: профессионализация и профессионал.
Профессионализация - это формирование специфических профессиональных качеств личности. Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности.
Процесс профессионализации можно рассматривать в четырех направлениях:
1. Как процесс его социализации - усвоение индивидом его социальных норм, преобразования социального опыта, принятие социальной роли, установки, приспособление к определенной социальной среде.
2. Как процесс развития личности, т.е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Профессиональное развитие заключается, прежде всего, в формировании у человека определенных профессиональных способностей, профессиональных навыков.
3. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в процессе которой профессионализация происходит благодаря самопознанию, самовоспитанию и самореализации.
4. Как форму активности личности, в плане трудовой деятельности.
Возрастные и биографические кризисы. В процессе профессионализации происходят кризисные явления, которые могут вызывать замедление профессионального развития личности.
Первый кризис, возникающий в период ранней взрослости, связан с окончательным переходом во взрослую жизнь, с вхождением в профессиональный коллектив. Трудность может заключаться в неуверенности в своих силах, в жестком распорядке трудового дня, в сложных взаимоотношениях сотрудников профессионального коллектива, а так же может быть связана со сложностью профессиональной деятельности.
Следующий кризис может наступить после четырех-пяти лет работы, который может совпасть с кризисом «30-летия» и возникает в результате неудовлетворенности личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т.д.). Этот кризис может проявляться в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.
Нормативный кризис «кризис середины жизни» в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и зачастую сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия или психосоматические заболевания.
Следующий нормативный кризис - «предпенсионный кризис», связан с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной её замены другими видами деятельности, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.
С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения биографических кризисов, которые могут изменить самооценку и самоуважения субъекта. Это, например, «кризис нереализованности», который связан с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями социальной среды. Другой биографический кризис, это «кризис опустошенности», который возникает вследствие слабой связи в сознании субъекта прошлого, настоящего и будущего. Он проявляется в переживаниях, в отсутствии конкретных целей, задач. И, наконец, третий биографический кризис - «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации и т.д.
Существует явление «профессиональное выгорание». Это психологическое истощение, которое появляется вследствие длительного стресса на работе. При выгорании страдают когнитивные способности, эмоциональное и физическое состояние человека. Симптомы этого состояния схожи с клинической депрессией, однако оно не является психическим расстройством, требую- тттим медикаментозного лечения.
Выгорание действует в трех направлениях:
- эмоциональное истощение;
- деперсонализация - отстраненность от рабочего процесса, коллег;
- снижение продуктивности и удовлетворенности работой.
Впервые о нем написал американский психолог Герберт Фрейденберг в 1974 г., рассказывая о симптомах волонтеров бесплатной клиники: головные боли, раздражительность, суженное мышление, сонливость. Первоначально выгорание связывали только с работой в сфере «Человек - человек»: врач, психолог, социальный работник, учитель - но со временем оно распространилось и на другие профессии.
Выгорание - это антипод вовлеченности. Если вовлеченный человек мотивирован, испытывает радость от работы и общения с коллегами, чувствует себя продуктивным и полезным, то человек «выгоревший» ощущает спад энергии, индифферентность к работе и коллегам, бессмысленность своей деятельности. И это опасно, ведь можно быть в действительности талантливым, умным, ответственным, но выглядеть ленивым циником, если выгорел.
Выгорание может возникнуть у любого сотрудника компании: менеджера, руководителя отдела, директора. При этом человек не может сохранять прежний уровень продуктивности, а значит, снижаются рабочие показатели, например, удовлетворенность клиентов обслуживанием или количество закрытых сделок. Чтобы этого не случалось, нужно уметь замечать и устранять профессиональное выгорание, как у себя, так и у коллег.
Признаки могут быть сигналами профессионального выгорания:
- чувство эмоционального истощения;
- страх перед выходом на работу: кажется, что не выполняешь свои обязанности, а только притворяешься;
- низкий уровень энергии на работе: постоянно нужен кофе и/или сладости, сложно начать заниматься делом;
- возросший цинизм по отношению к компании, коллегам;
- возросшая раздражительность на работе;
- зависть к близким, которые любят свою работу;
- безразличие к результатам работы: отношение «и так сойдет»;
- ощущение, что деятельность бессмысленна;
- участившиеся больничные и отгулы вместе с желанием скорее взять отпуск.
Есть специализированные диагностические инструменты:
- диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- тест выгорания Кристины Маслач.
Человек «сгорает», когда долго работает в условиях, которые не соответствуют его ожиданиям и возможностям.
Профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, известный исследователь проблемы профессионального выгорания Кристина Маслач выделила шесть причин выгорания:
- дисбаланс рабочей нагрузки;
- дисбаланс контроля;
- отсутствие должного вознаграждения;
- потеря контакта с коллегами;
- несправедливость;
- конфликт ценностей.
Также среди причин выгорания называют:
- чересчур короткое время для выполнения задач;
- многочисленные отвлекающие от работы факторы;
- слишком высокая нагрузка и ответственность при недостаточной зарплате;
- чрезмерное количество общения: хорошо знакомо операторам контакт-центров;
- невозможность контролировать условия работы: например, режим дня, задачи и нагрузку;
- отсутствие понимания, кто и как оценивает работу;
- токсичная атмосфера в коллективе: необоснованная критика, грубость, унижение;
- несоответствие ценностей между работником и руководством: просьба выполнять задачи, которые противоречат нравственным установкам;
- неподходящая работа - работа, которая не соответствует интересам и умениям человека;
- слишком хаотичный или, наоборот, монотонный режим труда;
- отсутствие поддержки коллег, семьи, друзей;
- работа отнимает слишком много времени и энергии, так что их не хватает на близких и любимые занятия.
Ряд исследований говорит о том, что выгорание сходно с депрессией или даже является ее подвидом. «Лечение» таких состояний силой воли для нас привычно, но опрометчиво. Есть более эффективные способы.
Выгорание нельзя устранить за один день, работа над психологическим состоянием трудна и длительна, а способы восстановления индивидуальны.
При обнаружении у себя выгорания лучше всего взять отпуск, чтобы отойти от рабочих условий, которые привели к его появлению. Если отпуск далеко, а предпринять что-то нужно сейчас, то могут помочь:
- дыхательные упражнения и медитация;
- регулярные перерывы в работе: например, пять минут каждые двадцать минут, проведенные за решением задачи;
- разговор с руководителем, который поможет изменить условия работы;
- хобби вне работы: помогает отстраниться от рабочих проблем, переключиться на действия и мысли вне стресса;
- облегчить трудовую нагрузку: больше делегировать, учиться говорить «нет» задачам, на которые не хватает ресурсов;
- не забывать про здоровый сон и питание: если спать по четыре часа и питаться шоколадом напополам с кофе, организм будет работать заодно с выгоранием.
Более серьезные способы включают работу с психологом, и в этом нет ничего страшного или предосудительного. Психолог помогает вам работать с психикой так же, как тренер - с физической формой. Так, может быть выбрана когнитивно-поведенческая терапия и работа с когнитивными установками и паттернами поведения: клиент вместе с психологом ликвидирует разрушающие стереотипы мышления и поведения и обучается новым, продуктивным.
Для исключения повторного выгорания не обойтись без решения его причин, озвученных выше:
- дисбаланс рабочей нагрузки;
- дисбаланс контроля;
- отсутствие должного вознаграждения;
- потеря контакта с коллегами;
- несправедливость;
- конфликт ценностей.


