На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональная деятельность - Ценности профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность - Ценности профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональная деятельность
Становление профессиональной деятельности
Ценности профессиональной деятельности
Все страницы

 


3 Ценности профессиональной деятельности


Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере.
Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.
В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.
Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление.
Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:
Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных.
Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.
Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.
В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.
Профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы.
Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека.
Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социальноэкономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями.
Трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Непрофессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.
Трудовые ценности и ценности профессиональной деятельности, их императивную силу как социального регулятора, условия формирования и развития нельзя понять и осмыслить вне контекста общих жизненных ценностей, особенностей культуры общества и его ментальности. Российское общество по приоритетам культурных ценностей и в их числе ценностей профессиональной деятельности заметно отличается от других, в частности западных, обществ.
Специфической чертой русской культуры является ее принципиальная полярность. Основные культурные ценности располагаются в двухполюсном ценностном поле, разделенном резкой чертой и лишенном нейтральной аксиологической зоны.
В основе российской ментальности лежит ценность радикальных способов решения проблем и нелюбовь к компромиссам, что выражается в своеобразном социально-политическое кредо: «кто не с нами, тот против нас», в делении мира на «мы» (народ) и «они» (власть, государство), на «своих» и «чужих». Нелюбовь к государству и его институтам удивительным образом сочетается с требованиями социальной защищенности и патерналистскими надеждами на государство.
В иерархии социальных ценностей россиян :
- на высших позициях находятся ценности социальной защищенности (подразумевается - гарантированной государством),
- на средних - ценности гражданского общества (свобода, демократия, равенство),
- на низших - все, относящееся к вертикали подчинения и властным амбициям.
Если российский человек связывает свои надежды с государством, его защитой и поддержкой, не особо полагаясь при этом на себя, собственную профессиональную деятельность, то понятно и его отношение к такой базовой ценности, как работа: она не занимает приоритетных позиций.
Идентификация отечественного работника со своим предприятием, учреждением, со своей профессией (специальностью) крайне низка. Вместе с тем без повышения степени интегрированности трудового сообщества, без изменения отношения к труду, в котором человек видел бы не только средство к существованию, но и поле реализации своей индивидуальности, своих внутренних потенций, трудно сегодня рассчитывать на серьезные экономические успехи.
Особенностью системы ценностей россиян является то, что выше ценится, чего не хватает (социальный порядок, богатство, обеспеченность), ниже - все, связанное с активностью человека как личности (индивидуальность, ответственность, терпимость, любознательность, творчество, открытость мышления).
Для сегодняшней учащейся молодежи значимыми становятся индивидуалистские ценности.
Среди них первое место занимают ценности самоутверждения (самоуважение, обеспеченность, свобода) и ценности, как бы «инструментально» обеспечивающие самоутверждение (справедливость, честность, индивидуальность, независимость).
Второе место отдано группе статусных ценностей (статус, богатство, власть), которые связаны с занятием определенной, по возможности высокой позиции в обществе.
На третьем месте находится группа ценностей, которые можно назвать гражданскими (социальный порядок, социальная ответственность, социальная терпимость), их большинство респондентов считают важными, но не «своими».
Четвертое место занимает группа креативных ценностей (творчество, любознательность, открытость мышления). Даже в сравнении с общественным мнением населения России эти ценности заметно «проседают». Данный факт требует вдумчивого анализа и дополнительных эмпирический подтверждений, но ясно одно: студенческую молодежь больше всего заботит сегодня личностное самоутверждение и статусная позиция, нежели возможности реализовать свои творческие потенции в профессиональной деятельности.
Знание ориентаций различных социальных групп в пространстве жизненных ценностей позволяет находить нужные механизмы мотивационного регулирования поведения и в сфере профессиональной деятельности. Без этих знаний управленческие воздействия, скорее всего, не дадут желаемого эффекта.
Проблема материального достатка остается первой, центральной и больше других беспокоит россиян. Причем актуальность ее выросла за последние десятилетия.
Снижаются жалобы на недостаток культуры, воспитанности, а также на отсутствие политических прав. В первом случае, скорее всего, отражается то, что «мода» на самобичевание ушла в прошлое, во втором - массовое разочарование в новых политических институтах: права как будто имеются, а реального улучшения положения и реального участия рядового гражданина в государственном управлении нет.
На формирование трудовых ценностей оказывает существенное влияние уверенность в себе. Она то возрастает, то снижается, но выходит на вторую позицию среди того, чего человеку не хватает. За этим стоит, по-видимому, ощущение ненадежности тех опор (в виде знаний, профессиональных умений, квалификации и т.д.), на которых основывается позитивное восприятие самого себя. Высокий уровень неуверенности в себе деформирует систему ценностей личности, в ней начинают укрепляться традиционалистские, консервативные ценности, что препятствует принятию нововведений. Сейчас мы наблюдаем это очень наглядно в виде негативного массового отношения к различным реформам, проводимым правительством.
Что касается столь существенной переоценки «трудолюбия» и «хозяйственности», то произошло это не в результате реальных изменений (люди не стали трудолюбивее и хозяйственнее), а скорее всего, вследствие «когнитивной работы», т.е. переосмысления самих ценностей. Возможно также, что желаемое выдается за действительное, так легче примириться с реальностью («трудо- любия-то хватает, достатка и порядка только нет»).
Устойчивое и растущее большинство россиян выражает предпочтение «советскому» образцу скромных и гарантированных доходов. Понятно, что ожидание маленьких гарантированных зарплат не предполагает серьезных трудовых усилий, особого трудолюбия.
Установка на то, чтобы «много работать и хорошо получать», остается характерной. Все менее популярным становится вариант «малого заработка при большом свободном времени» (по составу предпочитающих - это преимущественно женский выбор).
«Собственное дело» - вполне суровая реальность для немногих. Собственное дело хотят начать всего 6% россиян.
Для формирования трудовой и профессиональной мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидом трудовых норм и ценностей, придающих смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяющих образ жизни.
Ценности профессиональной деятельности выявляются посредством определения значимости различных сторон трудовой жизни:
- условий, организации и содержания труда;
- заработной платы;
- социального и профессионального статуса (квалификации, должности);
- возможностей профессионального роста;
- межличностных отношений;
- общественной полезности и престижа профессиональной деятельности.


