Пространство жизни приемной семьи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., 7-9
Настоящая статья посвящена анализу жизненного пространства приемной семьи. Несмотря на трансформацию семейных ценностей в обществе, семья по-прежнему остается лучшим местом для воспитания ребенка. Современные исследования приемной семьи сосредоточены на конкретных аспектах, связанных с приемом детей в семью: психология приемного родителя и ребенка, факторы, способствующие успешной адаптации, и т.д. И среди них практически не встречаются работы, в которых был бы представлен целостный взгляд на данную проблему, учитывались бы все аспекты приема ребенка в семью как взаимосвязанные и изменяющиеся под влиянием друг друга.

В нашей работе мы предлагаем рассмотреть среду, в которой предстоит адаптироваться приемному ребенку, с точки зрения жизненного пространства семьи, как динамическую систему. В работе представлены основные параметры жизненного пространства приемной семьи: степень удовлетворенности потребностей личности, величина пространства свободного движения личности, внешние барьеры и степень согласованности целей членов семьи. Показано влияние мотивации родителей на жизненное пространство приемной семьи. Оптимальной мотивацией для приема ребенка в семью является помощь ему, наиболее трудной для успешной адаптации — замена приемным ребенком эмоциональной пустоты после потери собственного ребенка или супруга. Проанализировано изменение жизненного пространства семьи после приема ребенка в семью. Эти изменения заключаются в трансформации системы отношений, вступление родителей в группу приемных родителей, повышение открытости семейной системы, что создает условия для развития приемного ребенка в жизненном пространстве приемной семьи. Особое внимание в статье уделено проблеме срыва адаптации ребенка в семье как невозможности интегрировать его в семейной пространство. Обозначены основные факторы, определяющие жизненный потенциал приемной семьи: синхронизация — десинхронизация членов семейной системы, опыт и способность семейной системы к его усвоению, внутренние и внешние ресурсы.
Ключевые слова: приемная семья, жизненное пространство, жизненный потенциал приемной семьи.


Если я это я, то ты это ты, если ты это ты, то и я это я, но если я не я, то и ты не ты, ведь если ты не ты, то и я не я.
Хасидская притча


В современном обществе семья претерпела множество разнонаправленных изменений. Повысилась независимость членов семьи друг от друга, расширились возможности для самореализации вне семьи, стали популярными идеи проживания жизни для себя и трактовки воспитания детей как пустой траты времени. Тем не менее традиционная семья с детьми входит в основные события жизненного сценария человека. По-прежнему лучшей формой для социализации детей является семейное жизнеустройство. В этом смысле особую актуальность приобретает понимание жизненного пространства приемной семьи как места, куда приходит, где адаптируется и социализируется приемный ребенок, определение жизненного потенциала приемной семьи с точки зрения прогноза успешности принятия ребенка в семью.
В современном научном поле представлено большое количество как отечественных [Ослон, 2006; Прихожан, Толстых, 2005; Соломатина, 2008], так и зарубежных исследований [Bowlby, 1973; Lee et al., 2006; Johnson et al., 2006], посвященных приемным детям и их адаптации в семье. Уклон в них направлен на психологические характеристики приемного родителя [Николаева, Япарова, 2007], его (ее) мотивацию [Anderson, 2001; Палиева и др., 2011; Паламарчук, 2016], на предшествующий жизненный опыт ребенка [Rees, Selwyn, 2009; Goldman, Ryan, 2011; Соломатина, 2008], который чаще всего в реальности не рассматривается, а исчисляется в «сроке депривации» ребенка и степени нарушенности его психического функционирования [Johnson et al, 2010; Прихожан, Толстых, 2009; Шульга, 2016].
На этапе отбора будущих приемных родителей рассматривается жизненная ситуация [Ослон, 2006], в ее анализ включаются оценки: (1) стабильности функционирования семьи; (2) материально-экономической состоятельности семьи; (3) адекватности ожиданий кандидатов от приема ребенка в семью, возможных рисков семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка на безопасное и надежное семейное окружение; (4) удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями.
Эти исследования по преимуществу сосредоточены на конкретных аспектах, связанных с приемом детей в семьи: психология приемного родителя, психология приемного ребенка, факторы, способствующие успешной адаптации, и т. д. Среди них практически не встречаются работы, в которых бы был представлен целостный взгляд на данную проблему, в которой бы учитывались все аспекты, связанные с приемом ребенка в семью как взаимосвязанные и изменяющиеся под влиянием друг друга.
В нашей работе мы предлагаем рассмотреть среду, в которой предстоит адаптироваться приемному ребенку, как динамическую систему жизненного пространства. Семья является важнейшей частью жизненного пространства человека с одной стороны, а с другой — выступает малой группой со своим жизненным пространством. Жизненное пространство семьи определяется К. Левином как система отношений, которая возникает между ее членами. В семье жизненные пространства людей пересекаются, затрагивая основные части личности [Левин, 2000], создавая точки напряжения и трансформации. Наиболее важными параметрами для анализа напряжения в семье как малой группе с нашей точки зрения являются следующие: степень удовлетворенности потребностей личности, величина пространства свободного движения личности, внешние барьеры и степень согласованности целей членов семьи. В целом они раскрывают те препятствия и точки роста, которые возникают в жизненном пространстве приемной семьи. Далее мы рассмотрим, как они раскрываются.