Стадии профессионализации:
I. Допрофессиональное развитие.
1. Стадия предыгры (от 3-х лет);
2. Стадия игры (дошкольное детство 3-7 лет);
3. Стадия овладения учебной деятельностью (7-12 лет);
II Развитие в период выбора профессий.
4. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, труду, планирования профессионального пути, выбора профессии).
III Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.
5. Стадия профессионального обучения (от 15 до 23 лет);
6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет);
7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет);
8. Стадия реализации профессионала (от 46 до 65 лет);
9. Стадия спада (свыше 61-65 лет).
Успешность профессиональной деятельности зависит от работоспособности человека, которая определяется личностными качествами, физиологическим состоянием.
Динамика работоспособности меняется в течение дня и в течение недели.
В течение рабочего дня: наиболее эффективен субъект труда после первого часа работы, в течение последующих двух-трех часов, после обеда спад и подъем происходит через час, последующие два часа и снова спад к концу рабочего дня.
В течение недели: небольшой подъем ко вторнику, максимум работоспособности в среду и потом в последующие дни постепенный спад работоспособности.
Профессиональная надежность субъекта труда - это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками. Надежность определяется индивидуально-личностными характеристиками личности, опытом работы, его профессиональными качествами, его позитивной направленностью на профессиональную деятельность.
Функциональная надежность субъекта труда - это свойство функциональных систем человека обеспечить его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.
Для определения профессиональной пригодности субъекта труда на первом этапе выделяют основные профессиональные качества, на следующем этапе осуществляю психодиагностику этих качеств у субъектов труда.
Профотбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. В качестве методик используемых при проведении профотбора используют большой арсенал тестов, пиходиагностиче- ских бесед.
По способу получения информации психодиагностические методики разделяют на объективные - стандартизированные испытания (тесты) и клинические методы, ориентированные на понимание и интерпретацию - беседа.
Важную роль в эффективности субъекта труда играет правильный выбор профессии, трудовой деятельности, которая наиболее целесообразна для личности в силу его индивидуальных характеристик.
Поэтому значимым является помощь при выборе будущей профессии, т.е. профориентационная работа. Профессиональная ориентация - это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учетом его способностей. Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа и оценки внутренних ресурсов субъекта труда.
Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:
1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;
3. профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;
4. самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Работу по профориентации должны проводить среди старшеклассников психолог, классный руководитель, представители различных учебных заведений.
Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Это:
- психологическое изучение профессий - профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту;
- профессиональное воспитание - развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной и трудовой);
- профессиональное просвещение - обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией;
- профессиональная консультация - система психологопедагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека;
- профессиональная адаптация - приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.

