На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Значимость критериев выбора брачного партнёра при создании брачных отношений
Значимость критериев выбора брачного партнёра при создании брачных отношений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Балакирева Мария Алексеевна студентка
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье обсуждается значимость влияния критериев выбора брачного партнёра при создании брачных отношений. Рассматриваются основные факторы, влияющие на брачный выбор. Представлены точки зрения различных авторов на проблему создания брачных отношений. Проанализированы различные подходы к данной проблеме.

Ключевые слова: брак, брачный выбор, партнёр, семейные отношения, брачные мотивы.

Об актуальности проблемы выбора брачного партнёра и влиянии данного выбора на будущее семьи, свидетельствует возрастающее количество разводов в Беларуси. А также то, что рождаемость и качество семейного воспитания ниже того уровня, в котором заинтересовано общество. Так, согласно статистике «Национального статистического комитета Республики Беларусь», в 2020 году было заключено на 14,1% меньше браков, чем в 2019. А количество разводов возросло на 105% [13, с. 40].
Важно понимать, что семья является начальной структурой общества, на успешность существования которой значимое влияние оказывают политические и социально-экономические процессы. Необходимой основой для создания семейных отношений является выбор брачного партнёра. Он зависит от множества факторов, таких как: культурный, социальный и психологический [17]. На мотивацию выбора брачного партнёра могут оказывать влияние возрастные особенности человека, ценностные представления о структуре семьи, индивидуальные ценности, а также личностные установки на брак [6]. Важно понимать, что критерии и мотивы выбора брачного партнёра во многом определяют дальнейшие отношения супругов в браке.
Факторы выбора брачного партнера наиболее подробно раскрыты в работах А.И. Антонова и В.М. Медкова «Социология семьи» [3]. Обзор психологических и социологических теорий добрачных отношений, в том числе выбора партнера, был сделан И. Ю. Соловьевой [15]. Модели добрачных отношений и выбора брачного партнера рассмотрены в работах таких зарубежных авторов, как Г. Беккер, Э. Фромм, Ф. Энгельс, Т. Парсонс [5] и др.
В последнее время понимание семьи и брака претерпевает значительные изменения: снижается престиж семьи и потребность иметь детей, появляются альтернативные формы брака, такие как «гражданский» брак или гостевой брак. Однако не смотря на существующие изменения, общество по-прежнему заинтересовано в стабильной семье и её социальной эффективности, в повышении уровня рождаемости и социализации новых поколений. Поскольку именно семья служит первичной социальной основой, которая закладывает нравственные и психологические особенности человека, как будущего члена общества [9].
Под выбором брачного партнера понимается психологически значимый акт социальной ситуации развития личности, представляющий собой последовательную серию действий на основании брачных установок по подбору подходящего спутника жизни.
Значимую роль при выборе брачного партнёра играет культурная среда. Культура для современного человека является смыслонесущий и смыслопередающим аспектом человеческой практики и ее результатом. Культура также осуществляет символическое измерение социальных событий, что позволяет человеку находиться в особом жизненном мире, который он более или менее понимает, и совершает поступки, характер которых понят всеми остальными. Особенностью критериев выбора брачного партнёра является то, что для большинства народов они в целом являются скорее сходными, чем различными. Данный факт подтверждают исследования Д. Басса, опросив респондентов из разных стран мира, учёный выяснил, что на первом месте у представителей разных континентов на первом месте оказалась «взаимная любовь/привязанность», затем следуют надежность, эмоциональная устойчивость, зрелость и приятный характер [4].
Существуют значимые различия в мужских и женских ожиданиях. Так для мужчин более характерна озабоченность чертами, которые свидетельствуют о репродуктивных возможностях женщин. Сюда относится молодость, привлекательная внешность, особенности фигуры. В то время женщины более заинтересованы материальных возможностях мужчины, его способности содержать семью и выкормить потомство. В этих вопросах половая принадлежность решительно перевешивает культурные и региональные различия. Однако в вопросах таких черт как целомудрие, честолюбие, предпочитаемый возраст, то на них влияет культура.
Таким образом, кросс-культурные исследования Д. Басса позволяют выдвинуть гипотезу о том, что выбор брачного партнера основан на эволюционной стратегии, оптимально подходящей для обеспечения выживания вида [4].
Критерии выбора партнёра наиболее актуальны в добрачный период отношений. В этот период на первый план выходит совместимость, психологическая зрелость будущих супругов, а также позитивный эффект присутствия рядом другого человека [14].
С современной точки зрения считается, что целью супружеских отношений является создание благоприятной почвы для развития личности каждого из супругов. С ростом личности каждого из партнёра происходит и рост требований к супругу. Психологическая зрелость становится наиболее важным фактором. А. Маслоу называет психологически зрелым такого человека, который чувствует себя комфортно, безопасно в отношениях с партнером. Сила и полнота чувств тесно связаны с развитием его личности как будущего супруга [2].