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите существующие классификации профессиональной деятельности.
2. Дайте характеристику основным этапам профессионального становления.
3. Раскройте особенности различных видов человеческой деятельности.
4. Назовите сферы профессиональной деятельности.
5. Охарактеризуйте профессиональные ценности.


Тесты
1. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
а) трудовая деятельность
б) творческая деятельность
в) предметная деятельность
г) сетевая деятельность


3. Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства относятся к профессиональной деятельности:
а) «Человек - человек»
б) «Человек - техника»
в) «Человек - природа»
г) «Человек - знаковые системы»


4. Уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками - это
а) функциональная надежность субъекта труда
б) профессиональная надежность субъекта труда
в) профессиональная пригодность субъекта труда
г) профессиональный отбор субъекта труда


5. Система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека
а) профессиональная адаптация
б) профессиональное просвещение
в) профессиональная консультация
г) психологическое изучение профессии


6. Приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.
а) профессиональное просвещение
б) профессиональная адаптация
в) профессиональная консультация
г) психологическое изучение профессии

7. Кто из авторов в классификацию видов профессиональной деятельности ввел понятия «вредительские науки» и «щегольские науки»
а) С.Г. Струмилин
б) Е.А. Климов
в) В.Н. Татищев
г) А.Н. Радищев


8. Стадия оптанта относится к

а) этапу формирования профессиональных намерений
б) этапу профессионального обучения
в) этапу профессиональной адаптации
г) полной реализации личности в труде


9. Безразличие к результатам работы, ощущение, что деятельность бессмысленна, низкий уровень энергии на работе - признаки
а) профессионального совершенства
б) профессионального истощения
в) профессионального выгорания
г) неверного профессионального выбора


10. Максимальная работоспособность субъекта приходится на
а) понедельник
б) вторник
в) среда
г) четверг

Дорофеева Татьяна Геннадьевна
Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.