Основные параметры жизненного пространства приемной семьи


Степень возможности удовлетворения потребностей членов семьи взаимосвязана с мотивацией сохранения брачных отношений на данный момент времени. При появлении приемного ребенка взрослые члены семьи часто могут не осознавать уровень депривации своих личных потребностей в семейной системе и ожидают, что появление приемного ребенка может способ-
ствовать удовлетворению их потребностей в принятии, любви, принадлежности и т. д. Основная идея, обычно стоящая за этим тезисом, заключается в том, что большое количество любви и заботы по отношению к ребенку «вылечит» все последствия сиротского опыта. В реальности ребенок при перемещении из детского дома или семьи кардинально меняет свое жизненное пространство и проживает утрату в связи с потерей привычных условий своей жизни (взрослые, круг друзей, быт и др.), даже если они были крайне неблагополучные. У ребенка в этот период возникает необходимость во времени для принятия новых условий жизни, и чем старше ребенок, тем больший период может потребоваться для изменения представлений о жизненном пространстве и принятия произошедших изменений. При этом чрезмерное проявление любви и заботы со стороны приемных родителей может привести к росту напряжения у приемного ребенка в связи со страхом быть неуспешным и быть возвращенным в ту среду, которую ему удалось покинуть. Как иллюстрацию можно привести пример из личной консультативной практики. Иностранная приемная семья пригласила меня на консультацию в связи с тем, что русскоговорящий ребенок, для которого они хотели сохранить русскоязычную среду после усыновления в одну из стран Европы, отказывался от говорения на русском языке и общения с бывшими соотечественниками. По-видимому, для него общение на родном языке порождало огромное напряжение, связанное с внутренним страхом быть возвращенным в те условия, из которых он вышел благодаря усыновлению.
С другой стороны, приемные родители, которые изо всех сил стараются удовлетворить потребности приемного ребенка, как они их представляют, со временем начинают испытывать жесточайшую фрустрацию, связанную с истощением эмоциональных ресурсов. Как следствие, формируется неудовлетворенность уже их потребностей в результатах своей родительской деятельности. Начинает нарастать напряжение в семейной системе, члены семьи пытаются перенести свои эмоции на других членов семьи, пытаясь получить ресурсы для продолжения выполнения родительских функций.
Особенно сильно отражается это на семьях, находящихся под внешним давлением тех или иных социальных групп — старших
родственников, отдела опеки, детского сада или школы. Они начинают ощущать груз ответственности, внешней оценки и контроля. Конечно, часто эта оценка и связанный с ней рост тревоги представлены лишь во внутреннем мире родителя. Но она отражается на жизненном пространстве приемной семьи, влияя на его параметры.
При нарушенных границах с прародительской системой приемная мать может сталкиваться с постоянными негативными оценками своей деятельности в качестве родителя, что затрудняет формирование родительского авторитета, вводит ребенка в смятение и препятствует появлению доверия.
На этом этапе начинают страдать и супружеские потребности, так как нет времени и сил для совместного проведения времени вдвоем, не хочется и очень страшно оставить ребенка даже на короткое время одного, что очень напоминает семью, в которой только что родился свой ребенок.
Другой момент напряжения связан с масштабами, спецификой и суверенностью самого жизненного пространства семьи. Жизненное пространство семьи может оказаться недостаточно обжитым уже существующими членами семейной системы к моменту появления приемного ребенка, что приводит к одной из двух полярных крайностей: все жизненное пространство семьи «перекраивается» под потребности приемного ребенка, в результате чего родители лишаются собственного места в нем, либо же родители не обеспечивают личного пространства ребенку через принуждение его к соблюдению жестких правил и границ в их жизненном пространстве, что заставляет ребенка бороться за свои границы и наступать на границы родителей.
Перестроение жизненного пространства, связанное с появлением приемного ребенка, обычно занимает около трех лет — именно столько времени необходимо для изучения своего места в этом пространстве и формирования адекватных границ. В этот период высочайшее значение имеет личностная зрелость родителей, их готовность помнить о том, что приемный ребенок обживает жизненное пространство их семьи, многократно говорить о том, как здесь все устроено, какие правила взаимодействия в этом пространстве. Способность к этому во многом зависит от психологического прошлого приемных родителей — их опыта, текущего настоящего — их сегодняшних ценностей, готовности к переменам и совместному творчеству с ребенком, и психологического будущего — ожиданий от реализации себя в качестве приемных родителей. Как иллюстрацию позитивного изменения жизненного пространства приведу пример из консультативной практики. Девочка принята в семью из тяжелой жизненной ситуации, в которой присутствовало насилие, нарушение границ, отсутствие уважения к потребностям ребенка (находилась много времени запертой в маленькой комнате в одиночестве). Приемные родители воспитывали ее как единственного ребенка, и оба могли уделять ей много времени. На момент прихода девочки в их семью они жили в однокомнатной квартире, находились много времени дома, что позволило девочке напитаться телесным и эмоциональным контактом. Однако, когда девочка выходила на улицу, она очень боялась открытых пространств, и не отпускала родителей, боялась прогулок в местах, где много других детей и взрослых людей. После прогулок часто раскачивалась, снимая таким образом напряжение, и не оставляла рук родителей. Родители приняли решение купить добротный деревенский дом с участком и на видном месте в доме повесили крепкие качели, на которых девочка могла качаться столько, сколько хочет, и она могла позвать туда того, кого хотела. На земле для девочки создали безопасную среду, где девочка могла выстраивать свои границы — детскую беседку, кукольный домик. Благодаря этому, постепенно осваиваясь, девочка смогла сначала звать других детей на свою территорию, адаптировалась к жизненному пространству, страхи были преодолены, и она смогла реализовывать себя в обычной детской жизни.


