На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Изучение осознания подростками событий жизненного пути
Изучение осознания подростками событий жизненного пути
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Богомаз С.Л., Алексеенок Д.В.


Для изучения и оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности была использована методика «Психологическая автобиография». Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека, особых ситуаций, тесто связанных с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я», поэтому методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, или особенности восприятия ситуаций, или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Эта методика была предложена 93 учащимся 8-9 классов. Были проведены анализ и интерпретация данных по основным параметрам. Исследование проходило на базе гимназии № 2 г. Витебска.

Изучив осознание подростками событий жизненного пути, проанализируем данные по 5 параметрам.

 

Таблица 1

Распределение продуктивности восприятия
осознаваемых подростками событий жизненного пути

Общее

Количество

Количество

Количество

Количество

количество

прошедших

будущих

радостных

грустных

событий

событий

событий

событий

событий

10,46+4,19

6,69+2,73

3,77+2,27

8,69+3,36

1,77+2,12

100%

63,96%

36,04%

83,08%

16,92%



Из таблицы 1 видно, что у подростков количество прошедших событий (63,96%) преобладает над количеством будущих событий (36,04%) в 2 раза. Это свидетельствует о том, что подростки более не уверены в будущих событиях, а роль прошлого опыта значительна. Количество радостных событий (83,08%) преобладает над количеством грустных событий (16,92%) в 5 раз, что говорит об оптимизме подростков. В будущем подростки как бы «обобщают» события, называя наиболее существенные моменты в жизни человека, связанные с получением образования, трудоустройства, а также браком или рождением детей. Прошлое же отражается в конкретных событиях, которые были в их жизни («Поступил в 1-й класс гимназии», «Первый раз поехал в Польшу», «Развод родителей», «Родилась моя сестра», «Сдала экзамены в 8-й класс»).
В целом - продуктивность осознания подростками событий жизненного пути достаточно высока (10,46), однако следует отметить и тот факт, что у подростков наблюдается очень значительный разброс количества событий, что свидетельствует о том, что на количество событий влияют индивидуальные особенности подростка. Есть подростки, продуктивность которых равна 4, а есть те, у которых она равна 14.
Распределение событий по оценке значимости («весу»)


Таблица 2

Общий
«вес»
событий

«Вес»
прошедших
событий

«Вес»
будущих
событий

«Вес»
радостных
событий

«Вес»
грустных
событий

46,13+19,81

28,54+12,53

17,59+11,24

36,77+16,23

9,36+9,19

100%

61,87%

38,13%

79,71%

20,29%


Из таблицы 2 следует, что «вес» прошедших событий (61,87%) в осознании подростков играет более существенную роль, чем «вес» будущих событий (38,13%) - в 1,5 раза, «вес» радостных событий (79,71%) превалирует над весом грустных событий (20,29%) в 4 раза. Распределение событий по оценке значимости имеет по всем пунктам значительный разброс.


Распределение показателей количества событий, оказавших различное влияние на подростков


Таблица 3

Количество

Количество

Количество

значительных

событий умеренного

грустных

событий

значения

событий

8,89+4,25

1,68+0,71

1,62+0,99

72,79%

13,85%

13,36%


Одно и то же событие может иметь различную значимость для различных людей. Из осознанных событий у подростков преобладают значительные события (72,79%). Количество событий умеренного значения и количество менее значительных событий практически равно (соответственно 13,85% и 13,36%). Следовательно, подростки указывают значимые для них события, которые произошли в их жизни и оказали на них значительное влияние. Среди значительных положительных событий подростки называли такие, как «Я поступила в гимназию», «Я родился», «Ездила в «Зубренок», то есть связанные с учебой, с проведением свободного времени. Среди значительных негативных событий отмечались такие, как смерть, состояние здоровья.
Количество значительных событий в 5,5 раз больше, чем количество событий умеренного значения и чем количество менее значительных событий. Наблюдается особенно большой разброс количества значительных событий.


