На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Использование коуч-технологий в психологическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников
Использование коуч-технологий в психологическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Панкратова Ирина Анатольевна
Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону

В современной системе образования определяется потребность новых подходов и методов в развитии и обучении детей, соответствующих веянию времени и качеству жизни. Концепция совершенствования российского образования предполагает придать обучению более индивидуально- творческий характер. В образовательных учреждениях появляются программы, ориентированные на личностно - деятельностный подход к обучению, который позволяет создать более психологически благоприятные условия развития в учебно-воспитательном процессе личности учащегося.
Рассматривая данный подход с точки зрения развития индивидуальных особенностей учащихся, возможно, интегрировать в образовательный процесс такой распространенный в бизнесе метод, как коучинг.


Профессиональное самоопределение - один из важных этапов в становлении личности. Выбор будущей профессии оказывает влияние на все сферы жизни человека. Неверный шаг в выборе профессии может подорвать уверенность в своих силах, породить сомнения и вызвать негативный оттенок своего жизненного пути. Поэтому так важно показать учащемуся возможность самостоятельного определения своих жизненных установок.
Учащийся не всегда может отслеживать тенденции профессионального мира, сопоставлять свои знания и умения с требованиями профессиональной пригодности. Здесь важно расширять его кругозор, использовать новые методики и технологии для раскрытия потенциала в целом. В связи с этим наибольший интерес представляет использование коуч-техник в учебно-образовательном процессе, позволяющие формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией [1].
Коучинг - это метод повышения эффективности взаимодействия на всех уровнях образовательной системы. Данный метод рассматривает новые возможности в отношениях ученик-педагог, где платформой является доверие, расширяются границы участия в жизни учащегося[2].
В рамках личностно-деятельностного подхода на первый план выходят самомотивация, самоконтроль, самостоятельность и целеустремленность. Такой метод помогает раскрыть новые грани личности, самоопределить свой личностный, творческий, профессиональный потенциал. С этой позиции, применение коучинга поможет развить сильные стороны ученика, видеть не ошибки, а пути их преодоления, не зацикливаться на прошлом, а смотреть в светлое будущее.
Таким образом, особенно актуальным является исследование, направленное на изучение применения коуч-техник в раскрытии профессионального потенциала старшеклассников.
Теоретический анализ литературы по профессиональному самоопределению и практическая реализация программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников с применением коуч-технологий, а также результаты проведенных исследований позволяют сделать ряд соответствующих выводов:
- готовность к профессиональному самоопределению, мотивы выбора профессии, учет своих профессиональных склонностей являются важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения;
- общая удовлетворенность выбором профессионального самоопределения возникает при условии взаимосвязи собственных интересов, способностей и внешней поддержки;
- внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии являются основополагающими в раскрытии профессионального потенциала старшеклассников;
- для более осознанного выбора профессионального пути старшеклассниками необходимо создание комплексной программы мероприятий в области профессионального ориентирования с учетом диагностики особенностей мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной сферы.
Эффективность применения коуч-технологий при психологическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников характеризуется в первую очередь осознанностью готовности к выбору профессии, что показала значительная часть старшеклассников. Преобладание внутренних индивидуально значимых мотивов выбора профессии говорит нам о сформировавшемся интересе к самореализации старшеклассниками в профессиональной деятельности. Выраженность профессиональных склонностей показывает способность к раскрытию старшеклассниками своего профессионального потенциала. Желание исследовать свои профессиональные способности, находить творческие, креативные решения в процессе самоактуализации, осознавать имеющиеся внутренние ресурсы, способствовало применение такого инструмента, как коучинг.

Библиография:

1. Гарбузова М.А. Актуализация профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4 (36). - С. 86-90.
2. Панкратова И.А. Коучинг социального успеха школьников // Мир науки. - 2017. № 6. - С.86-93.
ГРНТИ 14.25.01

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.