Внешние барьеры жизненного пространства приемной семьи


Жизненное пространство приемной семьи легко может становиться проницаемым для внешнего «вторжения», особенно когда ребенок, который принят в семью, не усыновляется, а берется под опеку. С одной стороны, юридически семья, которая берет ребенка именно под опеку, «как бы» имеет возможность отказаться от отношений с этим ребенком, если что-то пойдет не так, и это снижает напряжение, так как формально приемные родители ощущают себя более свободными. В этом случае существует неопределенность, связанная с неясностью ролей с точки зрения ребенка — он получает возможность жить в семье, но его статус не определен — неизвестно, когда его усыновят. Для многих детей это болезненно отражается на их самоидентификации, мешает создавать доверие к семье. Ребенок не может почувствовать себя полностью принятым и защищенным, испытывает страх потери отношений, если что-то пойдет не так, и, как следствие, считает свою семью ненадежной.
Приемные родители могут не осознавать в полной мере своих материальных возможностей в неопределенности динамично меняющегося мира, избегать усыновления, потому что такой вид жизнеустройства лишает их материальной поддержки, льгот, которые необходимы для жизни в настоящем и в будущем (питание, оплата проездных билетов, возможность получить жилплощадь). Приемные родители думают о том, что это их ребенок навсегда (скрытое усыновление), но деньги не лишние. Для ребенка материальная мотивация и ценности трудны для понимания, его основная ценность — это быть членом семьи наравне со всеми, особенно если в семье есть родные дети. Это хорошо видно из следующего примера. В семье, имеющей четырех кровных детей и двух приемных, было принято решение о таком распределении средств: деньги, получаемые на опекаемых детей, копились для них на будущее, а семья жила на доходы, получаемые родителями. Когда приемные дети достигли совершеннолетия и получили возможность распорядиться накопленными средствами, они сделали это нерационально, что привело к конфликту с приемными родителями с одной стороны и к появлению чувства вины у родителей за то, что они «зря» не тратили деньги опекаемых детей, ущемляя в материальных возможностях кровных детей. Нельзя не заметить, что в семье не было принято обсуждение с детьми «этих денег», материальный запас был создан «из лучших побуждений», отчасти нарушение коммуникации в этой области и привело к таким последствиям.
Взаимодействие с органами опеки как организацией, осуществляющей внешний контроль, должно быть понятным для приемной семьи и способствовать эффективности приемной семьи. Когда в приемной семье подрастают сложные дети (а именно на подростковый возраст приходится наибольшая часть вторичных отказов), органы опеки могут участвовать в установлении границ для приемных детей и обеспечивать «связь с реальностью». Поясним на примере из консультативной практики. В одной из приемных семей находились старшие приемные дети 16 и 17 лет, которые разрушительно проживали свой подростковый возраст — могли не ночевать дома, употребляли ПАВ, угрожали младшим приемным детям. Кроме приемных детей, в семье росли кровные дети младшего школьного возраста. В целом складывающаяся обстановка была трудной для всех участников, попытки родителей вернуть старших девочек «в рамки» не приносили успеха, использовалась идея «мы приемные, ты не можешь с нами ничего сделать». И в этом случае беседа с инспектором из органов опеки помогла переустановить границы и правила в семье, и девочки осознали свою ответственность и границы дозволенного.
Конечно, такая форма жизнеустройства приемного ребенка приводит к тому, что жизнедеятельность семьи контролируется и регулируется социальными органами. Внешний контроль создает в свою очередь повышенное напряжение и тревогу в поле приемной семьи. Любое внутреннее действие начинает оцениваться как бы «внешним взором» — с точки зрения «других». Следующий пример из консультативной практики иллюстрирует негативное влияние такого контроля. Одинокая приемная мама приняла в семью двух приемных детей — брата и сестру. Брат был младшим и в детском саду начал рассказывать о том, что мама любит его меньше, чем сестру, что она хотела девочку, а от него хочет избавиться. К сожалению, слова мальчика были приняты в детском саду за чистую монету, мама была поставлена на строгий учет, семья стала чаще проверяться органами опеки, что привело к критическому возрастанию тревоги в приемной семье и через некоторое время приемная мама попала в больницу с невротическим состоянием.
Внешним барьером для жизненного пространства приемной семьи может становиться и социальная принадлежность к группе приемных родителей. Если эта принадлежность признается и является значимой, то очень важно соответствовать ценностям данной группы, защищать их, иметь тех же идейных «врагов», противостоять тем, кто придерживается иных ценностей и менять свое мировоззрение на защиту приемных детей от тех, кто якобы их не любит. Такая позиция может быть оправданной в некоторых случаях, а может стать следствием сильно выраженной тревоги и присоединением родителей к сиротскому опыту ребенка, желанием его всегда защищать. В таких условиях у ребенка формируются психологические особенности, которые побуждают к нарушению границ других и «обслуживают» вседозволенность, нарушая адаптацию ребенка в социальной среде. Частым примером из практики является ситуация, когда приемные родители отдают приемных детей в элитные гимназии, в которых они не справляются с нагрузкой по объективным причинам, а родители рассматривают эту ситуацию как «гонение по статусу», не желая признавать отсутствие у ребенка ресурсов на освоение такой учебной программы.


