Богомаз С.Л., Алексеенок Д.В.
Для изучения и оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности была использована методика «Психологическая автобиография». Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека, особых ситуаций, тесто связанных с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я», поэтому методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, или особенности восприятия ситуаций, или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.
Эта методика была предложена 93 учащимся 8-9 классов. Были проведены анализ и интерпретация данных по основным параметрам. Исследование проходило на базе гимназии № 2 г. Витебска.
Изучив осознание подростками событий жизненного пути, проанализируем данные по 5 параметрам.
Таблица 1
Распределение продуктивности восприятия осознаваемых подростками событий жизненного пути
Общее
|
Количество
|
Количество
|
Количество
|
Количество
|
количество
|
прошедших
|
будущих
|
радостных
|
грустных
|
событий
|
событий
|
событий
|
событий
|
событий
|
10,46+4,19
|
6,69+2,73
|
3,77+2,27
|
8,69+3,36
|
1,77+2,12
|
100%
|
63,96%
|
36,04%
|
83,08%
|
16,92%
|
Из таблицы 1 видно, что у подростков количество прошедших событий (63,96%) преобладает над количеством будущих событий (36,04%) в 2 раза. Это свидетельствует о том, что подростки более не уверены в будущих событиях, а роль прошлого опыта значительна. Количество радостных событий (83,08%) преобладает над количеством грустных событий (16,92%) в 5 раз, что говорит об оптимизме подростков. В будущем подростки как бы «обобщают» события, называя наиболее существенные моменты в жизни человека, связанные с получением образования, трудоустройства, а также браком или рождением детей. Прошлое же отражается в конкретных событиях, которые были в их жизни («Поступил в 1-й класс гимназии», «Первый раз поехал в Польшу», «Развод родителей», «Родилась моя сестра», «Сдала экзамены в 8-й класс»). В целом - продуктивность осознания подростками событий жизненного пути достаточно высока (10,46), однако следует отметить и тот факт, что у подростков наблюдается очень значительный разброс количества событий, что свидетельствует о том, что на количество событий влияют индивидуальные особенности подростка. Есть подростки, продуктивность которых равна 4, а есть те, у которых она равна 14. Распределение событий по оценке значимости («весу»)
Таблица 2
Общий «вес» событий
|
«Вес» прошедших событий
|
«Вес» будущих событий
|
«Вес» радостных событий
|
«Вес» грустных событий
|
46,13+19,81
|
28,54+12,53
|
17,59+11,24
|
36,77+16,23
|
9,36+9,19
|
100%
|
61,87%
|
38,13%
|
79,71%
|
20,29%
|
Из таблицы 2 следует, что «вес» прошедших событий (61,87%) в осознании подростков играет более существенную роль, чем «вес» будущих событий (38,13%) - в 1,5 раза, «вес» радостных событий (79,71%) превалирует над весом грустных событий (20,29%) в 4 раза. Распределение событий по оценке значимости имеет по всем пунктам значительный разброс.
Распределение показателей количества событий, оказавших различное влияние на подростков
Таблица 3
Количество
|
Количество
|
Количество
|
значительных
|
событий умеренного
|
грустных
|
событий
|
значения
|
событий
|
8,89+4,25
|
1,68+0,71
|
1,62+0,99
|
72,79%
|
13,85%
|
13,36%
|
Одно и то же событие может иметь различную значимость для различных людей. Из осознанных событий у подростков преобладают значительные события (72,79%). Количество событий умеренного значения и количество менее значительных событий практически равно (соответственно 13,85% и 13,36%). Следовательно, подростки указывают значимые для них события, которые произошли в их жизни и оказали на них значительное влияние. Среди значительных положительных событий подростки называли такие, как «Я поступила в гимназию», «Я родился», «Ездила в «Зубренок», то есть связанные с учебой, с проведением свободного времени. Среди значительных негативных событий отмечались такие, как смерть, состояние здоровья. Количество значительных событий в 5,5 раз больше, чем количество событий умеренного значения и чем количество менее значительных событий. Наблюдается особенно большой разброс количества значительных событий.