Также на критерии выбора брачного партнёра могут влияют половые стереотипы. Еще один фактор, влияющий на вступление в брак, - это действие половых стереотипов. С точки зрения различных исследований, женщинам стереотипно приписывают субъективность суждений и социально-престижную ориентацию, мужчинам - объективность и прагматизм. Широко распространены в нашем обществе представления о мужчине как о «добытчике», а о женщине о как о «хранительнице семейного очага». Таким образом происходит стереотипная дифференциация образов «хорошего мужа» и «хорошей жены» [1].
На данный момент существует достаточно большое количество подходов к анализу брачного выбора: теория гомогамности Р. Винча, «теория обмена» Дж. Хоманса, теория ценностей Р. Кумбса, теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча, инструментальная теория Р. Сентера, теория нормативного воздействия Р. Хилла, теория «стимул - ценность - роль» Б. Мурштейна, экономические теории Г. Беккера и Р. Поллака, обобщающая теория С.И. Голода. Проведя анализ данных теорий, можно сделать вывод о том, что между некоторыми моделями существует достаточно большая схожесть. В основном эти концепции объединяет идея о важности внешних, социальных, ролевых и потребностных факторов при принятии решения о вступлении в брак.
Многочисленные исследования социологов и психологов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную» [15].
Данная идея озвучена также в трудах таких психологов как Т. В. Андреева [2], И. В. Гребенников [7], В. А. Сысенко [16] и А.Н. Сизанов [15].
Под готовностью человека в брачно-семейным отношениям как правило понимается «социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье» [9].
Одним из первых учёных, который связывал успешность брака с готовностью к нему был А. Адлер. Автор утверждал, чтобы быть готовым к любви и к браку, надо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Наиболее важными, по мнению Адлера, являются первые годы жизни человека, поскольку именно тогда закладываются основы способности и склонности к любви и браку. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения требуют от партнёра симпатии, способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. С точки зрения Адлера, вопрос о любви и браки входит в тройку жизненно важных сфер жизни человека, куда автор также включает жизнь в обществе, и наше поведение в отношении других и нашу деятельность. Не существует определённый правил о том, как подготовить себя к раку и семейной жизни. Прежде всего это связано с тем, что брак - это задача, которая стоит перед двумя людьми и поэтому решать им её нужно вместе [1].
Большое внимание готовности к семье и браку уделялось в трудах отечественных ученых. Так Т.Г. Поспелова и Т. М. Трапезникова определяют степень готовности к браку как систему социально-психологических особенностей личности, определяющих эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества [2].
По мнению С.В. Жолудевой психологическая готовность к браку является личностным образованием, представляющим собой систему с основными компонентами - супружеской ценностью, брачной мотивацией, супружеской иерархией, супружескими установками и ожиданиями, супружескими отношениями [8].
Другая отечественная психолог, И.Ю. Зудилина, понимает психологическую готовность к брачным отношениям как интегральную характеристику, объединяющую психологические мотивы, знания, умения, навыки, качества личности, обеспечивающие построение отношений супругов, находящихся в браке. Данные характеристики выражаются в операциональном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах. Показателем психологической готовности к браку является способность к взаимодействию, а также его значимые составляющие - взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние [10].
И.В. Гребенников указывает на то, что в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Однако, по мнению автора, даже настоящее взаимное чувство любви не означает того, что молодые люди готовы к браку - то есть, к реализации тех новых прав и обязанностей по отношению друг к другу и к будущим детям, которые появляются вместе с созданием семьи [7].
Формирование готовности к браку - это длительный процесс, который предполагает комплексное воспитательное воздействие, учитывающее не только возрастные, но и половые различия. Подготовка к браку включает важнейшие компоненты жизнедеятельности семьи, особое значение среди которых занимают нравственные и психологические аспекты. Так под нравственной подготовкой к браку понимается формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьей. Психологическая подготовка в свою очередь предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения [6].
Ещё одним учёным, занимавшимся изучением готовности к брачным отношениям, была Е.И. Зритнева. Она рассматривает данное понятие как социально-психологическое образование. Ценность работы автора представляет то, что ею было выделено четыре структурных компонента готовности к браку: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой [9].
Мотивы заключения брака оказывают существенное влияние на устойчивость семейных отношений и удовлетворенность браком. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал. Под мотивом следует понимать причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности [12].
Формирование мотивов вступления в брак представляет собой длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения социальных и природных потребностей в браке. Таким образом, чем выше степень зрелости взглядов и установок человека на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов. Однако в юношеском возрасте не все девушки и парни обладают личностной зрелостью, в связи с этим их мотивы вступления в брак также отличаются недостаточной зрелостью.
Среди мотивов создания семьи можно выделить такие как: любовь, взаимная симпатия, общность взглядов и интересов, боязнь одиночества,
продолжение рода, «бегство» от родителей, следование традиции, материальная выгода, сексуальный комфорт, вынуждающие обстоятельства (прежде всего, скорое появление ребенка), жалость, сострадание, месть и др. Причем названия мотивов могут варьироваться.