Степень согласованности целей членов приемной семьи


Несмотря на то что обычно приемные родители и их дети, уже проживающие в семье, проходят психологическую подготовку к приему ребенка, их цели могут расходиться. Обычно кровные дети дошкольного возраста, которые уже находятся в семье, ожидают приемного ребенка как товарища по играм, мотивация помощи и сочувствия в этом возрасте у них не может быть длительной и являться основной. Супружеские цели могут быть сходными в приеме ребенка, а могут быть рассогласованными, что приводит к напряжению в жизненном пространстве семьи, актуализирует стремление выйти из зоны общего жизненного пространства с приемным ребенком. Приведем пример из консультативной практики. Семья, образовавшаяся после кончины первого мужа женщины, достаточно быстро приняла решение о приеме ребенка, несмотря на то что новый муж не имел большого желания становиться приемным отцом, но пошел на поводу у жены, поддержал ее в этом желании. Приемная мама находилась в психологическом состоянии проживания утраты своего первого мужа, и желание иметь приемного ребенка было направлено больше на заполнение эмоциональной пустоты, образовавшейся в результате потери. Они приняли в семью мальчика, воспитание которого требует эмоциональной вовлеченности и физического участия отца, к чему он оказался не готов. Обращение к специалистам службы поддержки приемных родителей помогло остановить назревавший конфликт, который мог бы закончиться разрушением семьи и вторичным отказом от ребенка.
Как можно увидеть, такой подход к пониманию трудностей и возможностей семьи, принимающей к себе ребенка, позволяет рассматривать ее как целостность через обозначенные параметры жизненного пространства (степень удовлетворенности потребностей личности, величина пространства свободного движения личности, внешние барьеры и степень согласованности целей членов семьи). Отношения, формирующиеся в жизненном пространстве приемной семьи, могут развиваться и предоставлять возможности для приемного ребенка.


Мотивация решения о приеме ребенка, ее значение для изменения жизненного пространства семьи


