Профессиональная деятельность
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональная деятельность
Становление профессиональной деятельности
Ценности профессиональной деятельности
Все страницы

План

1. Профессиональная деятельность и ее виды

2. Становление профессиональной деятельности

3. Ценности профессиональной деятельности


Основные понятия и термины
Виды профессиональной деятельности, виды человеческой деятельности, возрастные и биографические кризисы, квалификация, классификации профессиональной деятельности, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, профессиональное обучение, профессия, специальность, стадии профессионализации, стадия авторитета, стадия адаптации, стадия интернала, стадия наставника, сферы профессиональной деятельности, ценности профессиональной деятельности


1. Профессиональная деятельность и ее виды


Профессиональная деятельность - это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
Наличие у человека определенной профессии является свидетельством того, что он может квалифицированно выполнять данный вид работ.
Понятие «профессия» многозначно и означает следующий ряд:
- общность людей;
- область приложения сил;
- деятельность и область проявления личности;
- исторически развивающуюся систему;
- реальность, творчески формируемую самим субъектом.
В самом широком смысле профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Многие профессии подразделяются на специальности.
Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии, более узкая классификация профессиональной деятельности, требующая конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение более узких профессиональных задач. Лица, владеющие определенной специальностью, подразделяются по квалификациям.
Квалификация работника - это уровень профессиональной подготовленности, зависящий от объема имеющихся у него знаний, умений, опыта и навыков, необходимых для выполнения определенной работы с наибольшей эффективностью и качеством.
Профессиональная деятельность род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
- заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
- организатор условий такой деятельности;
- источник ее материального финансирования;
- регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
- эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
- источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут выполняться государственными институтами или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.).
Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).
С точки зрения, общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека, профессия - это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Профессия это социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.
Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда. Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности.
Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т. д.), людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
В российском законодательстве «Профессиональная деятельность» получает правовую регламентацию по видам деятельности различных специальностей, а субъекты профессиональной деятельности - это физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую российскими законами.
Занятие профессиональной деятельностью возможно только после соответствующего оформления, а по отдельным видам деятельности необходима государственная регистрация и (или) лицензирование.
Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Деятельность можно разделить на этапы:
- процесс вовлечения в деятельность;
- процесс целеполагания;
- процесс проектирования действий;
- процесс осуществления действий;
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Виды человеческой деятельности.
Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия, получения которого не осознаются.
Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Предметная деятельность. Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни. В раннем возрасте (с 1-3 лет) она и становится ведущей.
Учение (учебная деятельность) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования - образование в учебных заведениях различного типа, однако оно осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и других сферах. Помимо специально организуемого обучения, проводимого в определенном режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.
Сетевая деятельность связана с использованием Интернета и осуществления с его помощью различных операций.
Игровая деятельность. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Научная деятельность - интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:
- решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;
- обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Виды профессиональной деятельности:
Управление - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Обслуживание - предоставление услуг клиенту за определенную плату.
Образование - процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности.
Контроль - наблюдение с целью официальной проверки, регистрации правильности, точности работы кого-либо или чего-либо.
Производство - процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Производственное предприятие также называют производством.
Консультирование. Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Консультирование (консалтинг) - вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса.
Оздоровление - это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведет в целом к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и повышению продолжительности жизни. Не путать с лечением (от болезней).
Защита - сознательная или бессознательная деятельность человека, предусматривающая сохранение его жизни и обеспечивающая такое разрешение внутрипсихических конфликтов, которое в силу внешних обстоятельств и внутренних стремлений оказывается приемлемым для него.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Сферы профессиональной деятельности. Сфера профессиональной деятельности - это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.
По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности:
- сферу материального производства
- непроизводственную сферу.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной - увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).
В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.
Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.
Предпринимательство - это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере
Процесс - это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности - это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность.
Готовность включает в себя такие аспекты:
- физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
- нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
- психологический (соответствие особенности и свойств психики - внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. - характеру труда);
- практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).
Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.
Мотив - это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).
К функциональным возможностям человека относятся:
- возможности рук (сила, ловкость, координация);
- возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
- возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
- возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
- возможности речевого аппарата, голоса и др.
Классификации профессиональной деятельности. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований.
Существуют различные классификации профессиональной деятельности. Общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта. При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий.
Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому, или иному основанию.
Профессии различаются:
- по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд;
- по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на: оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный преподавание, лечебная работа и др., нестандартный научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); динамический и статический; однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
- в зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление водолазные работы, низкие температуры полярники, информационные перегрузки диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.);