Согласно классификации С.И. Голода, высшим мотивом для вступления в брак является любовь. Исследования других авторов также показывают, что браки на основе любви и общих интересов оказываются чаще, чем другие браки, счастливыми или удовлетворительными [11]. Однако важно понимать, что любовь не является гарантией стабильности брака, в связи с этим необходимо наличие других мотивов. Так результаты социально-психологических исследований показали, что браки, заключенные, по мнению самих супругов, по любви, оказываются менее прочными, чем браки с другой мотивацией. Это объясняется не только влиянием неосознаваемых мотивов предпочтения, но и ошибками субъективного восприятия, допускаемыми на этапе выбора спутника жизни [2].
В свою очередь, исследование, проведённое Т.В. Андреевой совместно с А.В. Толстовой, показало, что наиболее удачным при вступлении в брак является сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов [2].
Н.Г. Юркевич в своем исследовании показал связь любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности им. Было установлено, что для счастливых браков преобладающим мотивом его заключения и у мужчин, и у женщин является любовь, но этот же мотив лидирует среди тех, кто оценивает свой брак как неудачный [2].
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Связано это со следующими фактами.
Во-первых, с точки зрения С.В. Ковалева, в нетерпении любви человек ищет не супруга, а любимого, забывая о том, что жить придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».
Во-вторых, романтическое восприятие любви отодвигает на второй план то обстоятельство, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции. Когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера [11].
Таким образом, важнейшим исходным фактором, определяющим прочность будущей семьи, является мотивация вступления в брак. В свою очередь человек, готовый к семейной жизни в мотивационно-смысловом аспекте, стремится к браку, считая его наиболее естественным и удобным способом удовлетворения потребностей. Данное желание является осознанным и подкрепляется многими причинами. Семейная жизнь привлекает человека как
процесс, в котором он осознанно и эмоционально желает участвовать и самореализовываться, он имеет осмысленные представления о тех результатах, которых предстоит достигнуть, и для него в семейной жизни важно удовлетворение потребностей и реализация ценностей партнера.
Значимую роль при выборе брачного партнёра играет культурная среда, мужских и женских ожиданиях. Н.Н. Нарицын выделил следующие внутренние критерии: родительский сценарий, первые навыки общения, которые ребёнок получает в детском саду и школе, импринтинг полового созревания и определенные генетические признаки
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что критерии выбора брачного партнёра имеют как социальную, так и культурноисторическую основу. Однако его мотивационными детерминантами становятся личностные особенности человека. Критерии выбора брачного партнера предполагают не только оперирование некоторыми базовыми представлениями о супружестве и о должном предбрачном поведении, знаниями о способах ухаживания и о типичных социально желательных эмоциях, предшествующих браку, но также и опору на некоторые ценности и нормы, так или иначе связанные с вступлением в брак.
Важнейшим исходным фактором, определяющим прочность будущей семьи, является мотивация вступления в брак. В свою очередь, человек, готовый к семейной жизни в мотивационно-смысловом аспекте, стремится к браку, считая его наиболее естественным и удобным способом удовлетворения потребностей. Данное желание является осознанным и подкрепляется многими причинами. Семейная жизнь привлекает человека как процесс, в котором он осознанно и эмоционально желает участвовать и самореализовываться, он имеет осмысленные представления о тех результатах, которых предстоит достигнуть, и для него в семейной жизни важно удовлетворение потребностей и реализация ценностей партнера.
Таким образом, по мнению большинства учёных, одного чувства любви и желания вступить в брак недостаточно для того, чтобы говорить о готовности потенциальных супругов к браку. Согласно мнению авторов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

Список литературы
1. Адлер А. Наука жить / А. Адлер; пер. с англ. и нем.: А.А. Юдин, Е.О. Любченко. - Киев: Port-Royal, 1997. - 34 с.
2. Андреева Г.М. Психология современной семьи / Г.М. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 434 с.
3. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: МГУ, Издательство международного университета бизнеса и управления, 1996. - 304 с.
4. Басс Д. Стратегия выбора партнера / Д. Басс // Сексология: хрестоматия. - СПб., 2001. - 437 с.
5. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках / Г. Беккер // ТНЕ818-Альманах. Женщина, мужчина, семья. - 1994. - №6. - С. 12-37.
6. Власова Л.А. Социально-психологическая готовность к браку у современной молодежи / Л.А. Власова // Современная Российская семья: традиции альтернативы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Муром, 2011. - С. 17-20.
7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.
8. Жолудева С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Жолудева. - Ростов н/Д, 2009. - 26 с.
9. Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Зритнева. - Ставрополь, 2000. - 24 с.
10. Зудилина И.Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Ю. Зудилина. - Самара, 2008. - 169 с.
11. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
12. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] /
14. Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Н.Н. Посысоев. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. - 328 с.
15. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А.Н. Сизанов. - Новопо- лоцк: Асвета, 2010. - 180 с.
16. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1986. - 125 с.
17. Фролова Ю.В. Имитационная модель формирования брачных пар / Ю.В. Фролова // Математические структуры и моделирование. - Омск, 2001. - С. 93.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.