Мотивация принятия решения об усыновлении или опекунстве является тем «топливом», на котором развиваются трудности адаптационного периода в приемной семье. Качество мотивации считается одним из решающих факторов в прогнозировании успеха семейного жизнеустройства семьи [Паламарчук, 2016]. Теория мотивации К. Левина трактует мотивацию как динамическую «систему напряжений», в которой взаимосвязаны побуждения индивида и их объекты [Левин, 2001]. Несомненной заслугой для понимания мотивации и ее последствий для жизненного пространства приемной семьи является разделение потребностей на истинные, которые сохраняются длительное время, и квазипотребности, определяющиеся социальной обстановкой. В ситуации приемного родительства выделим ведущую потребность приема ребенка в семью, которая позволит определить основные мотивационные группы среди потенциальных приемных родителей.
В первую и наиболее многочисленную группу входят семьи, которые очень осознанно приходят к появлению у них приемного ребенка. Обычно ведущей идеей становится реализация собственного материнства или отцовства. Так как эти родители достаточно долго и ответственно готовятся к ролевой позиции приемных родителей, то у них есть внутренняя готовность уделять достаточно много времени и усилий воспитанию ребенка и стремлению максимально принять его как своего. Это имеет много позитивных следствий для настоящей ситуации приемной семьи. С другой стороны, данная мотивация определяет «психологическое будущее», которое сильно влияет как на период адаптации, так и на последующие отношения в семье, так как обычно такие семьи имеют завышенные ожидания от ребенка. Косвенным следствием этого является то, что для них очень важно быть «хорошими» родителями, и в ситуациях любых отклонений от условной нормы такие семьи очень сильно наращивают напряжение и теряют внутреннюю энергию семьи, так как ожидания не оправдываются. Такие семьи берут маленького ребенка не старше 5 лет, часто младенца. Семейная система здесь обычно ригидна, трудно перестраивается, что отражается на родительско-детских отношениях и возможностях понимания ребенка.
Вторая многочисленная мотивационная группа приемных родителей включает мотив помощи, они обычно ориентированы на создание среды для развития вместе с ребенком. Внутри этой группы выделяется две подгруппы: (1) семьи, которые ориентированы на изменения и готовы к динамическим изменениям вместе с ребенком, и (2) семьи, которые ориентированы на «вживление» ребенка в уже сложившуюся семейную систему, независимо от его индивидуальных особенностей.
Семьи, ориентированные на изменения вместе с приемным ребенком, обычно настроены на сопереживание и имеют динамичный характер, что позволяет легко адаптироваться к изменениям в семейном жизненном пространстве. Такие изменения обслуживаются интересом и любопытством к происходящим изменениям, при этом взрослые члены семьи характеризуются минимальными ожиданиями от ребенка, что напрямую связывается с получением удовлетворения от адаптации ребенка в приемной семье. При этом родители имеют личностную возможность создать такое жизненное пространство для ребенка, которое послужит ему опорой и позволит гармонично развиваться, осознавая свои возможности. При реализации такого подхода родители находятся в постоянной готовности к изменению вектора построения отношений через приобретение нового опыта и анализ обратной связи, получаемой от ребенка. В такой семейной системе меньше напряжения и она развивается достаточно гармонично.
Приемные родители, воспринимающие себя как имеющих большой жизненный и/или родительский опыт, хотят помочь ребенку через «вписывание» его в свою систему ценностей и видения мира. Они обычно не в состоянии менять свои систему установок, рассматривая стабильность собственных мировоззренческих взглядов как несомненную пользу для приемного ребенка. Тогда для ребенка, имеющего свое психологическое прошлое, сформировавшее его тем или иным образом, очень важно оказаться тем самым недостающим «пазлом» в жизненном пространстве семьи. Наибольшие шансы для успешной адаптации в жизненном пространстве семьи в таком случае имеют дети, которые с самого начала очень «подходят» родителям, умеют подстраиваться. Находясь в таком семейном пространстве, ребенок вынужден блокировать свои потребности, пытается быть успешным и хорошим, соответствовать той системе ценностей, которую транслируют родители. Обычно к третьему году жизни ребенок устает от постоянного блокирования своих истинных потребностей, у него нарастает внутреннее напряжение, что приводит к протестному поведению. Конечно, оно реализуется с тем самым упорством, которое так свойственно его приемным родителям. В итоге возникает противостояние и конфликт, который приводит к дисгармо- низации отношений и формирует личность ребенка с дезадаптивными проявлениями.
Еще один мотив приема ребенка в семью — утрата собственного, кровного ребенка и невозможность родить другого в связи с возрастом или состоянием здоровья. Здесь крайне важным является степень прожитости перенесенной утраты. В случае конструктивно прожитой утраты у родителей нет в настоящем страха опять потерять ребенка или быть плохими родителями. Одновременно собственный прожитый тяжелый опыт позволяет быть более принимающими и внимательными по отношению к границам ребенка, иметь возможность давать адекватную обратную связь.
Семьи с непрожитой утратой испытывают трудность с формированием адекватных границ, имеют тенденцию к чрезмерному сопереживанию к прошлому опыту ребенка и желание оградить ребенка от пережитой боли. В этих условиях повышается опасность формирования дезадаптивной личности, так как ограждение от проживания негативных чувств и эмоций приводит к непониманию и непринятию ребенком собственных чувств, неспособности выдерживать эмоциональное напряжение, что часто провоцирует уход в зависимые типы поведения, наиболее ярким проявлением которого может служить компьютерная зависимость.
Следующую группу приемных родителей можно отнести к имеющим мотивацию на основе чувства долга. Обычно это родственники, которые берут под опеку близких по крови детей в связи с серьезными проблемами у их родителей или при утрате родителей. Они формируют жизненное пространство через призму гиперответственности за развитие ребенка и за его будущее, когда основным мотивом становится чувство долга или вины. Кроме реального желания помочь ребенку, в их чувствах много сожаления, последствий сниженной самооценки и желания искупить или исправить свои ошибки. В связи с этим у взрослых, замещающих родителей для детей, может быть нарушен доступ к собственным эмоциям или они могут быть плохо осознанными. У них также много переживаний в связи с невозможностью отказаться от выполнения этого долга, который они часто «тянут», даже не имея для этого ресурсов. Вследствие этого в жизненном пространстве приемной семьи возникают частые и множественные нарушения границ, тенденции манипулятивного управления детьми и невозможность понять истинные чувства ребенка.
Субъективное восприятие мира и количество энергии для реализации потребностей взаимосвязано с тем, как детская личность будет формировать границы и насколько будет иметь возможность принять помощь. У детей с опытом сиротства всегда есть депривация потребностей в их психологическом прошлом. Мотивация родителей становится тем ресурсом, который можно по-разному применить для помощи приемному ребенку. Приемные родители, имея разные мотивы, создают разные зоны напряжения, и дети чутко реагируют на это, стараясь стать частью семьи и строить свое жизненное пространство исходя из того, что они видят и чувствуют в настоящем.
Изменение жизненного пространства семьи в связи с приемом ребенка
После приема ребенка происходит изменение системы отношений семьи. Прежде всего, это социальные изменения — родители начинают относиться к группе приемных родителей. Внутри этой группы можно выделить тех, кто (1) признает, что они являются приемными родителями, показывает это, участвует в групповой активности и др., и (2) родителей, которые усыновляя или даже имея опекаемых детей, стараются сохранять тайну. На основании этого фактора часто определяется внутренняя возможность семьи обращения за помощью, пользование теми ресурсами, которые обеспечиваются самой принадлежностью к данной группе.
На этапе принятия решения о становлении приемной семьей все без исключения семьи, проживающие в Российской Федерации, проходят обучение в школах приемных родителей. Несмотря на существующие директивы по содержанию обучения в таких школах, реальность их влияния и сохранение аффилированности приемных родителей к школе сильно зависят от руководителей школ и, по опыту нашей практической работы с родителями, обучавшимися в разных школах, от степени психотерапевтической проработки во время обучения в ней.
Второе важное изменение в социальных отношениях приемной семьи состоит в том, что система приемной семьи изначально более открыта, так как она находится под контролем органов опеки с момента выбора на протяжении всего периода проживания ребенка в семье. Исключением являются семьи с усыновленными детьми, но в настоящее время такая форма семейного жизнеустройства становится все менее частой. Таким образом, выстраивание отношений с новым членом семьи происходит под реальным или воображаемым постоянным контролем органов опеки.
Приходя в уже сложившуюся систему отношений, ребенок не может сразу присвоить ее как нормативную для себя модель. На него влияют его прошлый опыт и сложившаяся до этого система ценностей, взглядов на мир, и отношений. Приемный ребенок изучает границы и правила новой семьи примерно в течение трех лет. При достаточном количестве эмоциональных ресурсов семьи и личностной зрелости родителей происходит процесс создания новой семейной системы — в ней рождаются новые законы, и ребенку интересно в этом участвовать, если он «вписывается» в новое жизненное пространство гармонично. Дети с сиротским опытом нередко имеют большее умение выходить из неприятных ситуаций, чем их приемные родители, которые часто не имели в своих жизненных историях негативного опыта. Однако часто эти стратегии небезопасны или не соответствуют принятым в семье стратегиям поведения. Тогда важным умением становится способность родителей вырабатывать вместе с ребенком стратегии поведения, помогающие адаптироваться в новой среде.
Столкновение с жизненной историей ребенка может привносить в жизненное пространство новой семьи такую информацию, с которой родители не готовы столкнуться, она может травмировать их. В случае неготовности родителей к проживанию травмы и принятию чувств ребенка и необходимости изменений ребенок может «взять власть в свои руки», манипулировать родителями, и, как следствие, не сможет адаптироваться, а привнесет в жизненное пространство приемной семьи механизмы дисфункциональной семьи.


