На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональная деятельность - Становление профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность - Становление профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональная деятельность
Становление профессиональной деятельности
Ценности профессиональной деятельности
Все страницы

 


2 Становление профессиональной деятельности


Развитие профессиональной деятельности. Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы - обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному - сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.
Профессиональное становление - это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:
1. Формирование профессиональных намерений. Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути. Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.
2. Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15-18 лет или 16- 23 года.
Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта.
К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования. Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебнопрофессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
3. Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
- стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптан- том. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг - стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе;
- стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
- стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег;
- стадия авторитета, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения;
- стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.
Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.
Становление профессионала начинается с профессионального самоопределения в соответствии с уже имеющимися профессиональными намерениями личности. На определение себя в профессии могут оказывать влияние: личность учителя-
профессионала, которая формирует интерес к преподаваемому предмету, мнение родителей, родственников или знакомых, мнение сверстников о престижности той или иной профессии. В последнее время определиться с профессией помогают школьные психологи, которые в рамках профориентационной деятельности выявляют направленность личности школьника. Несмотря на то, что под профориентацией понимают - «целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями», в современной профориентационной работе отсутствуют системность и комплексность мер при работе со школьниками и их родителями.
Новые условия зачисления в высшие учебные заведения показали отсутствие профессионального самоопределения у многих абитуриентов: выбор разноплановых специальностей и вузов, определение специальности в процессе подачи заявления, предпочтение специальности в соответствии с результатами ЕГЭ. Возможность поступления на бюджетные места в последнее время является доминирующим мотивом для абитуриентов, выбирающих не престижные специальности.
Получение высшего профессионального образования - необходимый этап в длительном процессе становления профессионала. На первых курсах происходит переход от школьных форм идентичности и учебной деятельности к вузовским. Во второй половине обучения у студентов происходит саморазвитие, формируется система профессиональной деятельности. На третьем курсе повышается успеваемость студентов, формируется активная позиция по отношению к предлагаемому учебному материалу и складывается определенная структура интеллекта. На четвертом -пятом курсах формируются навыки профессиональной деятельности, появляется готовность к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь. Наиболее сложным является первый год обучения, что связано с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.
Переход на многоуровневую систему образования будет способствовать формированию профессионала, ориентированного на созидательную и творческую работу, нацеленного на получение высоких результатов в работе. Вариативность многоуровневой системы образования позволяет обучающему после получения четырехлетнего базового высшего образования продолжить обучение, остановить или временно отложить. Выпускникам, получившим полное высшее образование с дипломом магистра, предоставляется возможность осуществлять профессиональное становление в любых учебных учреждениях. Следует отметить, что современные выпускники высших учебных заведений помимо профессиональной грамотности должны иметь высокий уровень конкурентоспособности, коммуникативной компетентности и толерантности.
На этапе адаптации в профессиональной деятельности осуществляется освоение профессиональных норм, требований, технологий.
Профессионализация личности - продуктивный процесс развития и саморазвития, процесс реализации себя в профессиональной деятельности и достижение вершин профессионализма.
Попадая в коллектив квалифицированных специалистов, где доминирует инициативность, творческий подход, требовательность, принципиальность, начинающий специалист стремиться соответствовать высоким профессиональным нормам и требованиям. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение квалификации, поиск путей реализации себя в профессии. При успешной профессионализации личность вступает в фазу мастерства. Обладая богатым опытом, профессионал может передавать навыки, опыт и знания начинающим специалистам.
Таким образом, становление профессионала опирается на два основных понятия: профессионализация и профессионал.
Профессионализация - это формирование специфических профессиональных качеств личности. Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности.
Процесс профессионализации можно рассматривать в четырех направлениях:
1. Как процесс его социализации - усвоение индивидом его социальных норм, преобразования социального опыта, принятие социальной роли, установки, приспособление к определенной социальной среде.
2. Как процесс развития личности, т.е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Профессиональное развитие заключается, прежде всего, в формировании у человека определенных профессиональных способностей, профессиональных навыков.
3. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в процессе которой профессионализация происходит благодаря самопознанию, самовоспитанию и самореализации.
4. Как форму активности личности, в плане трудовой деятельности.
Возрастные и биографические кризисы. В процессе профессионализации происходят кризисные явления, которые могут вызывать замедление профессионального развития личности.
Первый кризис, возникающий в период ранней взрослости, связан с окончательным переходом во взрослую жизнь, с вхождением в профессиональный коллектив. Трудность может заключаться в неуверенности в своих силах, в жестком распорядке трудового дня, в сложных взаимоотношениях сотрудников профессионального коллектива, а так же может быть связана со сложностью профессиональной деятельности.