Таблица 4
Распределение среднего времени ретроспекции и антиципации событий

Среднее время ретроспекции

Среднее время антиципации

Радостные
события

Грустные
события

События в целом

Радостные
события

Грустные
события

События в целом

4,59+2,70

13,39+3,51

4,27+2,29

5,42+6,61

3,25+3,18

6,67+10,04

20,63%

60,18%

19,19%

35,33%

21,19%

43,48%


При сопоставлении степени удаленности событий в прошлое и будущее оказалось, что существует склонность называть более отдаленные будущие события и более близкие прошлые. Это связано со значимостью прошлого опыта для подростков и сложностью предсказания будущего.
Грустные события в прошлом переживаются подростками гораздо длительнее, чем радостные (сравните: 13,39 и 4,59). Это связано с восприимчивостью подростков, с особенностями их образа «Я», застенчивостью, неуверенностью в себе, комплексами. В будущем - переживаются длительнее радостные события.
Следует отметить значительный разброс распределения среднего времени антиципации событий в целом (10,04) и радостных событий (6,61).


Распределение «веса» событий в зависимости от их содержания по типу событий


Таблица 5

Тип событий

I

II

III

IV

Биологический

Личностно-

Изменения

Изменения

тип

психологические

физической

социальной

 

изменения

среды

среды

1,55+1,08

7,75+3,50

1

2,19+1,28

12,41%

62,05%

8,01%

17,53%

3

1

4

2

 

На первом месте у подростков находятся личностные изменения, охватывающие широкий спектр различных событий и, вероятно, наиболее непосредственно характеризующие особенности адаптации. Эти изменения составляют 62,05%. На втором месте - изменения социальной среды (17,53%), что в 3,5 раза меньше, чем личностные изменения. Третье место занимают изменения биологического типа (12,41%), что в 5 раз меньше, чем личностные изменения. Наименее значимы изменения физической среды (8,01%).
Такое распределение по типам может быть связано с изменением в подростковом возрасте потребностной сферы, с ростом значения самопознания и саморазвития. Социальные события связаны с присутствием другого человека, групп людей.
Наблюдается значительный разброс «веса» событий в зависимости от их содержания по личностному типу событий.


Таблица 6
Распределение «веса» событий в зависимости от их содержания по видам событий

Вид событий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1,97+

10

1,71+

1,53+

1,67+

3,33+

1,50+

2,29+

1,26+

4,32+

1,13+

1,69+

1,19

 

1,38

1,23

0,93

2,10

0,71

1,12

0,45

1,72

0,46

1,01

8,42

4,27

7,31

6,54

7,14

14,23

6,41

9,79

5,38

18,46

4,83

7,22

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

4

12

5

8

7

2

9

3

10

1

11

6

Рассматривая виды событий, следует указать, что на первом месте находятся события, связанные с учебой (18,46%); на втором месте - события, связанные с образом себя (14,23%); третье место занимают события, связанные с межличностными отношениями (9,79%). Но чаще всего назывались события типа: «Сдала экзамены в 8 класс», «Участвовал в олимпиаде по математике», «Приехала подруга», «Познакомился с новыми друзьями». Наименее значимы события, касающиеся работы (4,83%) и брака (4,27%).


Подводя итоги изучения осознания подростками событий жизненного пути, следует отметить:
- преобладание количества прошедших событий над будущими и радостных над грустными;
- «вес» прошедших событий больше «веса» будущих событий, «вес» грустных событий меньше «веса» радостных событий;
- количество значительных событий доминирует над количеством событий умеренного значения и менее значительных событий;
- у подростков по степени удаленности событий более отдалены события будущего, а длительнее переживаются грустные события в прошлом и радостные в будущем;
- личностно-психологические изменения преобладают над другими типами (биологическим, изменениями окружающей и социальной среды);
- события, связанные с учебой, с образом себя, с межличностными отношениями превалируют над другими видами событий;
- кроме вышеназванных особенностей, необходимо отметить у подростков значительный разброс:
- по распределению продуктивности осознания событий (общему количеству событий и количеству радостных событий);
- по оценке значимости («весу») событий;
- по количеству значительных событий;
- по среднему времени антиципации - у радостных событий и событий в целом.

Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.