Развитие приемного ребенка в жизненном пространстве приемной семьи


Приемный ребенок, живший до приема в семью в другом жизненном пространстве, должен освоить принципиально иное жизненное пространство приемной семьи. Многие специалисты, говоря об адаптации ребенка к приемной семьи, разрабатывают идею, что он как бы заново рождается и ребенку столько лет, сколько он находится в приемной семье. Для обживания жизненного пространства новой семьи действительно требуются немалые усилия. Они связаны в том числе с переживанием социальнопсихологического статуса ситуации, в которой находится приемный ребенок.
Поддержание отношений с биологической семьей считается важным для сохранения эмоциональных связей ребенка [Ослон, 2006], но одновременно может порождать множество трудностей в жизненном пространстве приемной семьи. Чаще всего мы сталкиваемся с представлениями, которые мешают адекватно взаимодействовать этим двум системам. Нередко мы можем видеть пропасть между ценностями приемной и биологической семьи ребенка.
Приемный ребенок во многих случаях остается юридически, а порой и фактически частью системы своей биологической семьи. У него остается фамилия биологических родителей, могут сохраняться имущественные отношения. Знание о том, что юридические отношения с приемной семьей прерываются вместе с достижением совершеннолетия, накладывает отпечаток на выстраиваемые отношения как со стороны родителей, так и ребенка.
Еще один важный социально-психологический аспект связан с возрастом приемных и кровных детей в семье. В некоторых странах Европейского союза запрещены усыновления или взятие детей под опеку, когда нарушается естественный порядок детей. Речь идет о семьях, в которых уже есть дети. Прием в такую семью ребенка, который по возрасту является старше самого старшего ребенка, предъявляет требования к перестройке отношений в детской подсистеме, с которыми система обычно не справляется. Также крайне нежелателен прием детей того же возраста, что имеющийся ребенок в семье. Дети оказываются в ситуации конкуренции, биологический ребенок теряет свое место, семейная система страдает от перенапряжения, что в итоге может приводить к срыву адаптации приемного ребенка.
Известно, что чем больше количество детей в доме, тем больше требуется индивидуального внимания от приемных родителей для адекватного удовлетворения потребности каждого ребенка. Проиллюстрируем сказанное примером из личной консультативной практики. Семья с тремя детьми приняла ребенка 7 лет, перенесшего утрату. Семьи дружили до момента трагедии, и дети были готовы к тому, что ребенок окажется в их семье, и готовы были оказывать поддержку. Один из детей в семье был такого же возраста, как и приемный, до момента размещения ребенка они дружили. Приемный ребенок очень ярко проживал утрату, нарушал границы всех детей и взрослых в фазе гнева. Семья должна была затрачивать огромные ресурсы в этот период для того, чтобы снизить конкурентность между детьми, и все могли заново сформировать границы. Было выделено индивидуальное время для каждого ребенка, не занятое функциональной активностью, отдельным «квестом» стало вождение детей в разные кружки и школы для снижения конкурентности. При этом создавалось общее жизненное пространство семьи — участием всех в совместных выездах и трапезах, поддержкой на соревнованиях и открытых уроках. На формирование нового жизненного пространства ушло около года, в итоге удалось сформировать границы и осознанное место для всех детей.
В этом примере можно увидеть, как осознанное формирование общего для всех жизненного пространства семьи с выстраиванием правил, защищающих индивидуальные границы каждого, позволило сохранить отношения и действительно принять ребенка в семью. Важен тот факт, что для этого потребовалось время.