Следующий кризис может наступить после четырех-пяти лет работы, который может совпасть с кризисом «30-летия» и возникает в результате неудовлетворенности личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т.д.). Этот кризис может проявляться в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.
Нормативный кризис «кризис середины жизни» в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и зачастую сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия или психосоматические заболевания.
Следующий нормативный кризис - «предпенсионный кризис», связан с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной её замены другими видами деятельности, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.
С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения биографических кризисов, которые могут изменить самооценку и самоуважения субъекта. Это, например, «кризис нереализованности», который связан с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями социальной среды. Другой биографический кризис, это «кризис опустошенности», который возникает вследствие слабой связи в сознании субъекта прошлого, настоящего и будущего. Он проявляется в переживаниях, в отсутствии конкретных целей, задач. И, наконец, третий биографический кризис - «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации и т.д.
Существует явление «профессиональное выгорание». Это психологическое истощение, которое появляется вследствие длительного стресса на работе. При выгорании страдают когнитивные способности, эмоциональное и физическое состояние человека. Симптомы этого состояния схожи с клинической депрессией, однако оно не является психическим расстройством, требую- тттим медикаментозного лечения.
Выгорание действует в трех направлениях:
- эмоциональное истощение;
- деперсонализация - отстраненность от рабочего процесса, коллег;
- снижение продуктивности и удовлетворенности работой.
Впервые о нем написал американский психолог Герберт Фрейденберг в 1974 г., рассказывая о симптомах волонтеров бесплатной клиники: головные боли, раздражительность, суженное мышление, сонливость. Первоначально выгорание связывали только с работой в сфере «Человек - человек»: врач, психолог, социальный работник, учитель - но со временем оно распространилось и на другие профессии.
Выгорание - это антипод вовлеченности. Если вовлеченный человек мотивирован, испытывает радость от работы и общения с коллегами, чувствует себя продуктивным и полезным, то человек «выгоревший» ощущает спад энергии, индифферентность к работе и коллегам, бессмысленность своей деятельности. И это опасно, ведь можно быть в действительности талантливым, умным, ответственным, но выглядеть ленивым циником, если выгорел.
Выгорание может возникнуть у любого сотрудника компании: менеджера, руководителя отдела, директора. При этом человек не может сохранять прежний уровень продуктивности, а значит, снижаются рабочие показатели, например, удовлетворенность клиентов обслуживанием или количество закрытых сделок. Чтобы этого не случалось, нужно уметь замечать и устранять профессиональное выгорание, как у себя, так и у коллег.
Признаки могут быть сигналами профессионального выгорания:
- чувство эмоционального истощения;
- страх перед выходом на работу: кажется, что не выполняешь свои обязанности, а только притворяешься;
- низкий уровень энергии на работе: постоянно нужен кофе и/или сладости, сложно начать заниматься делом;
- возросший цинизм по отношению к компании, коллегам;
- возросшая раздражительность на работе;
- зависть к близким, которые любят свою работу;
- безразличие к результатам работы: отношение «и так сойдет»;
- ощущение, что деятельность бессмысленна;
- участившиеся больничные и отгулы вместе с желанием скорее взять отпуск.
Есть специализированные диагностические инструменты:
- диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- тест выгорания Кристины Маслач.
Человек «сгорает», когда долго работает в условиях, которые не соответствуют его ожиданиям и возможностям.
Профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, известный исследователь проблемы профессионального выгорания Кристина Маслач выделила шесть причин выгорания:
- дисбаланс рабочей нагрузки;
- дисбаланс контроля;
- отсутствие должного вознаграждения;
- потеря контакта с коллегами;
- несправедливость;
- конфликт ценностей.
Также среди причин выгорания называют:
- чересчур короткое время для выполнения задач;
- многочисленные отвлекающие от работы факторы;
- слишком высокая нагрузка и ответственность при недостаточной зарплате;
- чрезмерное количество общения: хорошо знакомо операторам контакт-центров;
- невозможность контролировать условия работы: например, режим дня, задачи и нагрузку;
- отсутствие понимания, кто и как оценивает работу;
- токсичная атмосфера в коллективе: необоснованная критика, грубость, унижение;
- несоответствие ценностей между работником и руководством: просьба выполнять задачи, которые противоречат нравственным установкам;
- неподходящая работа - работа, которая не соответствует интересам и умениям человека;
- слишком хаотичный или, наоборот, монотонный режим труда;
- отсутствие поддержки коллег, семьи, друзей;
- работа отнимает слишком много времени и энергии, так что их не хватает на близких и любимые занятия.