 


 


3 Ценности профессиональной деятельности


Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере.
Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.
В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.
Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление.
Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:
Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных.
Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.
Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.
В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.
Профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы.
Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека.
Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социальноэкономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями.
Трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Непрофессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.
Трудовые ценности и ценности профессиональной деятельности, их императивную силу как социального регулятора, условия формирования и развития нельзя понять и осмыслить вне контекста общих жизненных ценностей, особенностей культуры общества и его ментальности. Российское общество по приоритетам культурных ценностей и в их числе ценностей профессиональной деятельности заметно отличается от других, в частности западных, обществ.
Специфической чертой русской культуры является ее принципиальная полярность. Основные культурные ценности располагаются в двухполюсном ценностном поле, разделенном резкой чертой и лишенном нейтральной аксиологической зоны.
В основе российской ментальности лежит ценность радикальных способов решения проблем и нелюбовь к компромиссам, что выражается в своеобразном социально-политическое кредо: «кто не с нами, тот против нас», в делении мира на «мы» (народ) и «они» (власть, государство), на «своих» и «чужих». Нелюбовь к государству и его институтам удивительным образом сочетается с требованиями социальной защищенности и патерналистскими надеждами на государство.
В иерархии социальных ценностей россиян :
- на высших позициях находятся ценности социальной защищенности (подразумевается - гарантированной государством),
- на средних - ценности гражданского общества (свобода, демократия, равенство),
- на низших - все, относящееся к вертикали подчинения и властным амбициям.
Если российский человек связывает свои надежды с государством, его защитой и поддержкой, не особо полагаясь при этом на себя, собственную профессиональную деятельность, то понятно и его отношение к такой базовой ценности, как работа: она не занимает приоритетных позиций.
Идентификация отечественного работника со своим предприятием, учреждением, со своей профессией (специальностью) крайне низка. Вместе с тем без повышения степени интегрированности трудового сообщества, без изменения отношения к труду, в котором человек видел бы не только средство к существованию, но и поле реализации своей индивидуальности, своих внутренних потенций, трудно сегодня рассчитывать на серьезные экономические успехи.
Особенностью системы ценностей россиян является то, что выше ценится, чего не хватает (социальный порядок, богатство, обеспеченность), ниже - все, связанное с активностью человека как личности (индивидуальность, ответственность, терпимость, любознательность, творчество, открытость мышления).
Для сегодняшней учащейся молодежи значимыми становятся индивидуалистские ценности.
Среди них первое место занимают ценности самоутверждения (самоуважение, обеспеченность, свобода) и ценности, как бы «инструментально» обеспечивающие самоутверждение (справедливость, честность, индивидуальность, независимость).
Второе место отдано группе статусных ценностей (статус, богатство, власть), которые связаны с занятием определенной, по возможности высокой позиции в обществе.
На третьем месте находится группа ценностей, которые можно назвать гражданскими (социальный порядок, социальная ответственность, социальная терпимость), их большинство респондентов считают важными, но не «своими».
Четвертое место занимает группа креативных ценностей (творчество, любознательность, открытость мышления). Даже в сравнении с общественным мнением населения России эти ценности заметно «проседают». Данный факт требует вдумчивого анализа и дополнительных эмпирический подтверждений, но ясно одно: студенческую молодежь больше всего заботит сегодня личностное самоутверждение и статусная позиция, нежели возможности реализовать свои творческие потенции в профессиональной деятельности.
Знание ориентаций различных социальных групп в пространстве жизненных ценностей позволяет находить нужные механизмы мотивационного регулирования поведения и в сфере профессиональной деятельности. Без этих знаний управленческие воздействия, скорее всего, не дадут желаемого эффекта.
Проблема материального достатка остается первой, центральной и больше других беспокоит россиян. Причем актуальность ее выросла за последние десятилетия.
Снижаются жалобы на недостаток культуры, воспитанности, а также на отсутствие политических прав. В первом случае, скорее всего, отражается то, что «мода» на самобичевание ушла в прошлое, во втором - массовое разочарование в новых политических институтах: права как будто имеются, а реального улучшения положения и реального участия рядового гражданина в государственном управлении нет.
На формирование трудовых ценностей оказывает существенное влияние уверенность в себе. Она то возрастает, то снижается, но выходит на вторую позицию среди того, чего человеку не хватает. За этим стоит, по-видимому, ощущение ненадежности тех опор (в виде знаний, профессиональных умений, квалификации и т.д.), на которых основывается позитивное восприятие самого себя. Высокий уровень неуверенности в себе деформирует систему ценностей личности, в ней начинают укрепляться традиционалистские, консервативные ценности, что препятствует принятию нововведений. Сейчас мы наблюдаем это очень наглядно в виде негативного массового отношения к различным реформам, проводимым правительством.
Что касается столь существенной переоценки «трудолюбия» и «хозяйственности», то произошло это не в результате реальных изменений (люди не стали трудолюбивее и хозяйственнее), а скорее всего, вследствие «когнитивной работы», т.е. переосмысления самих ценностей. Возможно также, что желаемое выдается за действительное, так легче примириться с реальностью («трудо- любия-то хватает, достатка и порядка только нет»).
Устойчивое и растущее большинство россиян выражает предпочтение «советскому» образцу скромных и гарантированных доходов. Понятно, что ожидание маленьких гарантированных зарплат не предполагает серьезных трудовых усилий, особого трудолюбия.
Установка на то, чтобы «много работать и хорошо получать», остается характерной. Все менее популярным становится вариант «малого заработка при большом свободном времени» (по составу предпочитающих - это преимущественно женский выбор).
«Собственное дело» - вполне суровая реальность для немногих. Собственное дело хотят начать всего 6% россиян.
Для формирования трудовой и профессиональной мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидом трудовых норм и ценностей, придающих смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяющих образ жизни.
Ценности профессиональной деятельности выявляются посредством определения значимости различных сторон трудовой жизни:
- условий, организации и содержания труда;
- заработной платы;
- социального и профессионального статуса (квалификации, должности);
- возможностей профессионального роста;
- межличностных отношений;
- общественной полезности и престижа профессиональной деятельности.