Срыв адаптации в приемной семье как невозможность интегрировать ребенка в жизненное пространство семьи


Срыв адаптации и вторичные отказы от ребенка в приемной семье также могут быть рассмотрены через жизненное пространство. Особое значение в этом случае придается субъективному пониманию происходящего. В случае достаточной личностной зрелости как приемных, так и биологических родителей, они в состоянии брать на себя большую часть ответственности за построение отношений, закладывая и развивая их фундамент, который обеспечивается зрелой мотивацией родительства.
Когда ситуация в семье понятна всем участникам семейной системы (как взрослым, так и детям), у каждого члена семьи есть своя роль, очевидная ему, построены границы, обозначены и реализуются семейные ценности, тогда приемному ребенку предоставляется достаточно пространства для нахождения своего эмоционального места в ней.
На первом этапе адаптации к приемной семье ребенку требуется значительное количество времени для наблюдения, построение доверия на основе создающихся отношений и формирующихся границ. Отчасти это связано с психологическим депривационным прошлым большинства приемных детей, вследствие которого в актуальную ситуацию может привноситься страх к окружающему миру и людям. Например, находясь в ситуации, когда необходимо транслировать правила и границы поведения в семье, родители субъективно оценивают ситуацию как обучение ребенка, а ребенок с опытом насилия в биологической семье или в обстановке интерната будет воспринимать данную ситуацию как угрожающую, сопротивляться требуемым действиям, исходя из своего субъективного восприятия ситуации.
В оптимально функционирующей семье родители хорошо понимают психологические особенности всех участников, готовы к «маленьким шагам» по интеграции приемного ребенка в жизненное пространство семьи, развивают отношения с учетом личностных границ.
Основной причиной срыва адаптации можно назвать рост напряжения в жизненном пространстве приемной семьи, приводящий к необходимости «убрать» источник раздражения в связи с невозможностью другого способа снятия этого напряжения.
Рассмотрим причины, приводящие к росту напряжения в жизненном пространстве приемной семьи. Начнем с незрелой мотивации, в основе которой лежит реализация амбиций, построение нереальных, иллюзорных ожиданий и желание иметь власть над ребенком, желание «исправить», «спасти и сделать из него хорошего человека». В этом случае ребенок становится объектом воздействия, и родители ждут от него компенсации вложенных усилий. Огромные старания в жизненном пространстве такой семьи прикладываются для преодоления протеста и сопротивления со стороны ребенка. Иными словами, жизненное пространство наполняется трудом родителя, противоборством ребенка и опытом возможных неудач, которые обусловливаются непониманием особенностей детей и настойчивым желанием родителя удовлетворить потребность в успешном родительстве. Адаптации в этой ситуации не происходит или происходит медленно, так как ребенок находится в состоянии хронического стресса (напряжения), что не позволяет ему высвободить энергию для усилий, направленных на адаптацию. Нельзя забывать о том, что обычно приемные дети приходят из дисфункционального семейного пространства, поэтому у них нет возможности использовать механизмы, усвоенные в прошлом опыте.
Личностная незрелость родителя обусловливает желание пройти адаптационный период быстро, не погружаясь в специфику проблем, связанных с усыновлением, рассчитывая на влияние собственной любви и доброты, не затрачивая усилия на выстраивание границ, на работу по помощи ребенку в присвоении правил новой социальной ситуации, к которой он должен адаптироваться. В этом случае ребенок может быть вынужден занять родительскую позицию, поменяться ролями с родителем в семейном пространстве.
В связи с тем, что прошлый опыт приемного ребенка обычно негативный, трудности, возникающие в настоящем пространстве приемной семьи, легко его актуализируют. Прошлые воспоминания и страх того, что с этим прошлым его не примут родители, приводят к переживанию стыда и вины, что в свою очередь повышает эмоциональную закрытость ребенка, снижает самооценку и приводит к острой реакции на любые неудачи.
Прошлый опыт нарушения границ и способы его преодоления создает ситуацию, когда ребенку трудно справляться с нарушением его границ в жизненном пространстве приемной семьи либо в социуме. Это приводит к проявлению агрессии как известному ему механизму совладания с трудностями.
Родители, которые хотят реализовать свои ожидания, не всегда имеют надежный запас интереса к ребенку и, пока делают все необходимое для того, чтобы он оказался в семье, тратят много сил. Они ждут ребенка как избавления от их несчастий, компенсацию их некой неполноценности и связывают с приемным ребенком много ожиданий, не осознавая, что дальше предстоит еще больший труд, чем был на этапе усыновления. Это истощает их эмоциональный запас, возрождает прошлый негативный опыт, провоцирует нарастание дисфункциональности.