Таблица 4 Распределение среднего времени ретроспекции и антиципации событий
Среднее время ретроспекции
|
Среднее время антиципации
|
Радостные события
|
Грустные события
|
События в целом
|
Радостные события
|
Грустные события
|
События в целом
|
4,59+2,70
|
13,39+3,51
|
4,27+2,29
|
5,42+6,61
|
3,25+3,18
|
6,67+10,04
|
20,63%
|
60,18%
|
19,19%
|
35,33%
|
21,19%
|
43,48%
|
При сопоставлении степени удаленности событий в прошлое и будущее оказалось, что существует склонность называть более отдаленные будущие события и более близкие прошлые. Это связано со значимостью прошлого опыта для подростков и сложностью предсказания будущего. Грустные события в прошлом переживаются подростками гораздо длительнее, чем радостные (сравните: 13,39 и 4,59). Это связано с восприимчивостью подростков, с особенностями их образа «Я», застенчивостью, неуверенностью в себе, комплексами. В будущем - переживаются длительнее радостные события. Следует отметить значительный разброс распределения среднего времени антиципации событий в целом (10,04) и радостных событий (6,61).
Распределение «веса» событий в зависимости от их содержания по типу событий
Таблица 5
Тип событий
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Биологический
|
Личностно-
|
Изменения
|
Изменения
|
тип
|
психологические
|
физической
|
социальной
|
|
изменения
|
среды
|
среды
|
1,55+1,08
|
7,75+3,50
|
1
|
2,19+1,28
|
12,41%
|
62,05%
|
8,01%
|
17,53%
|
3
|
1
|
4
|
2
|
На первом месте у подростков находятся личностные изменения, охватывающие широкий спектр различных событий и, вероятно, наиболее непосредственно характеризующие особенности адаптации. Эти изменения составляют 62,05%. На втором месте - изменения социальной среды (17,53%), что в 3,5 раза меньше, чем личностные изменения. Третье место занимают изменения биологического типа (12,41%), что в 5 раз меньше, чем личностные изменения. Наименее значимы изменения физической среды (8,01%). Такое распределение по типам может быть связано с изменением в подростковом возрасте потребностной сферы, с ростом значения самопознания и саморазвития. Социальные события связаны с присутствием другого человека, групп людей. Наблюдается значительный разброс «веса» событий в зависимости от их содержания по личностному типу событий.
Таблица 6 Распределение «веса» событий в зависимости от их содержания по видам событий
Вид событий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1,97+
|
10
|
1,71+
|
1,53+
|
1,67+
|
3,33+
|
1,50+
|
2,29+
|
1,26+
|
4,32+
|
1,13+
|
1,69+
|
1,19
|
|
1,38
|
1,23
|
0,93
|
2,10
|
0,71
|
1,12
|
0,45
|
1,72
|
0,46
|
1,01
|
8,42
|
4,27
|
7,31
|
6,54
|
7,14
|
14,23
|
6,41
|
9,79
|
5,38
|
18,46
|
4,83
|
7,22
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
4
|
12
|
5
|
8
|
7
|
2
|
9
|
3
|
10
|
1
|
11
|
6
|
Рассматривая виды событий, следует указать, что на первом месте находятся события, связанные с учебой (18,46%); на втором месте - события, связанные с образом себя (14,23%); третье место занимают события, связанные с межличностными отношениями (9,79%). Но чаще всего назывались события типа: «Сдала экзамены в 8 класс», «Участвовал в олимпиаде по математике», «Приехала подруга», «Познакомился с новыми друзьями». Наименее значимы события, касающиеся работы (4,83%) и брака (4,27%).
Подводя итоги изучения осознания подростками событий жизненного пути, следует отметить: - преобладание количества прошедших событий над будущими и радостных над грустными; - «вес» прошедших событий больше «веса» будущих событий, «вес» грустных событий меньше «веса» радостных событий; - количество значительных событий доминирует над количеством событий умеренного значения и менее значительных событий; - у подростков по степени удаленности событий более отдалены события будущего, а длительнее переживаются грустные события в прошлом и радостные в будущем; - личностно-психологические изменения преобладают над другими типами (биологическим, изменениями окружающей и социальной среды); - события, связанные с учебой, с образом себя, с межличностными отношениями превалируют над другими видами событий; - кроме вышеназванных особенностей, необходимо отметить у подростков значительный разброс: - по распределению продуктивности осознания событий (общему количеству событий и количеству радостных событий); - по оценке значимости («весу») событий; - по количеству значительных событий; - по среднему времени антиципации - у радостных событий и событий в целом.
Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003 |