Ряд исследований говорит о том, что выгорание сходно с депрессией или даже является ее подвидом. «Лечение» таких состояний силой воли для нас привычно, но опрометчиво. Есть более эффективные способы.
Выгорание нельзя устранить за один день, работа над психологическим состоянием трудна и длительна, а способы восстановления индивидуальны.
При обнаружении у себя выгорания лучше всего взять отпуск, чтобы отойти от рабочих условий, которые привели к его появлению. Если отпуск далеко, а предпринять что-то нужно сейчас, то могут помочь:
- дыхательные упражнения и медитация;
- регулярные перерывы в работе: например, пять минут каждые двадцать минут, проведенные за решением задачи;
- разговор с руководителем, который поможет изменить условия работы;
- хобби вне работы: помогает отстраниться от рабочих проблем, переключиться на действия и мысли вне стресса;
- облегчить трудовую нагрузку: больше делегировать, учиться говорить «нет» задачам, на которые не хватает ресурсов;
- не забывать про здоровый сон и питание: если спать по четыре часа и питаться шоколадом напополам с кофе, организм будет работать заодно с выгоранием.
Более серьезные способы включают работу с психологом, и в этом нет ничего страшного или предосудительного. Психолог помогает вам работать с психикой так же, как тренер - с физической формой. Так, может быть выбрана когнитивно-поведенческая терапия и работа с когнитивными установками и паттернами поведения: клиент вместе с психологом ликвидирует разрушающие стереотипы мышления и поведения и обучается новым, продуктивным.
Для исключения повторного выгорания не обойтись без решения его причин, озвученных выше:
- дисбаланс рабочей нагрузки;
- дисбаланс контроля;
- отсутствие должного вознаграждения;
- потеря контакта с коллегами;
- несправедливость;
- конфликт ценностей.


Стадии профессионализации:
I. Допрофессиональное развитие.
1. Стадия предыгры (от 3-х лет);
2. Стадия игры (дошкольное детство 3-7 лет);
3. Стадия овладения учебной деятельностью (7-12 лет);
II Развитие в период выбора профессий.
4. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, труду, планирования профессионального пути, выбора профессии).
III Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.
5. Стадия профессионального обучения (от 15 до 23 лет);
6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет);
7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет);
8. Стадия реализации профессионала (от 46 до 65 лет);
9. Стадия спада (свыше 61-65 лет).
Успешность профессиональной деятельности зависит от работоспособности человека, которая определяется личностными качествами, физиологическим состоянием.
Динамика работоспособности меняется в течение дня и в течение недели.
В течение рабочего дня: наиболее эффективен субъект труда после первого часа работы, в течение последующих двух-трех часов, после обеда спад и подъем происходит через час, последующие два часа и снова спад к концу рабочего дня.
В течение недели: небольшой подъем ко вторнику, максимум работоспособности в среду и потом в последующие дни постепенный спад работоспособности.
Профессиональная надежность субъекта труда - это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками. Надежность определяется индивидуально-личностными характеристиками личности, опытом работы, его профессиональными качествами, его позитивной направленностью на профессиональную деятельность.
Функциональная надежность субъекта труда - это свойство функциональных систем человека обеспечить его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.
Для определения профессиональной пригодности субъекта труда на первом этапе выделяют основные профессиональные качества, на следующем этапе осуществляю психодиагностику этих качеств у субъектов труда.
Профотбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. В качестве методик используемых при проведении профотбора используют большой арсенал тестов, пиходиагностиче- ских бесед.
По способу получения информации психодиагностические методики разделяют на объективные - стандартизированные испытания (тесты) и клинические методы, ориентированные на понимание и интерпретацию - беседа.
Важную роль в эффективности субъекта труда играет правильный выбор профессии, трудовой деятельности, которая наиболее целесообразна для личности в силу его индивидуальных характеристик.
Поэтому значимым является помощь при выборе будущей профессии, т.е. профориентационная работа. Профессиональная ориентация - это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учетом его способностей. Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа и оценки внутренних ресурсов субъекта труда.
Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:
1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;
3. профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;
4. самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Работу по профориентации должны проводить среди старшеклассников психолог, классный руководитель, представители различных учебных заведений.
Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Это:
- психологическое изучение профессий - профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту;
- профессиональное воспитание - развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной и трудовой);
- профессиональное просвещение - обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией;
- профессиональная консультация - система психологопедагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека;
- профессиональная адаптация - приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.