Жизненный потенциал приемной семьи


Жизненный потенциал приемной семьи характеризует ту жизненную энергию (тот энергетический заряд), которая есть в настоящий момент у приемной семьи. Перечислим факторы, которые будут способствовать или препятствовать накоплению и сохранению энергии.
• Степень синхронизации — десинхронизации участников семейной системы;
• Опыт и его усвоение семейной системой;
• Внутренние и внешние ресурсы семейной системы.
При выстраивании жизненного пространства важна возможность удовлетворения основных потребностей всех членов семьи. При появлении новых членов семьи — приемных детей — жизненное пространство должно подвергнуться некоторой «инвентаризации» и изменениям. Все члены семьи должны иметь возможность отдыха друг от друга, что позволит снизить напряжение внутри жизненного пространства. Мотивация является основным «топливом», позволяющим членам приемной семьи смотреть в одну сторону.
Степень синхронизации — десинхронизации участников семейной системы. Данный фактор проявляется в степени согласованности временных перспектив членов приемной семьи, который в свою очередь основан на их индивидуальном опыте и жизненном сценарии, который они предполагают для развития своей семейной системы.
Опыт и его усвоение семейной системой. С точки зрения системного подхода семья развивается и сохраняется за счет поддержания законов гомеостаза и гетеростаза в процессе прохождения по жизненному циклу [Андреева, 2004]. Переход семьи с этапа на этап сопровождается нормативными кризисами. Понятие нормативного кризиса связано с переходом на следующий нормативный этап жизненного цикла, связанный с повышением эмоционального напряжения и появлением необходимости выработки новых способов взаимоотношений. Если новые способы взаимодействия и достижения целей в семье не вырабатываются, то появляются дисфункциональные способы адаптации к новому жизненному этапу, которые позволяют семье сохранить себя на новом этапе развития при сохранении старых способов взаимодействия. Это может выражаться в регрессе — возврате на предыдущую стадию, уходе от решения проблем, в психосоматических заболеваниях, в изменении психологических границ семьи. Одновременно семья приобретает позитивный или негативный опыт прохождения кризисов. Очевидно, что семья со способностью к усвоению опыта обладает более высоким потенциалом, в связи с формированием позитивного образа прошлого и чувства «Мы».
Внутренние и внешние ресурсы семейной системы позволяют приемной семье использовать те возможности, которыми она обладает. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные особенности членов семьи, прежде всего их личностная зрелость, уровень которой может корректировать многие личностные особенности, которые традиционно считаются нежелательными для приемных родителей, такие как повышенная тревожность и др. Уровень личностной зрелости позволяет человеку осознавать себя, свое настоящее и индивидуальные особенности своего развития. Родитель с высоким уровнем личностной зрелости может находиться в роли наблюдателя по отношению к себе, понимая и принимая те процессы, которые с ним происходят, в том числе и те, которые можно назвать кризисными. Такой человек воспринимает кризис как ступень развития и маркер того, что наступило «время перемен», а поиск виноватых не работает на развитие и приобретение новых способностей. Личностная зрелость подразумевает и определенный уровень уверенности в себе и своей потенциальности. Это создает условия для того, чтобы делиться с приемным ребенком тем, что он имеет (любовь, деньги, духовные ценности, жизненный опыт и умения) без особых ожиданий быстрого получения результата, прежде всего потому, что он ориентирован на процесс скорее, чем на результат. Такой родитель может помочь практически любому ребенку, потому что мотивация его не имеет эгоистической направленности — ориентированной на свое удовольствие и исполнение ожиданий и мечтаний. Такой человек при выборе ребенка не будет предъявлять к нему необоснованных требований, хотеть, чтобы он соответствовал ожиданиям, будет трезво оценивать глубину проблем ребенка и свои возможности ему помочь. Он с интересом формирует и развивает среду, в которой ребенок обретает интерес к себе и миру, и понимает, что он находится в надежной обстановке. Такой родитель готов к раскрытию своего потенциала и развитию вместе с ребенком, не считает себя истиной в последней инстанции, хочет развиваться, анализировать ошибки и учиться от ребенка, признавая, что у него тоже большой опыт.
Важным является не только наличие внешних ресурсов, но и умение семьи организовать деятельность, направленную на их поиск, получение и рациональное использование.

Источник: Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н. В. Гришиной, С. Н. Костроминой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. — 532 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.