- по форме организации деятельности выделяют следующие виды труда: регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта); индивидуальный и коллективный (совместный) .
В XVIII в. известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:
- Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
- Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
- Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
- Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
- Вредительские науки, к которым В.Н. Татищев приравнял колдовство.
Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом С.Г. Стру- милиным , который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.
С.Г. Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:
- Первый тип - это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
- Второй тип - это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
- Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.
Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий - это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.
В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.
В настоящее время активно используется классификация профессий по Е.А. Климову , которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа.
Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:
«Человек - природа»,
«Человек - человек»,
«Человек - техника»,
«Человек - знаковые системы»,
«Человек - художественный образ».
К профессиям категории « Человек - природа» относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.
Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.
Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.
В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.
Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.
В категории «Человек - техника» главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек - техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее.
Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:
- специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород;
- профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами;
- специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке;
- профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств;
- специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций;
- профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов;
- специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов;
- профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими;
- специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.
В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.
В случае категории « Человек - человек» главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее.
Среди этой группы выделяют следующие профессии:
- специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов;
- профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами;
- специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием;
- профессии, направленные на информационное обслуживание;
- специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами;
- профессии, которые связаны с медицинскими услугами.
Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки.
Качества, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек - человек»:
- стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми;
- большая потребность в общении;
- умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей;
- умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях;
- способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.
Ведущий предмет труда классификации «Человек - знаковые системы» - это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.
Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:
- специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием;
- специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения;
- специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.
Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.
Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности «Человек - художественный образ» является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники.
Профессии группы « Человек - художественный образ» следующие:
- специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью;
- профессии, направленные на музыкальную деятельность;
- специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности;
- профессии актерско-сценической направленности.
Одной из особенностей деятельности «Человек - Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.
В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:
- гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее;
- преобразующие профессии в лице мастеров-живот- новодов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декора- торов и тому подобное;
- изыскательские профессии, к которым относят летчиков- наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.
Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:
- специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и т.д.;
- профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное;
- профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и т.д.;
- специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.
В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:
- деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности;
- трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее;
- работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное;
- труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и т.д.
Условия профессиональной деятельности. Под условиями профессиональной деятельности понимают объективные обстоятельства, определяющие или существенно влияющие на характер, содержание и качество деятельности. В психологии и социологии принято выделять нормальные и экстремальные условия деятельности.
Однако некоторые акмеологи полагают, что целесообразно выделить промежуточный класс условий, имеющих специфическое психологическое содержание, которые они называют «особыми». По их мнению, в особых условиях осуществляют свою деятельность представители многих профессий. Однако главное заключается в тенденциях устойчивого сближения особых условий деятельности с экстремальными и расширения класса экстремальных условий в труде субъектов.
Значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности специалистов являются экстремальные факторы, к которым относятся:
- механические воздействия типа вибраций, перегрузок;
- реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни;
- частое возникновение непредвиденных и аварийных ситуаций;
- высокая степень ответственности, боязнь ошибок и неудач;
- частые эмоциональные конфликты в коллективе, стиль руководства и т.п.
Общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является:
- наличие действующих экстремальных факторов;
- возникновение функциональных состояний типа динамического рассогласования;
- высокие нервно-психические и энергетические затраты;
- включение в деятельность резервных возможностей.
Отличие между ними состоит не в виде экстремальных факторов, а в периодичности, частоте или длительности их воздействия, в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, силе воздействия).
От экстремальных и сверхэкстремальных особые условия деятельности отличаются:
- непостоянством действия экстремальных факторов;
- меньшей их интенсивностью и мощностью;
- умеренной выраженностью негативных функциональных состояний;
- включением в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа.
Отсюда - классификация условий труда по основанию их отличий.
Особыми являются такие условия, когда деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.
При этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в таких условиях необходим отдых.
Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальные факторов, которые могут представлять потенциальную опасность. При этом негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в них требует восстановления.
Сверхэкстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, включаются аварийные резервные возможности такой деятельности. После такой деятельности требуется обязательная реабилитация.
Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда в затрудненных условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования. Такие состояния характеризуются нарушением адекватных физиологических и поведенческих реакций, неоправданно высокой «ценой» деятельности и приводят к нарушению ее структуры, снижению эффективности и надежности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.