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите существующие классификации профессиональной деятельности.
2. Дайте характеристику основным этапам профессионального становления.
3. Раскройте особенности различных видов человеческой деятельности.
4. Назовите сферы профессиональной деятельности.
5. Охарактеризуйте профессиональные ценности.


Тесты
1. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
а) трудовая деятельность
б) творческая деятельность
в) предметная деятельность
г) сетевая деятельность


3. Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства относятся к профессиональной деятельности:
а) «Человек - человек»
б) «Человек - техника»
в) «Человек - природа»
г) «Человек - знаковые системы»


4. Уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками - это
а) функциональная надежность субъекта труда
б) профессиональная надежность субъекта труда
в) профессиональная пригодность субъекта труда
г) профессиональный отбор субъекта труда


5. Система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека
а) профессиональная адаптация
б) профессиональное просвещение
в) профессиональная консультация
г) психологическое изучение профессии


6. Приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.
а) профессиональное просвещение
б) профессиональная адаптация
в) профессиональная консультация
г) психологическое изучение профессии

7. Кто из авторов в классификацию видов профессиональной деятельности ввел понятия «вредительские науки» и «щегольские науки»
а) С.Г. Струмилин
б) Е.А. Климов
в) В.Н. Татищев
г) А.Н. Радищев


8. Стадия оптанта относится к

а) этапу формирования профессиональных намерений
б) этапу профессионального обучения
в) этапу профессиональной адаптации
г) полной реализации личности в труде


9. Безразличие к результатам работы, ощущение, что деятельность бессмысленна, низкий уровень энергии на работе - признаки
а) профессионального совершенства
б) профессионального истощения
в) профессионального выгорания
г) неверного профессионального выбора


10. Максимальная работоспособность субъекта приходится на
а) понедельник
б) вторник
в) среда
г) четверг

Дорофеева Татьяна Геннадьевна
Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.